Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская газета, 21 февраля 2005
Сергей Жбанов
(Статья дана в сокращенном варианте)
Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев обвиняет Беларусь в осуществлении нелегальных поставок сахара и угрожает закрыть российский рынок для отечественных сахарозаводчиков, если РБ не прекратит массовые поставки «палёнай» продукции. Это не единственное свидетельство того, что на смену эпохе братской дружбы приходит пора ликвидации всех льгот и преференций в российско-белорусских торговых взаимоотношениях.
Газ и сахар всегда были наиболее больными темами российско-белорусского товарооборота. Но расценить последний спич Алексея Гордеева в Госдуме как частный комментарий к некоторым темным сторонам гармонично развивающегося межгосударственного товарооборота не позволяет ряд деталей выступления министра, воспроизведенных РБК-ТВ.
Прежде всего Гордеев прямо указал на криминальную технологию экспортных поставок товаров якобы белорусского происхождения: «Подделываются документы, срезаются штампы. Ну, в общем, здесь как бы формально дружба оформленная проходит, а реально надо совершенно пересмотреть и на новой основе построить все эти отношения».
Обвинения серьезные, но не шокирующие, если учесть, что основы белорусско-российского товарооборота закладывались массовыми поставками контрабандной водки от «Торгэкспо». С некоторых пор производство сахара в Беларуси - это госпрерогатива, а экспорт - тем более. И если обвинения справедливы, то патологическая ненависть Александра Лукашенко к жуликам всех мастей, не всегда входит в антагонистическое противоречие с интересами Родины.
Но это к слову, а для перспектив взаимного товарооборота более важным представляется призыв к пересмотру характера межгосударственных торговых связей. Ведь Гордеев не первый и далеко не единственный российский деятель, подающий сигналы о надвигающейся реформе российско-белорусских экономических отношений.
Завотделом Беларуси Института стран СНГ Александр Фадеев подводит под эту реформу концептуальную базу: «Все предусмотренные сроки, планы по интеграции хозяйственных, газотранспортных систем нарушены. Причем нарушены в одностороннем порядке белорусской стороной. Россия делает для себя вывод о том, что в силу этих обстоятельств все льготы и преференции, которые ранее давались Беларуси в связи с союзным строительством, будут постепенно, поэтапно отменяться».
Белорусским властям предстоит тоже сделать правильные выводы из российско-белорусских торгово-боевых отношений, опираясь на новые реалии, и перестать прикрывать интеграционную наготу щитом, слепленным из небывалого объема и темпов роста межгосударственного товарооборота. Но пока этого не происходит.
В официальном комментарии пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных целиком сосредоточился на сахарных претензиях, а не на грядущих переменах в экономических взаимоотношениях. МИД и не собирался отрицать факт массовых поставок сахара-сырца (преимущественно сахар, произведенный из тростника, в отличие от сахара, вырабатываемого из сахарной свеклы и не облагаемого при экспорте таможенными пошлинами), а упрекнул Россию за введение ограничительных мер, сделавших поставки данного продукта нелегальными.
Попытки российского Минсельхоза бороться с белорусским сахарным демпингом Савиных расценил как «нарушение принципов свободной торговли», напомнив, что «сахарные производители двух стран работают в неравных условиях, поскольку россияне пользуются льготными тарифами на газ, электроэнергию и, таким образом, находятся в более выгодном положении». В белорусском МИДе считают, что введение взаимных таможенных пошлин на поставки сахара-сырца не обеспечивает равных условий хозяйствования, и надеются, что РФ сохранит режим свободной торговли сахаром с РБ, не вводя новые ограничения.
Но без прогресса в интеграции со стороны Беларуси надежды МИДа лишены всяких оснований. На это четко указывает другой фрагмент речи Гордеева, убежденного, что «Россия запуталась в интеграции», а поэтому процветают теневик и спекулянт: «У нас существует целая матрешка: ЕврАзЭС со своими задачами - там тоже у нас свой орган; потом союзное государство - тут у нас тоже свои органы. И можно признать что мы тут подзапутались в этой интеграции с нашими братскими странами».
Итоги созидания третьего фантома - единого экономического пространства (ЕЭП) - российский министр не комментировал. Будущее ЕЭП тем более будет прямо зависеть не от Гордеева, а от исследования экономико-политической целесообразности ЕЭП, инициированного новыми украинскими властями. Поэтому в Госдуме представитель российского кабинета министров ограничился требованием к властям Беларуси под угрозой жесткого предупреждения начать работу над ошибками в сахарном экспорте.
В МИДе же Беларуси, отрицая факт негативного влияния поставок якобы белорусского сахара, предпочли не заметить околоинтеграционных рассуждений Гордеева. Возможно, напрасно. Власти Беларуси еще не готовы публично признать свободный доступ на необъятный российский рынок основным фактором быстрого экономического роста республики. В России насчет источников роста материального благосостояния белорусов иллюзий не питают.
Например, замдиректора института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью РБК-ТВ заметил: «Выгода Беларуси, несмотря на демагогические высказывания руководителей экономического блока Беларуси, именно в том и состоит, за счет чего Беларусь обеспечивает достаточно высокий уровень жизни, - это огромный российский рынок, на котором она работает практически без взимания таможенных пошлин». 75% производимых в Беларуси товаров потребляется в России. Из этого неоднозначного статистического факта Россия может сделать как правильные, так и не совсем правильные и не слишком дружественные выводы в отношении всего белорусского экспорта.
По мнению Александра Фадеева, «если в свое время Россия заявила о четырех вариантах сближения с Беларусью, а та отвергла все четыре варианта, в т.ч. и самый мягкий, который включал переход на единую валюту, в таком случае Россия вольна делать определенные выводы о том, что желания ответного нет».
Учитывая, что и Россия, и Беларусь - страны «суперпрезидентские», российские угрозы, касающиеся очень узкого товарного ассортимента, следует воспринимать как импульс последней надежды к оживлению интеграции, адресованный лично Лукашенко.
Если и этот братский призыв останется без ответа или будет понят неправильно, то вполне возможно, что Кремлю придется приступить к комплексному выравниванию взаимных условий хозяйствования на основе уже не внутрироссийских, а международных стандартов. В этом случае и цены на энергоносители, и доступ на российский рынок будут подчинены правилам ВТО, не предполагающим дисконтных цен с учетом фронтовых воспоминаний о сече под Грюнвальдом или об эпохе совместного бортничества в сопредельных чащах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |