Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.01.2005. Новая политика
Аждар Куртов
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали 18 января Договор о делимитации российско-казахстанской государственной границы. Окончательный текст договора был согласован делегациями обеих стран буквально накануне визита Назарбаева. О важности этого события говорит и тот факт, что свой первый зарубежный визит в этом году президент Путин совершил в Астану.
В документе отмечается, что для установления обозначения в соответствии с договором о государственной границе на местности, подготовки проекта документов демаркации Россия и Казахстан образуют на паритетных началах совместную российско-казахстанскую демаркационную комиссию.
В Новгороде есть известный памятник тысячелетию России, поставленный там еще в середине XIX века, разрушенный фашистами в тяжелую годину Великой Отечественной войны и затем снова восстановленный. И хотя точкой отсчета был взят вполне конкретный и бесспорный исторический факт – призвание новгородского князя Олега на престол в Киев, конечно с точки зрения современной науки можно поставить под сомнение было ли в 882 г. то Древнерусское государство государством.
Ведь понятия "государство" и "страна" отнюдь не всегда являются синонимами. Государство в том смысле, который мы сегодня вкладываем в это понятие, обязательно имеет четко обозначенные территориальные пределы. Для именования таких пределов и существует правовой термин "граница", или еще точнее – "государственная граница". Причем под территорией в данном случае имеют в виду и сушу, и воды, и недра и воздушное пространство.
Естественно, что поскольку по обе стороны государственной границы существуют два разных государства, то процесс оформления такой границы не может не быть двусторонним (если, конечно, речь идет о цивилизованных международных отношениях). Поэтому Закон "О государственной границе Российской Федерации" нормативно признает, что таким рубежом "…является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному оформлению".
Другими словами, Россия, стремясь быть нормальным государством, должна стремиться к заключению соответствующих договоров о границах со всеми сопредельными странами. Именно этим вопросам и был посвящен, в частности, визит в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 17-18 января. Подписанный 18 января договор о российско-казахстанской границе мы в данном случае оцениваем только с формально-правовой точки зрения (политические его оценки могут разнится в зависимости от многих факторов, влияющих на позицию конкретного эксперта).
С позиции права подписанием Договора завершен важный этап оформления отношений между нашими государствами. Весомость этого факта станет понятной, если мы вспомним, что граница России и Казахстана – самая протяженная в мире. Собственно эта граница состоит из сплошной сухопутной границы и морской границы на Каспийском море. Морская граница на Каспии в общих чертах была определена еще в 1988 г., когда Россия согласилась на размежевание северного Каспия на сектора, через несколько лет были подписаны и протоколы о прохождении этой границы, а также о разделе месторождений углеводородов каспийского шельфа, которые приходились на спорные участки.
Документы эти о морской границе отнюдь не были бесспорными. Ведь, во-первых, этими актами Россия фактически приняла участие в правовом оформлении разграничения Каспия, хотя с точки зрения международного права она и дальше могла настаивать на том, что статус Каспия должен регламентироваться двусторонними договорами между Россией и Ираном. Во-вторых, в результате применения так называемого метода срединной модифицированной линии при определении прохождения границы получилось, что российский сектор Каспия составляет 16,97 % или 63,43 тыс. кв. км, при протяженности береговой линии 1250 км. Казахстанский же сектор Каспия составляет 29,95 %, или 113,5 тыс. кв. км, при протяженности береговой линии 2 тыс. км. Но решение о морской границе было компромиссом, поскольку России и Казахстану удалось договориться о размежевании при реальных взаимных уступках (Казахстан уступал часть месторождений, на которые он претендовал ранее).
С сухопутной границей дело обстояло сложнее. С российской стороны с Казахстаном граничат сразу 12 субъектов РФ: Астраханская область (протяженность участка границы – 518 км), Волгоградская область (240 км), Саратовская область (552 км), Оренбургская область (1880 км), Челябинская область (869 км), Курганская область (574 км), Тюменская область (168 км), Омская область (1020 км), Новосибирская область (317 км), Алтайский край (844 км), Республика Алтай (517 км). Строго говоря, пограничной является еще и Самарская область, но она выходит к границе фактически только на стыке Саратовской и Оренбургской областей. Как видим, эта граница касается весьма большой части территории России: к ней непосредственно примыкает 70 административных районов, в которых проживает свыше 3 млн. человек. Вообще же в пограничных с Казахстаном субъектах Российской Федерации проживает 26 млн. человек.
С 1998 по 2005 год проходил процесс делимитации границы, то есть государственную границу определяли путем переговоров и наносили ее на карту. Именно этот процесс и завершился подписанием Договора. После этого предстоит еще процесс демаркации государственной границы, когда границу будут фактически обозначать на местности посредством установки системы пограничных знаков, речных и морских буев и иных средств.
Возвращаясь к процессу делимитации, еще раз укажем на сложность этого мероприятия. Ведь ранее границы между РСФСР и Казахской ССР были во многом формальными, умозрительными, они не несли той нагрузки, которая выпадает на долю государственной границы. В советский период истории народной хозяйство представляло единый организм. Поэтому, в частности, весьма была распространена практика, когда строительство многих объектов осуществлялось без учета административных границ. Например, железные и автомобильные дороги могли по несколько раз пересекать, петляя, то территорию России, то территорию Казахстана. Сейчас же государства встали перед проблемой: создавать ли в каждом таком случае пограничный и таможенный пост, или действовать как-то иначе (например, обменом территорий).
Во многих случаях в интересах хозяйственной целесообразности Казахстану передавались российские территории, представлявшие собой сельскохозяйственные угодья (например, поля, заливные луга и пастбища). Зачастую на сопредельной территории оказывались кладбища, административные здания управления тех организаций, производство которых находилось на иной территории и т.д.
Процесс делимитации в известной степени осложнялся и политическими моментами. Дело в том, что в Казахстане весьма распространены взгляды, расцветшие в начальный период независимости. Многие общественные деятели до сих пор любят заявлять, что территория Казахстана, на самом деле, значительно больше, что часть территорий России – это, якобы, исконно казахские земли. В подтверждение этих теорий они, например, приводят тот факт, что когда-то в 20-ых годах (с 1920 по 1925 гг.) прошлого века Оренбург был столицей Киргизской АССР (так тогда назывался Казахстан). При этом такие явно ангажированные и во многом националистически настроенные персоны забывают, что сама Киргизская АССР не была полноценным государством. Это была автономия, причем как раз в составе РСФСР. Только с 1936 г. (принятия "сталинской конституции) возникла Казахская ССР. Что же касается Оренбурга, то сохранились документы, партии большевиков, СНК и ВЦИК, из которых видно, что Оренбург и некоторые районы Оренбургской губернии были переданы Киргизской АССР ради, как тогда выражались "укрепления пролетарской прослойки национальных руководящих кадров". Впрочем, об истории можно спорить долго, поскольку казахским экспертам конечно же не может нравится сам подход российских историков, которые зачастую ставят под сомнение само существование казахского государства до вхождения этих земель в состав Российской империи. Ведь кочевая государственность совсем не была похожа на ее аналоги у других народов Европы и Азии.
В этом отношении, кстати, также было важно, чтобы появился Договор о границе, так как он прекращал бы разные спекуляции националистически настроенных политиков, которые имеются и в России и в Казахстане.
Договор о российско-казахстанской границе не означает, что теперь на этом рубеже возникнет некая линия укреплений. Граница, как я полагаю, останется рубежом, разделяющим соседей, которые стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству, но это сотрудничество будет протекать в более организованных и цивилизованных формах. Разумеется, будут пресекаться противоправные явления: контрабанда, наркотрафик, нелегальная миграция и т.д. Для этого также нужен был Договор, ведь без него невозможно было, в частности, применить меры уголовной ответственности к ряду нарушений границы, пограничники могли привлекать только к административной ответственности на нарушения пограничного режима.
Пример оформления российско-казахстанской границы важен и как прецедент. Ведь Россия не имеет аналогичных договоров с очень многими своими соседями, например, с Японией и США.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |