Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев(Минск)
3-го июля, в День Республики (День независимости), впервые предполагается исполнить новый гимн (новый вариант гимна) Белоруссии. Варианты возможных гимнов участниками конкурса предоставлялись в государственную комиссию, которую возглавлял вице-премьер белорусского правительства. Владимир Дражин. На основании отбора в финальную часть конкурса были допущены пять вариантов, которые были прослушаны лично А.Г. Лукашенко, после чего была осуществлена своеобразная правка текстов, причем очень специфической направленности. Из текстов были удалены те слова, которые напоминали о кровном единстве белорусов с русским народом. В частности, из стихов Владимира Коризно были исключены следующие строки: « Мы, беларусы, з братняю Руссю// Разам шукали к шчасцю дарог. ( Мы, белорусы, с братскою Русью// Вместе искали к счастью дороги)». Из текста Дмитрия Морозова были убраны строки « З братнiм народам – вольнаю Руссю // Мы здабывалi сцяг перамог ( С братским народом – вольною Русью // Мы добывали знамя победы)», а также « Велiч братэрства, поступ адзiны, // З намi адвеку магутная Русь (Величие братства, поступь единая, // С нами вовеки могучая Русь)».Более того, неудовольствие высших властей вызвало даже такое понятие как Белая Русь (?!), что не позволило ряду вполне достойных текстовых вариантов войти в число призеров конкурса. В результате лучшим был признан изрядно измененный текст Вл. Коризны. Как видим, антирусские тенденции в политике белорусского руководства не обошли стороной и процесс обновления государственного гимна РБ.
Вообще-то складывается впечатление, что после президентских выборов Лукашенко твердо встал на путь чуть ли ни собственного политического самоубийства. Ведь одним из главных столпов его политики до 11-го сентября 2002 года был вопрос объединения с Россией, а в своих многочисленных выступлениях он неоднократно подчеркивал, что «белорусы- это русские люди». Более того, вся недавняя предвыборная кампания носила не только пророссийский, но и прорусский характер. И вдруг такие перемены в идеологии сразу после убедительной победы на выборах. А началось все с увольнений с ответственных государственных постов специалистов высшего уровня, русских по национальности. Причем тех, которые долгие годы обеспечивали устойчивость президентской власти в РБ. В первую очередь, это бывший первый заместитель Главы Администрации Президента В.П. Заметалин, бывший помощник Президента РБ С.А. Посохов, бывший премьер-министр В. Ермошин. Подобная же «чистка» была проведена и в Совете Безопасности, откуда также была уволена целая группа высококлассных специалистов, русских по национальности. Причем, как считают некоторые эксперты, поводом для этой кампании послужило существование некоей полумифической «минской группы», которая, якобы, готовила смещение А.Г. Лукашенко с поста президента. В то же время, имеются сведения о том, что слухи о кознях «минской группы» распространялись именно теми кругами, которые в настоящее время оказывают определяющее влияние на идеологическую направленность политики белорусских властей. В настоящее время есть все основания утверждать, что в Республике Беларусь осознанно проводится антирусская политика, призванная в итоге свести к минимуму влияние России на внутриполитическую жизнь. Об этом свидетельствуют и заявление помощника президента РБ, начальника Главного идеологического управления Администрации Президента РБ Ивана Коренды о намерении лишить русский язык государственного статуса и антироссийские высказывания в печати заместителя Главы Администрации Президента РБ Леонида Козика, и начавшаяся кампания по переименованию населенных пунктов и изменению другой топононимики на «белорусский» манер, и, наконец, бесконечные заклинания высших должностных лиц о «священности и неприкосновенности» суверенитета РБ.
Однако, любому мало-мальски непредвзятому наблюдателю очевидно, что подобный путь бесперспективен не только для Белоруссии как государства, но, в конечном итоге, и лично для Лукашенко, который в случае окончательного отрыва от России, неизбежно попадет под какой-нибудь «международный» трибунал. Трудно сказать, понимает ли это лично Лукашенко, но похоже, что это отлично понимают те, кто действительно стоит за раскручиванием антирусского маховика в Белоруссии. В любом случае и Запад, и оппозиция крайне заинтересованы в «ссоре» Лукашенко с Путиным. Так, по мнению влиятельного британского издания «Economist», оппоненты Лукашенко должны заставить его бороться за власть, за выживание, таким образом, чтобы это вредило российским интересам и тогда Россия, по мнению британских аналитиков, может прекратить поддерживать Лукашенко и поспособствует новым лидерам, за которыми нет шлейфа семилетней антизападной политики.
Как видим, нечто подобное уже происходит. Но российская политическая элита должна отдавать себе отчет в том, что в настоящее время в Белоруссии, в том числе и благодаря усилиям властей, нет серьезных и структурированных общественных и политических сил, способных самостоятельно проводить интеграционную линию. Поэтому, продолжая поддерживать А.Г. Лукашенко, России необходимо увязывать свою экономическую политику в отношении Белоруссии с гуманитарными вопросами, направленными на содействие белорусско-российскому воссоединению. В частности, безусловно должна быть прекращена антироссийская и антирусской пропаганда в любой форме в государственных СМИ и в системе образования РБ. Помимо этого, необходимо подвигнуть крупные российские компании, присутствующие на белорусском рынке, оказывать содействие развитию в республике независимых пророссийских средств массовой информации, а также русским и пророссийским общественным структурам, которые, находясь под непрерывным давлением со стороны властей, пребывают в зачаточном состоянии. Россия должна, наконец, серьезно заняться вопросом создания в Белоруссии влиятельной пророссийской общественно-политической инфраструктуры, способной не только отстаивать российские интересы, но и выдвинуть новых демократически ориентированных лидеров призванных довести дело воссоединения Белоруссии и России до логического завершения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |