Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.01.2005. Независимая газета
Айнур Хасенова
Сегодня в Казахстане обсуждают программу реформирования политической системы. Основные баталии идут в главном «рабочем органе» – Национальной комиссии по вопросам демократизации при президенте.
Эта структура, с легкой руки журналистов получившая аббревиатуру «НКВД», была создана лишь в начале ноября прошлого года. Предполагалось, что за круглым столом соберутся представители всех политических партий, эксперты и политологи. Однако оппозиция от участия в НКВД отказалась, и остались лишь пропрезидентские и лояльные к власти партии.
Между тем изменения грядут весьма серьезные. Прежде всего это касается парламента. Предлагается увеличить численность депутатов до 200 человек: в мажилисе (нижняя палата) до 134, половину из которых будут избирать по партийным спискам, а остальных – по одномандатным округам, в Сенате (верхняя палата) – до 68 человек, 20 из которых назначаются президентом из представителей неправительственных организаций и национальных меньшинств. Причем поправки эти предлагается принять в самое ближайшее время, а довыборы в парламент провести уже в 2005 году.
Напомним, что увеличения числа депутатов добивалась оппозиция. Еще год назад президент страны резко высказывался против подобных нововведений, которые требуют изменения Конституции. А Назарбаев всегда подчеркивал, что Конституция Казахстана «еще не исчерпала себя».
Но главное – в другом. Парламенту предлагается дать больше контрольных функций, поставив его тем самым едва ли не выше правительства и наравне с президентом. Так, казахстанский парламент получит право контролировать бюджетные расходы. Если депутаты не примут отчет правительства, то это означает автоматический вотум недоверия кабинету министров. А члены правительства фактически попадают в зависимость от народных избранников: только после согласия парламента президент сможет назначить или снять с должности премьера, даже пост министра можно будет получить только с разрешения депутатов.
Ряд наблюдателей полагают, что такие изменения приведут в конечном итоге к смене формы правления – из президентской республики Казахстан превратится в парламентскую. Оппоненты в ответ заявляют: все зависит от механизмов реализации. Однако они пока нигде не прописаны. Не исключено, что все останется, как было. А сегодня при любой конфронтации депутатов с исполнительной ветвью власти президент имеет полное право распустить либо правительство, либо парламент. При этом в казахстанской Конституции (и в действующей, и в предлагаемых изменениях) напрочь отсутствует процедура импичмента.
Пакет предложений по изменению Конституции уже практически готов. Только президент еще не дал согласия. Назарбаев должен сказать свое веское слово, после чего реформы «пойдут в массы». Но в том, что ответ президента будет положительным, не сомневается никто: о необходимости политических реформ Назарбаев сам заявил в июле 2004 года. Выступая на съезде президентской партии «Отан» («Отчизна»), он, по сути, перечислил все изменения, которые сегодня стали основой программы политреформ. Тогда заявление президента было совершенно неожиданным, поскольку за несколько месяцев до этого он был категорически против изменения Конституции.
«После того как стало ясно, что все, кто не согласен с «нашими честными и справедливыми выборами», оказались за парламентским бортом, Назарбаев, опасаясь, что пораженческие настроения оппозиции начнут стремительно радикализироваться, выдвинул идею создания НКВД, предложив новую формулу конструктивного диалога по принципу: если не умеешь побеждать – научись дружить с победителями», – считает руководитель казахстанского представительства Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания) Эдуард Полетаев.
По мнению эксперта, создание НКВД и работа над политическими реформами сразу после выборов неслучайны: «Это приглашение к диалогу. Но не к прямому, как того хочет оппозиция, а опосредованному, когда участники могут только апеллировать к президенту».
Последние шаги Назарбаева, по мнению большинства экспертов, это «перехватывание инициативы у оппозиции». Власть опережает оппозицию, беря ее же идеи, как минимум на два-три шага. Но все предложения оппозиционных партий, находящие отражение во властных программах, незаметно трансформируются под сформулированный когда-то самим Назарбаевым принцип «управляемой демократии», когда все главные рычаги управления страной все равно остаются у президента.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |