Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вести сегодня, 11.02.2005
Юлия Александрова
К участникам митинга против ассимиляционной реформы русских школ впервые вышел министр образования. Ина Друвиете пригласила нескольких школьников к себе на беседу. Это стало маленькой сенсацией. Такого от "железной леди" никто не ожидал. Более того, министр заявила: "Русская школа в Латвии есть и будет существовать долгие годы".
Несмотря на то что организаторы мероприятия честно предупредили общественность о том, что полиция намерена разгонять участников, если их число превысит заявленные 500 человек, в сквере у сейма собралось около 2 тысяч школьников. Они решили поддержать "ногами" новые поправки к Закону об образовании, которые в это утро выдвинули "пчелы", ПНС и СПЛ. Помимо рижан, в акции приняли участие ученики Елгавы, Огре, Юрмалы и Даугавпилса. Старая Рига вновь огласилась криками: "Нет — реформе!" и "Русской школе быть!" Через час участники акции двинулись к зданию Министерства образования. Не успели занять свои места напротив МОН, как к ним вышла министр образования И. Друвиете в сопровождении начальника департамента образования Г. Василевскиса. Министр пригласила нескольких человек к себе на беседу. При слове "штаб" не вздрагивала, ни разу не улыбнулась, но держалась дружелюбно. Во время часового разговора заявила, что если ей поступит приглашение от переговорной группы 1–го съезда защитников русских школ, то она с ними встретится!
Из 8 ребят, которые оказались у министра, были ученики школ №№ 13, 29, 61, 86, 88 и студентка К. Савченко. Часовой разговор проходил исключительно на госязыке. Естественно, г–жа министр говорила на свою любимую тему: о преимуществах билингвального образования. Неоднократно было подчеркнуто, что Латвия — наше общее государство и никто не собирается превращать его в монолингвальное, так как каждый должен иметь возможность сохранить свою национальную культуру, но должен знать и государственный язык.
Конечно, прозвучала мысль о том, что молодежь должна быть конкурентоспособна на европейском рынке, поэтому обучение в школах должно идти не только билингвально, но три и тетралингвально (как будто конкурентоспособность определяется только знанием иностранных языков!). Не прокололась И. Друвиете, говоря именно о латвийской, а не латышской школе с русским языком обучения. Обнадежила, когда заявила, что русская школа в нашей стране будет существовать долгие годы.
Студентка К. Савченко, в свою очередь, пояснила, что никто не выступает против латышского языка, все только ищут компромисса: учить госязык каждый день на уроках латышского и литературы, но фундаментальные знания получать на родном языке. "Я учусь на юридическом факультете ЛУ без проблем, — пояснила Кира, — только потому, что школа дала мне хорошую базу. Но нынешняя реформа свелась к зубрежке латышских терминов". Другие ребята считают, что многие учителя плохо владеют латышским, поэтому не могут давать детям тех знаний, которые обязаны давать. "Как нам учиться, если мы не понимаем текстов латышских учебников? — спросили дети. — Как мы будем сдавать выпускные экзамены в 2007 году на госязыке, если часть предметов преподается на русском?"
Г–жа министр ответила, что учитель — это человек, который должен учиться всю жизнь. И русские педагоги прошли курсы и латышского, и билингвального преподавания. "Я читаю в университете лекции на английском, — пояснила И. Друвиете. — Мои студенты — люди разных национальностей. Ни я, ни они не являемся носителями английского языка, но это не мешает нам учить и учиться на иностранном языке". Сославшись на западные исследования, министр даже заявила, что учеба на неродном языке "вытягивает" родной язык!
"Причина трудностей в 10–м классе на 99% заключается не в языке обучения! — уверена Друвиете. — В старшей школе вообще учиться сложнее, чем в основной. Может быть, какие–то проблемы имеются в семьях неуспевающих учеников?" Ее коллега г–н Василевскис посоветовал ребятам приобретать учебники на родном языке, если латышские тексты им даются с трудом. Он же заметил, что для более глубокого изучения родного языка существуют факультативы и дополнительные уроки, которые оплачивают родители. Что касается выпускных экзаменов, то о возможности отвечать на родном языке не было сказано ни слова.
Отвечая на вопрос о свободе выбора языка обучения, министр заметила, что, если один ученик не захочет учить математику, а другой английский, в школах начнется анархия. Поэтому сфера образования — прерогатива государства. Несмотря на доброжелательность, министр жестко отстаивала свою позицию. Не прозвучало даже намека на возможный компромисс! Но министр пригласила школьников приходить еще — если у них будут проблемы в учебе. На память им подарили фирменные министерские ручки и книжку о билингвальном образовании. Дети не растерялись и вручили хозяевам календарики штаба с надписями "Русской школе быть!".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |