Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рудольф Матвеев
6 марта 2005 г. в Молдове пройдут выборы в законодательный орган страны. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию РМ в конце 2000 г., однопалатный парламент страны, который состоит теперь из 101 депутата,а получил право избирать главу государства. Так, что выборы можно назвать и парламентско-президентскими. Последние выборы в парламент состоялись в феврале 2001 г., на которых с подавляющим большинством голосов победила Партия коммунистов РМ. Тогда места в парламенте распределились следующим образом: ПКРМ получила 71 мандат, Социал-демократический альянс Д.Брагиша (бывший премьер-министр РМ) – 19 мандатов, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) – 11 мандатов. Позднее 1 парламентарий, избранный по списку СДА, объявил себя независимым. Имея абсолютное большинство, коммунисты в 2001 г. без всяких усилий выбрали своего президента. Им стал лидер партии Владимир Воронин, который остается ее председателем и в настоящее время.
В настоящее время Центральная избирательная комиссия закончила регистрацию партий и общественно-политических объединений, избирательных блоков и независимых кандидатов, пожелавших «попытать счастья» и получить желанные мандаты на представительство в высшем законодательном органе страны. Право участвовать в избирательной кампании получили: Партия коммунистов Республики Молдова, Христианско-демократическая народная партия, избирательный блок «Демократическая Молдова», Социал-демократическая партия Молдовы, избирательный блок «Патрия-Родина», республиканское общественно-политическое движение «Равноправие», Центристский союз, Партия «Союз Труда Патрия-Родина», Крестьянская демократическая христианская партия, Республиканская партия, Партия социально-экономической справедливости и 12 независимых кандидата.
Для прохождения в парламент независимые кандидаты должны набрать не менее 3 % от общего количества проголосовавших избирателей, партии – не менее 6 %, блоки из двух партий – 9 %, трех и более – 12 %.
В силу того, что большинство партий в Молдове по своему составу весьма малочисленно, вероятнее всего, им не удастся преодолеть этот избирательный ценз. Их участие в выборах 6 марта будет носить скорее символический характер.
И основными претендентами на власть сегодня остаются три политических партии – ПКРМ во главе с В.Ворониным; ХДНП, возглавляемая прорумынским националистом Ю.Рошкой; и блок «Демократическая Молдова», под руководством мэра Кишинева С.Урекяна. В блоке объединились три партии - Социал-демократический альянс Д.Брагиша, Альянс независимых С.Урекяна, Либеральная партия В.Унтилэ (т.н. Альянс «Наша Молдова»), а также практически все партии и группы центристского и правоцентристского толка, включая такие относительно крупные по молдавским масштабам партии, как Демократическая партия бывшего спикера Д.Дьякова и Социал-либеральная партия бывшего дипломата О.Серебряна.
После коренного пересмотра нынешним молдавским руководством своего внешнеполитического курса предвыборные задачи этих конкурентов, например, в области внешней политики почти не отличаются друг от друга. Главным для них является интеграция в европейские структуры, прежде всего, в Европейский Союз. И те, и другие, и третьи выступают за полный вывод российских военных из Приднестровья и прекращение российского военного присутствия в Молдавии, за подключение к переговорному процессу по урегулированию приднестровской проблемы США, ЕС и Румынии, за решение проблемы Приднестровья в соответствии с действующей Конституцией унитарного государства, в котором приднестровский регион получает статус территориальной автономии по примеру Гагаузии (речи о федеративном устройстве страны уже вообще не идет), за замену проводимой миротворческой операции, где ведущую роль играют российские миротворцы, на военно-гарантийную операцию под эгидой ОБСЕ с участием многонациональных «голубых касок». Все три политических формирования обещают развивать приоритетные связи с соседними странами (Украиной, Румынией), ведущими европейскими странами и США. ПКРМ еще упоминает о стратегическом партнерстве с Россией, но это больше «игра на публику». Блок ДМ С.Урекяна предлагает выход страны из СНГ и переход на двустороннее сотрудничество.
Что касается основ национальной политики, то и здесь особых различий в отношении к проблеме нацменьшинств также не наблюдается. В.Воронин и его команда, пропагандируя равенство всех этносов, населяющих страну, по-прежнему не готовы предоставить им на практике право быть представленными в органах государственной власти и управления, в силовых структурах, реальное право получать образование на родном языке и т.д. Нынешняя линия молдавского руководства направлена на тихую ассимиляцию национальных меньшинств, прежде всего, русского населения Молдовы.
«Демократическая Молдова», говоря о том, что деление общества по этническому принципу на молдаван и румын наносит моральный ущерб «коренной» нации и якобы способствует распространению среди русскоязычного населения новой волны румынофобии, а также о том, что государство не должно вмешиваться в «этнокультурную самоиндефикацию личности», по сути, выступает за сохранение нынешней ситуации в области межнациональных отношений. Когда законодательство страны уже содержит целый ряд актов, дискриминирующих нацменьшинства, отстранение государства от регулирования этих отношений будет означать дальнейшее ограничение их возможностей на полноценную интеграцию в политическую, экономическую, социальную, культурную, общественную жизнь страны.
Национал-экстремисты из ХДНП занимают, естественно, более радикальные позиции и в том, что касается европейской интеграции и в том, что касается межэтнических проблем. Они были первыми в приклеивании нашим военным ярлыка «оккупантов», первыми, кто выступил за присоединение страны к НАТО, ибо только это, по мнению фронтистов, поможет освободить Приднестровье от «российской оккупации», а подключение к решению приднестровской проблемы США, ЕС и Румынии позволит сохранить Молдавию в системе западной цивилизации. А недавно и воронинцы во всеуслышание заявили об оккупации Россией молдавской территории. Не прочь они и пригласить страны НАТО к участию в миротворческой операции в Приднестровье.
Опросы общественного мнения показывают, что наиболее предпочтительные шансы на победу на выборах имеют коммунисты. Так исследование, проведенное с 25 апреля по 7 мая 2004 г. кишиневским центром CIVIS по заказу Института общественной политики, подтвердило, что рейтинг Компартии (67,6%) значительно опережает таковой всей вместе взятой оппозиции. ХДНП поддерживают только 8,6% опрошенных респондентов, блоку «Демократическая Молдова» симпатизируют примерно 19%, и то, если объединить ответы, поданные в пользу всех партий, ныне входящих в эту разношерстную компанию.
Самым популярным политиком является, согласно анкете, президент В.Воронин (29,2%). Затем следуют премьер В.Тарлев (3,1%); мэр Кишинева С.Урекян (3,0%); лидер ХДНП Ю.Рошка (1,7%).
А по итогам традиционного интернет-опроса общественного мнения, проведенного с 24 декабря 2004 г. по 17 января 2005 г. независимой информационно-социологической службой "Opinia", за президента отдали свои голоса 17,2 % принявших участие в опросе пользователей Интернета. В лидирующую тройку также вошли председатель ХДНП Ю.Рошка (9,3 %) и лидер избирательного блока «Демократическая Молдова», столичный мэр С. Урекян (8,7 %).
Согласно этому опросу, ПКРМ - главный фаворит предстоящих 6 марта 2005 г. парламентских выборов. Почти каждый третий участник опроса считает, что ПКРМ наберет более 50% голосов избирателей, которые будут участвовать в выборах, а 29% прогнозируют, что коммунисты наберут 46-50% голосов. В тройку лидеров, по мнению респондентов, входят также избирательный блок "Демократическая Молдова" и Христианско-демократическая народная партия.
По оценке независимых экспертов, БДМ может получить на выборах 25% и более голосов, а другой политический противник коммунистов – ХДНП – до 10%.
Позиции коммунистов перед выборами остаются достаточно прочными. ПКРМ сохраняет свое четкое организационное строение сверху донизу, насчитывая около 2 тыс. низовых парторганизаций и ячеек, имеет достаточную финансовую базу. Будучи у власти, партия располагает и серьезным административным и пропагандистским ресурсом. Под ее контролем находятся многие ведущие средства массовой информации.
Влияние Компартии возросло после местных выборов в мае 2003 г., но, в первую очередь, благодаря тому, что В.Воронину удалось решить ряд вопросов социального характера.
В 2004 г. наблюдался дальнейший рост промышленного и сельскохозяйственного производства, вырос экспорт, увеличились валютные поступления, что дало возможность значительно повысить зарплату, пенсии, семейные пособия, стипендии и т.д. В 2004 г. были увеличены также оклады преподавателям и научным работникам. В незначительных размерах, но уменьшается разрыв между богатыми и бедными. Во многом экономические и социальные успехи В.Воронина достигнуты благодаря России, которая, несмотря на откровенно антироссийский внешнеполитический курс Кишинева, продолжает предоставлять Молдове ряд экономических привилегий. Так, с 2002 г. поставляет электроэнергию по льготной цене - 2,35 центов США за 1 кВт/ч., что значительно ниже цены, по которой стране отпускали электроэнергию соседние Украина и Румыния, или внутренний иностранный поставщик – испанская компания «Унион Феноса». В 2004 г. в сравнении с 2003 г. Россия даже увеличила экспорт электроэнергии в Молдову до почти 900 млн. кВт/ч. Молдавские власти экономят 11,3% расходов на каждом кВт/ч., поставляемом из России.
В декабре 2004 г. "Газпром" и ее дочерняя фирма "Газэкспорт" заключили с "Молдова-газ" договор о поставках в Молдову более 2,85 млрд. кубометров природного газа, что на 50 млн. больше, чем в 2004 г., о чем сообщил на председатель Административного совета "Молдова-газ" Г.Абашкин. Но, если раньше почти весь газ поставлялся "Газпромом" по цене 80 долл. США за 1000 куб. м, то теперь "Газпром" поставит 1,25 млрд., а "Газэкспорт" - 1,6 млрд. кубов газа, но по цене 68 долл. за 1000 кубов. Где здесь российская выгода?
В ноябре 2003 г. вступил в силу подписанный между РФ и РМ Протокол о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, который усиленно лоббировала молдавская сторона во всех российских инстанциях. Речь идет о таких товарах, как сахар, табак и табачные изделия, спирт. Практически ежегодно молдавским экспортерам предоставлялась дополнительная квота на ввоз в Россию сахара (от 36 тыс. до 100 тыс. тонн). Сегодня квоты вообще упраздняются.
В последние годы внешнеторговый оборот России с Молдовой имел постоянно отрицательное сальдо. Эта картина сохранилась и в 2004 г. На российский рынок Молдова поставляет около 80% всей производимой в стране продукции сельского хозяйства и виноделия.
И все это «в ответ» на то, что Кишинев «забыл» об обещании передать в российскую собственность некоторые предприятия энергетического комплекса в счет погашения долгов, стал всячески затягивать приватизацию российскими инвесторами других объектов, объявил о непризнании приобретения представителями российского бизнеса ряда предприятий в Приднестровье и т.д.
К этому стоит добавить забывчивость В.Воронина о своих обещаниях сделать русский язык вторым официальным языком Молдовы, обеспечить русским гражданам Молдовы равные права с представителями т.н. титульного населения. Не говоря уже о повороте на 180% в политике по отношению к России, о чем упоминалось выше.
Поэтому для России в Молдове на сегодня нет политического лидера или партии с достаточным весом в молдавском обществе, которые могли бы привлечь наше внимание в качестве возможного лояльного политического партнера.
Если говорить о партиях и общественно-политических движениях, выступающих оппонентами нынешней власти с левых позиций, которые намерены принять участие в парламентских выборах, то таких организаций фактически только две. Это – Социалистическая партия Молдовы и Партия социалистов Молдовы, объединившиеся в избирательный блок «Патрия-Родина» и Республиканское общественно-политическое движение «Равноправие». В своих предвыборных платформах и «Патрия-Родина» и «Равноправие» подчеркивают необходимость развития всестороннего сотрудничества, прежде всего, с Россией, присоединение к Единому экономическому пространству (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), считают, что проблему Приднестровья нельзя решить на принципах унитарного государства. Социалисты полагают, что российский план «Козака» урегулирования приднестровской проблемы можно принять за основу при выработке статуса Приднестровья. Они выступают против вступления в НАТО или какие-либо другие военные союзы.
У «Равноправия» в его предвыборной программе особо выделена проблема межнациональных отношений в стране. Движение считает, что в настоящее время общество в Молдове расколото по национальному, языковому и конфессиональному принципу (в РМ официально зарегистрирована и набирает силу раскольническая т.н. Бессарабская митрополия, подчиняющаяся румынской церкви), и согласия можно достичь, только проводя последовательную линию на сближение всех национальных меньшинств с молдавской нацией.
Беда заключается в том, что эти два политических противника правящей Компартии, как и некоторые другие, например, Союз труда «Партия- Родина», имеющие сходные политические платформы, хотя и по разным причинам, но широкой поддержки электората не имеют. Их редкие попытки договориться о взаимодействии не увенчались успехом. Они продолжают действовать самостоятельно, и поэтому серьезного влияния на формирование общественного мнения и, тем более, политики страны не оказывают.
А российские официальные и общественные представители, также как и политтехнологи продолжают работать в странах СНГ (и не только) преимущественно с теми, кто находится у власти, иногда еще с теми, кто реально может на нее претендовать. Это естественно и без этого, конечно, не обойтись, но при этом, как представляется, нельзя забывать о том, что есть в этих странах и другие, пусть, менее влиятельные силы, но которые в определенных условиях могут стать важным союзником России в развитии более тесных двусторонних отношений при полном соблюдении взаимных интересов.
В Москве про выборы в Молдове, на наш взгляд, вспомнили слишком поздно. Победив на выборах, «страшно обиженный» на Россию В.Воронин еще преподнесет нам немало неприятных сюрпризов. Готова ли к этому Россия?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |