Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская деловая газета, 1 февраля 2005 г.
Ольга Матвеева
Кавказские проблемы не дали России новогодней передышки. Сепаратизм Чечни и при новом, поддержанном Москвой руководстве, настроенность Грузии вернуть себе раскольников: Абхазию и Южную Осетию - все это стало проблемами европейского уровня, обсуждалось в Страсбурге и на последнем саммите Парламентской ассамблеи Совета Европы, и в Европарламенте.
На прошлой неделе президент Грузии Михаил Саакашвили, номинированный в паре с Виктором Ющенко американским парламентом на Нобелевскую премию за проведение мирных "революций", на саммите ПАСЕ в Страсбурге объявил о новом предложении Грузии для Южной Осетии и Абхазии - их новом статусе в составе федеративной Грузии. Новизна, впрочем, весьма относительная. О том, что республики становятся частями Грузии, получая при этом максимально возможные автономные права при решении вопросов обороны и внешней политики Тбилиси, говорилось и раньше. Странно и другое: грузинский лидер, не обсуждая эти предложения с лидерами самих непризнанных республик, заявил о них в Европе. Лидеры Абхазии Сергей Багапш и Южной Осетии Эдуард Кокойты в свою очередь провели всю неделю в Москве, консультируясь со своими главными советчиками и защитниками. Если Страсбург инициативу грузинского президента по сохранению целостности Грузии поддержал, пожурив амбициозного президента за пристрастие к силовым методам решения проблем, то Кремль предпочел отмолчаться. Правда, достоянием гласности стала реакция новоизбранного президента Абхазии Сергея Багапша на федерализацию Грузии: "Нет. Абхазский народ давно высказал свое отношение к этой идее". Новый лидер республики, которого подозревали в заигрывании с Тбилиси, напомнил на случай применения силовых методов решения проблемы восстановления целостности Грузии: у Абхазии имеется военный опыт, и она не побоится применить его снова.
В это же время был озвучен ряд интересных заявлений на тему Чечни, некогда союзницы Абхазии в "борьбе за независимость". О том, что Чечня через два месяца станет практически свободной от Москвы, заявил председатель Госсовета Чеченской Республики Ичкерия Таус Джабраилов. С аналогичным заявлением выступил и заместитель главы представительства Чечни в Москве Саид Хамзатов. А накануне сессии ПАСЕ лидеры чеченских сепаратистов заявили ни много ни мало о приближающемся отделении Северного Кавказа от России.
В свете такой информационной атаки Москве пришлось как-то реализовывать долгожданный договор о разделении полномочий с центром, за продвижение которого сейчас вплотную взялись президент Чечни Алу Алханов и вице-премьер Рамзан Кадыров. В новой редакции договора Чеченская Республика Ичкерия требует для себя полной экономической, финансовой и политической самостоятельности, особенно в вопросах использования и экспорта природных ресурсов. Москве этот вариант, мягко говоря, непонятен. Свое мнение по поводу кавказских проблем выразил в интервью корреспонденту "БДГ" заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ Михаил АЛЕКСАНДРОВ:
- Если Грузия продолжит размещение американских военных баз на своей территории, расширение военного сотрудничества с западными структурами, то у России в конце концов совсем пропадет интерес к сохранению территориальной целостности Грузии. И тогда у Грузии полностью пропадут шансы на сохранение за собой Южной Осетии и Абхазии и будущее присоединение их в качестве федеративных субъектов грузинской федерации. Но у слияния двух непризнанных республик в одну и вхождения ее в состав Российской Федерации перспективы совсем невелики, и наступить этот момент может совсем не скоро. Если же Грузия выберет все-таки силовой вариант присоединения к себе Южной Осетии и Абхазии, то Россия будет защищать свое население, чтобы обезопасить его от хаоса и разрухи, которые наверняка будут царить в воюющей Грузии.
- Президент Грузии Михаил Саакашвили на прошлой неделе ездил в Европу, в то же время Кокойты и Багапш всю неделю пробыли в Москве. Есть ли какая-то возможность у трех лидеров договориться без стороннего вмешательства?
- У Саакашвили как раз есть возможность решить все полюбовно. Но для этого ему нужно повернуться в сторону России, а не в сторону Запада. Южная Осетия и Абхазия находятся на пересечении геополитических интересов России и Запада. Это зона конфронтации. Если Грузия, например, войдет в состав Организации Договора о коллективной безопасности, решит положительно для России проблему с расстановкой российских военных баз, если не будет постоянно обращаться к Западу за помощью и наладит нормальные экономические отношения с Россией - ведь Южная Осетия и Абхазия должны стать транзитным пунктом между Россией и Грузией, - то начнутся совсем другие процессы. Отношение народов этих республик к Грузии изменится. И предложенные президентом Саакашвили варианты федеративного устройства начнут нормально восприниматься народом. Но в сознании как осетин, так и абхазов это произойдет не сразу. Возможно, только лет через 10-15 они по-настоящему станут частями Грузинской Федерации.
- А возможен ли вообще сбалансированный подход европейского и российского посредничества в урегулировании кавказских конфликтов?
- Запад в данном случае выбрал политику конфронтации. Поэтому ни о каком сбалансированном сотрудничестве между Западом и Россией в этих сложных геополитических вопросах не может быть и речи.
- Но Запад волнует не только Южный Кавказ. Недавно Россию снова подвергли критике из-за ситуации в Чечне, где и среди народа сильны сепаратистские настроения. Как, по-вашему, сложится судьба договора о разделении полномочий между правительством Чечни и Москвой?
- Не думаю, что он будет принят в редакции, предложенной Грозным. Это абсолютно нереально. На мой взгляд, это соглашение было разработано как форма торга. В нем выражены максимальные требования Чечни с расчетом на то, что "обломится" хоть что-то. В реальности экономики Чечни нет как таковой, за счет единственного ресурса - нефти - она не проживет. Чечня выживет только в системе российских экономических отношений, только внутри российского рынка.
- Не поднимет ли волну сепаратистских настроений среди других субъектов Российской Федерации договор об особых отношениях с Чечней?
- Нет. Просто потому, что в предложенном Чечней виде договор принят не будет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |