Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Белорусская газета».,
17 июня 2002
Наталья Суворова
Всякая политика имеет свою рыночную стоимость, которую один президент (государство, социальная группа) согласен заплатить другому. Украина, все последние годы делавшая ставку на самодостаточность национальной экономики, на прошлой неделе получила статус стратегического партнера России в области экспорта газа, что гарантирует привлечение в модернизацию транзитных газопроводов этой страны до $2 млрд. прямых инвестиций. Беларусь, добившаяся снижения цен до уровня российских, выиграла $5 на тысяче кубометров, а в рамках народного хозяйства страны - $63,5 млн. в год.
УКРАИНА ИГРАЕТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
9 июня президент Украины Леонид Кучма подписал в Санкт-Петербурге с президентом России Владимиром Путиным совместное заявление о стратегическом партнерстве в сфере развития газотранспортных систем. Факт не примечательный, поскольку правительство Беларуси еще 27 октября 2000г. подписало аналогичный рамочный документ - меморандум о сотрудничестве с «Газпромом».
Важен другой аспект. За последние три недели президенты России и Украины встречались дважды. Первый раз в Сочи, с участием французского президента Жака Ширака. Второй раз в Петербурге втроем с канцлером Германии Герхардом Шредером. Итогом многосторонних переговоров стало решение о создании консорциума для совместного управления и модернизации транзитных газопроводов на территории Украины. Кроме того, в конце июня планируется подписать долгосрочный договор об условиях и объемах транзита российского газа через Украину на 10 лет.
Первый договор, по мнению вице-премьера российского правительства Виктора Христенко, будет готов в августе. Участниками консорциума станут два монополиста - «Газпром» и «Нафтогаз Украины» - на паритетных основах. Для привлечения иностранных участников, от которых ждут тех самых прямых инвестиций, каждая из сторон будет выделять опционы.
Создание консорциума в данных геополитических условиях выгодно всем его участникам: Украина сможет отремонтировать и заменить трубы, уложенные в землю 30-40 лет назад и небезопасные при эксплуатации под высоким давлением. Западные компании выгодно вложат деньги. Россия сможет минимизировать риски в экспортных сделках. Конечно, если Верховная Рада Украины одобрит данный проект. По Конституции страны, транзитные газопроводы принадлежат народу Украины и приватизации с участием иностранного капитала не подлежат. Кучма с народом не спорит и намерен передать газопровод в управление, а не в собственность.
НАМ ПРОСТО «СЛЕДУЕТ ЖИТЬ»
Что от этого потеряет Беларусь? Одни и те же европейские компании, которые осенью 2000г. объявили о строительстве 500-километровой нитки «Кобрин-Велке-Капушаны» через Беларусь-Польшу-Словакию: Ruhrgas (Германия), Gaz de France (Франция), ENI (Италия) - будут участвовать в российско-украинском консорциуме. Общая сумма затрат на модернизацию украинских газопроводов также совпадает с оценочной стоимостью белорусско-польского «рукава». Все это означает, что «Газпром» сменил вектор экспортных поставок, и экономическая необходимость в строительстве газопровода в обход Украины отпала.
Впрочем, стоит подождать реакции со стороны «Газпрома» и понаблюдать за развитием нового консорциума. В минувшую пятницу в пресс-службе «Газпрома» нам так и не ответили, отменяется ли строительство нитки на Велке-Капушаны.
И еще один «укол зонтиком». В условиях, когда польское правительство утверждает, что потребности в российском газе искусственно завышены, а параллельно проводит переговоры о поставках газа из Норвегии, не следует ожидать от Европы увеличения заказов на российский газ. В энергетике действует главное правило: есть покупатель - будут сырье и инфраструктура, нет покупателя - не будет ничего. Поэтому Беларусь может не рассчитывать в ближайшие 3-5 лет на вторую нитку «Ямал-Европа». Бесплатного газа, как обещал Лукашенко народу два года назад, не будет. За газ надо платить, и платить регулярно.
В то же время Минск может не опасаться снижения объема транзита российского газа. Сегодня через Беларусь проходит 30 млрд. кубометров, а на 2003г. запланирован прирост на 5 млрд. «Газпрому» выгодно достроить первую нитку «Ямал-Европа», что позволит до 2005-08гг. нарастить пропускную способность газопроводов в Беларуси на 15-18 млрд. кубометров.
В 2002г. экспорт «Газпрома» через Украину составит 113 млрд. кубометров. Украинская газотранспортная система может пропускать 140 млрд. Значит, белорусские трубопроводы будут обязательно востребованы в среднесрочной перспективе, поскольку российский монополист намерен к 2010г нарастить экспорт газа в Европу до 180 млрд. кубометров.
СЫР В МЫШЕЛОВКЕ
11 июня Александр Лукашенко провел в Санкт-Петербурге около 10 часов с Владимиром Путиным и оставил ему письмо, в котором изложил семь экономических претензий, требующих личного участия российского президента. Суть первого пункта сводится к очередной просьбе дешевого газа - либо поставить весь газ из закромов «Газпрома» по $21,16 за 1 тыс. кубометров, либо снизить транзитную ставку «Итере», чтобы она могла поставлять газ не по $30, а дешевле.
Данное обращение совсем не ко времени. В России активно притесняют «Итеру»: отобрали основное газоносное месторождение, дававшее компании 15 млрд. из 18 млрд. кубометров собственной добычи, теперь начали вытеснять с рынков СНГ. Очевидно, что подобная просьба родилась в ходе договоренностей Лукашенко и главы «Итеры» Игоря Макарова. Однако российский президент вряд ли пойдет на уступки коммерческой газовой компании в условиях широкомасштабного наступления на нее российского правительства.
Более реалистичен путь возврата Беларуси в лоно «Газпрома». Однако если «Итеру» и вытеснят с рынков СНГ, то не для того, чтобы «Газпром» понес убытки. Его дочерняя структура «Межрегионгаз» продает газ по коммерческой цене - $32 и выше. Доказать, что России выгодно поставлять весь объем газа в Беларусь по ценам своего внутреннего рынка, непросто. Особенно после заявления Путина о том, что «мы не намерены возвращаться к созданию Советского Союза и вытягивать белорусскую экономику за счет экономики России».
В результате двухлетних переговоров на высшем уровне с 1 мая Беларусь покупает (пока не подписан контракт с «Газпромом», хотя договоренность достигнута) газ по $24,52, экономя $5 на каждой тысяче кубометров.
В масштабах страны экономия до конца года составит всего $63,5 млн. Овчинка явно выделки не стоила. Добившись снижения цен (даже в случае удовлетворения последней просьбы Лукашенко), Беларусь в принципе не способна платить самостоятельно за газ, поскольку не «модернизировала» макроэкономическую систему, а промышленные предприятия отстали в развитии лет на 5-7, и их продукция неконкурентоспособна.
Белорусское правительство без тени усмешки предлагает направить «высвобождающиеся средства в сумме 100,5 млрд. рублей» на снижение тарифов на тепловую и электроэнергию (на 4,1%) для реального сектора экономики. В условиях, когда «Белтрансгаз» должен «Газпрому» $265 млн. на 6 июня, правительство Новицкого рассматривает возможность использовать средства не на погашение долга. Как бы это правительство в погоне за свободными средствами не укусило себя за хвост. Во-первых, белорусские заводы с мая 2002г. должны платить за газ не $56,8, а $47,93, т.е. реальных свободных средств быть не должно. Во-вторых, процент оплаты за газ все еще колеблется между 80 и 90, поэтому «Газпром» в любую минуту может сократить поставки. В третьих, белорусская промышленность не снизит значительно энергетическую составляющую в себестоимости продукции, значит, конкурентоспособность белорусских товаров не повысится. Правительство Новицкого делит несуществующие доходы, вместо того чтобы быстро и жестко снизить в 1,5-2 раза расходы предприятий на энергетику.
«Газпром», прекрасно понимая реальное положение дел, последовательно предпринимает шаги по акционированию «Белтрансгаза», в ходе которого он заберет белорусскую собственность (акции либо имущество) в счет нынешних долгов. Как в пословице про сыр и мышеловку.
О том, что приватизация магистральных трубопроводов Беларуси законодательно запрещена, сегодня официальный Минск не вспоминает. Уже подготовлен проект декрета президента о выводе предприятия «Белтрансгаз» из «черного» списка. Его подписание - вопрос нескольких месяцев. И письмо Лукашенко, оставленное Путину, - это просто экономическая стоимость российской политики или цена за вход на рынок российского капитала
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |