Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.01.2005. Экспресс-К (Казхахстан)
Валерий Кириченко
"Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах", - говаривали в прежние времена, когда Казахстан вел битвы за миллиардные намолоты зерна. Думается, эта "хлебная" присказка применима и к энергетическому сырью, которое мало извлечь из-под земли, но надо еще доставить потребителю.
Сегодня основным каналом поставок нефти Казахстана на внешние рынки является трубопровод КТК, мощность которого сейчас составляет 28 млн тонн в год с дальнейшим увеличением до 67 млн. Задействованы и две транзитные трубы - Атырау - Самара и Махачкала - Новороссийск, по которым наша республика может транспортировать нефть в объемах менее 15 и 2,5 млн тонн в год соответственно. При этом возможности самарского маршрута далеко не исчерпаны, и если того пожелают нефтяные компании РК, его пропускная способность уже к будущему году может быть увеличена до 30 млн тонн. Кроме того, определенные объемы сырья перевозятся танкерами на север Ирана и железнодорожным транспортом - в Китай и европейские страны.
По прогнозам специалистов, к 2010 году в Каспийском регионе будет ежегодно добываться немногим менее 200 млн тонн нефти. При этом на долю Казахстана придется свыше 50 процентов всей добычи. Так вот, если сопоставить экспортный потенциал и транспортные мощности нашей страны, напрашивается вывод о том, что вплоть до 2010 года потребности в новых экспортных маршрутах мы испытывать не будем. И это при условии наращивания сделок замещения с Ираном, увеличения пропускной способности трубопровода Атырау - Самара, выхода на проектную мощность КТК и сохранения объемов нефти, транспортируемой из страны по железной дороге. Более того, к 2010 году избыток экспортных мощностей может составить около 10 млн тонн в год.
Заключение о том, что в обозримой перспективе дефицита мощностей для прокачки нефти в Казахстане не будет, согласуется с данными в Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Согласно этому документу, республике только "при добыче нефти свыше 92 млн тонн в год с 2009 г. потребуется строительство первого нового экспортного трубопровода". А "с достижением роста добычи нефти до 140 млн тонн в год к 2012 г. потребуется строительство второго нового экспортного трубопровода". Но таких нефтяных "намолотов" ни отечественные, ни зарубежные специалисты нам пока не сулят.
Между тем в сентябре прошлого года начато строительство межгосударственного нефтепровода Казахстан - Китай мощностью не менее 20 млн тонн в год. Предполагается, что оно будет завершено уже к декабрю нынешнего года. Произведя простейший арифметический подсчет, нетрудно убедиться, что еще целые годы эта труба будет работать вполсилы. У Казахстана просто не найдется объемов сырья, необходимых для полной ее загрузки:
Забудем на время о таких резонах, как стремление нашей страны застолбить участок на растущем нефтяном рынке Китая, а также избежать транспортной зависимости от кого бы то ни было, и подумаем, можно ли республике добиться быстрой экономической выгоды от реализуемого проекта? Можно, если прокачивать в КНР еще чью-нибудь нефть. И выбор у Казахстана невелик - сырье лишь тех государств, которые расположены по соседству, на побережье Каспийского моря.
Но Азербайджан строит трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан и, по-видимому, как и мы, скоро тоже столкнется с проблемой избытка транспортных мощностей. Иран свое сырье экспортирует через порты Персидского залива, а что касается китайского рынка, то на него иранцев не пустят те же американцы. Почти вся добываемая нефть Туркменистана - от 10 до 15 млн тонн ежегодно - идет на покрытие внутренних потребностей.
Таким образом, на китайском маршруте у нас может быть только один попутчик - Россия. Не зря ведь на исходе минувшего года глава МИДа Казахстана Касымжомарт Токаев в интервью "Независимой газете" особо подчеркнул: "Мы заинтересованы в том, чтобы российская нефть участвовала в экспорте через строящийся нефтепровод из Западного Казахстана в Китай". Не исключено, что этот вопрос обсуждался на переговорах, недавно состоявшихся в Москве между президентами Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным.
Пойдет ли на это Москва? Возможно. Дело в том, что российские эксперты долго обсуждали перспективу строительства транссибирского экспортного нефтепровода. Относительно того, куда же надо тянуть трубу, мнения разошлись: Михаил Ходорковский активно "продавливал" китайский вектор, его влиятельные оппоненты - японский. Теперь, когда основные активы компании ЮКОС перешли в собственность государства, чаша весов склоняется в пользу Японии. И чтобы не упустить китайский рынок, Россия вполне может принять предложение Казахстана. Но для того чтобы российская нефть "окитаилась", нам надо работать, причем в условиях цейтнота. Может быть, в виде ответного жеста Астане придется увеличить поставки карачаганакского газа на Оренбургский ГПЗ, а может быть - участвовать в реализации другого проекта, второстепенного для РК, но приоритетного для РФ. Что ж, дело того стоит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |