Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"ИНФОТАГ",
17 июня 2002

Судный день Молдовы: 13 июня наступает срок погашения еврооблигаций на сумму $75 млн.

Александр Танас

Из обязательных внешних платежей, которые Молдова должна осуществить в 2002 г., самым крупным и сложным для министерства финансов является погашение еврооблигаций на $75 млн. Срок их погашения наступает 13 июня. Последней датой выкупа евробондов является 3 июля - дата, до которой Молдова будет держать в напряжении инвесторов, держащих в своих портфелях ее еврооблигации.

Кто эти инвесторы?

Если быть уверенным, что еврооблигации пролежали с момента их покупки в портфелях и не продавались на рынке, то покупателями молдавских евробондов в 1997 г. были иностранные пенсионные фонды, инвестиционные компании и банки.

Здесь уместно заметить, что в момент размещения Молдовой еврооблигаций на мировых финансовых рынках они пользовались достаточной популярностью. Реальный спрос инвесторов превысил $400 млн. Он превзошел ожидания Merrill Lynch, которая размещала молдавские евробонды, в два раза, а эмитента - минфина - в три раза. Наибольшее количество заинтересованных инвесторов было в Лондоне (30) и Париже (15).

В момент размещения своих еврооблигаций Молдова обладала репутацией маленькой постсоветской страны, которая очень динамично проводила демократические и рыночные преобразования. В самой Молдове и за ее пределами существовала некая эйфория относительно того, что успех реформ уже не за горами и через два-три года молдавская экономика будет признана рыночной. В связи с этим, у инвесторов-покупателей молдавских евробондов не было больших опасений на счет их ликвидности.

Главной гарантией для инвесторов-покупателей всегда был и остается Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), которые контролируют финансовую и экономическую ситуацию в стране и четко следят за курсом проводимых реформ. Безусловно, что для инвесторов и доходность была привлекательной.

Еще большую привлекательность условия размещения сулили минфину. В 1997 г. доходность, не превышающая 10% годовых, представлялась всем весьма выгодной. Вряд ли в момент эмиссии молдавских еврооблигаций кто-то из государственных мужей серьезно верил, что уже в 2002 г. молдавские граждане будут согласны хранить свои валютные сбережения в молдавских банках под 2,5-4% годовых. Столь же невероятной представлялась тогда и доходность по Государственным ценным бумагам (ГЦБ) в пределах 6-8% годовых, с помощью которых минфин в тандеме с Нацбанком на протяжении всех этих лет столь успешно решают проблему дефицита бюджета, когда наступает большой разрыв в платежах.

Однако правда состоит и в том, что никто тогда всерьез не задумывался и над вопросом о способности государства погасить свои ценные бумаги.

За эти годы Молдова получила возможность льготного кредитования со стороны МВФ и ВБ, когда при определенных "послушании" и "прилежности" правительство имеет доступ к финансовым ресурсам на срок до 30-40 лет, с выплатой 0,5-0,75% годовых. Ясно, что такие условия не идут ни в какое сравнение с условиями, на которых в 1997 г. минфин успешно разместил на международных финансовых рынках $75 млн. евробндов.

И вот 13 июня для государства наступает судный день, когда ему нужно сдержать свои обязательства по внешним платежам и выкупить еврооблигации, чтобы избежать угрозы дефолта. Это возможно, но только очень дорогой ценой, использовав валютные резервы Нацбанка. Ясно, что это не самый лучший вариант, поскольку государству еще больше придется залезть в долги, увеличив и без того огромный внутренний долг перед Нацбанком.

Из-за этих причин на протяжении всего 2002 г. Молдова не перестает говорить, что без реструктуризации внешних долгов она не в состоянии выполнить свои обязательные выплаты в сумме $175 млн. Все, что государство могло - оно предусмотрело в бюджете 2002 г., запланировав на эти цели $137 млн. Следует признать, что в эту сумму заложены и новые займы от ВБ и Европейского Союза, которые, кстати, еще предстоит получить.

В банковских кругах никто серьезно не говорит о возможности объявления Молдове дефолта. Источники в правительстве утверждают, что уже утверждена схема действий на период с 13 июня по 3 июля. Эксперты говорят, что они на 99% уверены в реализации на практике данной схемы, суть которой заключается в реструктуризации выплат по еврооблигациям.

Один из авторитетных представителей банковского сектора считает, что "схема может не сработать лишь в том случае, если произойдет что-то непредвиденное". Если учесть, что речь идет всего-то лишь о $75 млн., то вряд ли стоит подвергать серьезному сомнению способность Молдовы реструктурировать выплаты по евробондам.

Это означает, что, видимо, минфин уже имеет на руках соглашение с иностранной компанией, которая согласилась взять на себя миссию погашения молдавских еврооблигаций. Идет ли речь о $75 млн. или только о какой-то части из этой суммы можно лишь догадываться. Финансистам хорошо известно, что договоренности такого рода держатся в строгой секретности.

Ранее в финансовых кругах ходили слухи о том, что минфин через иностранную компанию досрочно скупал на вторичном рынке свои же облигации, которые ему 13 июня 2002 г. не придется погашать. Эксперты предполагали, что схему по досрочному выкупу на международных финансовых рынках молдавских евробондов реализует та же компания, которая помогла Молдове выгодно выкупить свои облигации у РАО "Газпрома".

Если быть конкретнее, то, согласно слухам, Молдова успела скупить на вторичном рынке 43% своих облигаций, сэкономив тем самым $13 млн. Получается, что реально с 13 июня по 3 июля 2002 г. минфину предстоит выкупать лишь 57% от эмиссии евробондов.

Видимо, нельзя на все 100% исключать вариант досрочной скупки еврооблигаций. Но он, скорее всего, мог реализовываться в период с 1999-2001 гг. Позже на вторичном рынке молдавские облигации уже никто не предлагал к продаже. На это существуют три противоречивых мнения.

П е р в о е: молдавские ценные бумаги не имели ликвидности и по этой причине их не было смысла кому-либо продавать. У инвесторов оставался единственный выход - ждать наступления срока их погашения, что, собственно, не исключало определенного риска, потому как государство могло оказаться не в состоянии выкупить свои бумаги.

В т о р о е: небольшие суммы молдавских ерооблигаций плотно структурированы в инвестиционных портфелях, занимая в пакетах мизерную долю, которую нет смысла досрочно продавать.

Т р е т ь е: отсутствие на мировых финансовых рынках продаж молдавских еврооблигаций с середины 2001 г. подтверждают попытки крупного молдавского банка посредством зарубежной брокерской компании приобрести в собственный портфель небольшой пакет евробондов. Даже если покупать их по номинальной цене, это имеет смысл, так как государство обязалось платить по ним около 10% годовых. Это, к примеру, в три раза больше, чем выплачивают сегодня банки по депозитам населения в СКВ. Однако все попытки отечественного банка оказались безуспешными.

Авторитетное международное рейтинговое агентство Fitch IBCA не смогло подтвердить информацию о том, что Молдова якобы досрочно скупала свои облигации по цене в два раза ниже их номинала. Агентство сомневалось в том, что не может государство, с одной стороны, досрочно скупать свои облигации, а с другой стороны, без устали говорить об острой необходимости реструктуризации выплат по внешним долгам вообще и по евробондам, в частности.

В своем пресс-релизе Fitch IBCA оставило рейтинг Молдовы без изменений. В свободно конвертируемой валюте республика сохранила за собой рейтинг "СС", а в местной валюте - "ССС". В то же время агентство отмечает сложную экономическую и финансовую ситуацию в Молдове, связанную с большими суммами обязательных внешних платежей в 2002 г.

В Молдове заявление Fitch IBCA в канун судного дня, когда предстоит выкупать еврооблигации на $75 млн. эксперты расценили как весьма "корректное" и "взвешенное". Это дало повод банковским специалистам говорить, что минфин располагает договоренностью о реструктуризации выплат по евробондам.

Думается, что компания, с которой минфин имеет соглашение о реструктуризации, могла взять на себя выкуп евробондов на небольшой срок. Вряд ли здесь речь идет о стандартных условиях реструктуризации, предусматривающих 12-18 лет. Скорее всего, речь идет о 5-7 годах, после истечения которых Молдова должна вернуть своему компаньону номинал облигаций и определенный комиссион. В нынешних условиях, это не может быть ниже 5-6% годовых.

Молдавские еврооблигации размещала известная в мире инвестиционная компания Merrill Lynch. Речь в 1997 г. шла о первом выпуске молдавских евробондов, после которого должны были последовать и другие. Цена продаж молдавских еврооблигаций была установлена со спрэдом в 340 базовых пунктов сверх доходности пятилетних облигаций казначейства США.

Спустя пять лет после первого выпуска еврооблигаций экономические успехи Молдовы оказались настолько скромными, что никто в стране не ведет больше речь о следующих выпусках евробондов. Не потому, что Молдова не нуждается в заимствовании финансовых ресурсов, а потому, что условия их размещения за рубежом сегодня никак не устраивают молдавскую экономику. Ставки выше 15-18% годовых в валюте для отечественной экономики относятся к разряду "не берущихся" по причине их "невозвратности". Это может стать реальным лишь тогда, когда у заемщика будет твердая гарантия, что за время пользования внешними ресурсами молдавский лей будет стабильным и не девальвируется к доллару США или к ЕВРО.

Скорее всего, в четверг, 13 июня минфин не сможет объявить, что им погашены еврооблигации в сумме $75 млн. Реально ситуация с погашением евробондов прояснится лишь к 3 июля. По истечении этой даты минфин ответит на вопрос о том, как ему удалось решить проблему с еврооблигациями и отвести угрозу объявления дефолта государству.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ