Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
31.01.2005, АРЕНА
Тимофей ЖУКОВ, независимый журналист
Последователи православия, проживающие на территории Узбекистана, так и не смогли поклониться святым мощам великомучениц княгини Елизаветы Федоровны и ее помощницы инокини Варвары. Не смогли по вине правительственных чиновников. По старой недоброй традиции, никакого письменного запрета не было и на этот раз. Право телефонного звонка, остается и сегодня неприкосновенным для отечественных начальников, наделенных чересчур большой властью.
Великая княгиня Елизавета Федоровна является первой мученицей из царской семьи, жестоко пострадавшей от рук безбожной большевистской власти. Она родилась в 1864 году в Германии в семье Людвига IV, великого герцога Гессен-Дармштадского. Елизавета была внучкой английской королевы Виктории и родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны. Став женой великого князя Сергея Александровича Романова, она добровольно приняла православие, отрекшись от лютеранства.
В 1905 году, ее супруга – великого князя – убивает прямо в Кремле революционер-террорист Иван Каляев. Несмотря на трагедию, тяжело переживая утрату близкого и, по свидетельству очевидцев того времени, очень любимого человека, Елизавета Федоровна посетила Каляева в тюрьме, простила его и даже подала Николаю II прошение о помиловании убийцы.
В годы Первой мировой войны великая княгиня основала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где затем сама же вместе с другими сестрами ухаживала за ранеными солдатами и бедными соотечественниками. После революции Елизавета Федоровна наотрез отказалась покинуть Россию. Отказалась, несмотря на то, что большевики готовы были отпустить ее за рубеж добровольно. Весной 1918 года великая княгиня вместе со своей послушницей инокиней Варварой была арестована. 18 июля того же года они были сброшены живыми в Нижне-селимскую угольную шахту неподалеку от уральского городка Алапаевск.
В 1921 году останки великомучениц были тайно перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице Храма святой равноапостольной Марии Магдалины. Интересно, что это весьма опасное в те времена предприятие было осуществлено при посредничестве азербайджанца, просоветски настроенного генерал-лейтенанта Гусейн-хана Нахичеванского. В 1981 году Русская Зарубежная Церковь признала великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару священномученицами. Прославление их в лице святых Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось 1992 году.
В начале минувшего года Архиереский Синод Русской Зарубежной Церкви в ответ на обращение Фонда святого Андрея Первозванного принял решение о временном (в течение полугода) пребывании мощей святых великомучениц в постсоветских пределах. Как сообщили автору этих строк в Духовном управлении Русской Православной Церкви в Ташкенте, это первое совместное мероприятие РПЦ и Русской Зарубежной Церкви, которое проводится по благословению их первоиерархов.
За четыре месяца позолоченный ковчег в серебряном окладе с десницей великой княгини и частицей мощей инокини Варвары, побывал практически во всех федеральных округах Российской Федерации. Кроме того, подчеркнем – с официального согласия местных властей православная святыня побывала в Белоруссии, во всех странах Балтии, а также Кыргызстане, Казахстане и Азербайджане. За это время святыне поклонились, по информации РПЦ, более 5 миллионов адептов Православной Церкви. Граждан Республики Узбекистан среди них не оказалось. В середине января православная святыня должна была быть доставлена из Бишкека в Ташкент. Однако этого не произошло.
Как удалось выяснить автору этих строк, высокопоставленный анонимный чиновник в Аппарате Президента страны запретил руководству Духовного управления РПЦ ввозить мощи великомучениц на территорию Узбекистана. Подтвердил сей весьма грустный факт и Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владыка Владимир.
"Да, это правда, нам действительно запретили доставить святыню в Ташкент для поклонения, – заявил автору этих строк глава РПЦ в Узбекистане Владыка Владимир. – Никаких объяснений при этом нам не предоставили".
На вопрос журналиста, был ли какой-либо письменный официальный запрет или отказ, Владыка ответил отрицательно: "Нам просто запретили... Там, куда не достучишься... А почему, сами не можем понять..."
"Мы не знаем, в чем дело, – почти искренне ответил (по телефону) чиновник из Комитета по делам религий при Аппарате Президента Республики Узбекистан. – То, что мощи прибудут в Ташкент, да, планировалось... А в чем дело, мы не знаем... С нашей стороны, со стороны комитета, все было в порядке... По-моему, что-то в Москве напутали... Мы официально не отказывали..."
Как удалось выяснить автору, запрет или, скажем деликатнее, "официальное неодобрение" подобного мероприятия действительно поступил из Аппарата Президента. Однако, к сожалению, выяснить, кто же этот анонимный чиновник, решивший за нас, кому нам поклоняться, а кому нет, так и не удалось.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |