Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Новый Регион", 18 февраля, Сергей Степанов
– Намерение Виктора Ющенко примирить ветеранов советской армии и участников УПА является попыткой реабилитации фашизма, утверждает историк-славист Виталий Ковалев.
«Вопрос первый: Как представляет себе г-н Ющенко механизм данного примирения? Кто выступит в роли «воинов Советской армии»? Легко догадаться, что о широком обсуждении данного вопроса с ветеранами говорить не приходится. Это невозможно технически, да и реакция большинства из них вполне предсказуема. С другой стороны, сколь широким окажется круг «солдат ОУН-УПА», с которыми «воинам Советской армии» придется мириться? Пропагандисты ОУН тогда отнюдь не скрывали своих целей, сообщая населению в своих листовках: «Мы не хотим работать на Москву, жидов, немцев и иных чужаков, а только на самих себя. Мы создадим самостоятельное, украинское государство или погибнем за него». Разумеется, с точки зрения теперешних строителей украинской нации, эти идеи являются вполне похвальными, но казались ли они такими тогдашним жителям Украины (не Западной) и тем более Крыма? Ответ вполне очевиден», - уверен эксперт.
Ковалев считает, что националистическая пропаганда всячески стремится «замазать» факт сотрудничества украинских националистов с Третьим Рейхом. Сегодня подчеркивается наличие в ОУН двух фракций и последующий раскол этой организации на пронемецких «мельниковцев» и «хороших» бандеровцев.
«При этом стараются забыть, что в перечне врагов Украины под номером один выступал СССР, а врагом номер два – оккупированная немцами Польша. Оккупировавшая Украину Германия занимала в этом почетном списке лишь третье место. Причем ОУН-Б и УПА отнюдь не гнушались сотрудничать (в «необходимых размерах») с оккупационными войсками, полицией и вермахтом. Но об этом теперь тоже стараются забыть», - говорит историк.
По словам эксперта, Украине необходимо также прислушаться к мнению граждан Польши.
«Многие представители польской политической элиты давно показали себя готовыми к «примирению с украинцами». Стремясь как можно скорее оторвать Украину и оказавшиеся в ее составе территории от России, они даже поспешили в одностороннем порядке осудить себя за проведенную в 1947 г. антиукраинскую акцию «Висла». Точнее, осудили они не себя, а коммунистические власти, удобные тем, что на них теперь можно валить все, - продолжает Ковалев. – Однако легко догадаться, что подобные односторонние шаги были отнюдь не однозначно восприняты теми поляками, что еще помнят о десятках тысяч людей, которых идейные и безыдейные бойцы УПА уничтожили в 1943 году».
«Весной 1943 г. начались нападения на польские села и хутора. Особый размах они приобрели на Волыни, - продолжает историк. – Иногда «ликвидировались» отдельные семьи, иногда – целые поселки. 23 апреля 1943 г. отрядом УПА было уничтожено село в Яновой Долине на Волыни. Погибло 600 человек. Немецкий гарнизон (1000 бойцов) почему-то никак не отреагировал на появление «борцов против германской оккупации». К июлю 1943 г. на Волыни было убито около 15 тысяч человек. Но это было только начало. Акции становились все более организованными, сказывался приобретенный опыт. 11 июля (в разгар Курской битвы) отряды УПА на рассвете атаковали польские села и хутора в трех районах сразу. Спящих людей убивали пулями, топорами, вилами, ножами, молотками, а села жгли. За четыре дня до этого агитаторы националистов провели встречи с жителями украинских сел, где говорили о необходимости уничтожения всех поляков. Лозунг был прост: «Вырезать ляхов до 7 колена, в том числе и тех, что уже не говорят по-польски». Подобный подход даже нельзя назвать националистическим – это чистый расизм, сопоставимый с отношением нацистов к «еврейским элементам».
«Готов ли сам Ющенко, сын освенцимского узника, примириться с теми соотечественниками, что служили в охране концлагерей? Впрочем, чего не сделаешь ради единства нации граждан-единомышленников», - говорит Ковалев.
Историк также комментирует обращение Ющенко к испанскому опыту.
«На многих посещающих Испанию неизгладимое впечатление производит величественный мемориал в так называемой Долине павших. Его почему-то принято называть памятником примирения, подчеркивая, что здесь погребены участники гражданской войны с обеих сторон. Это не совсем так. Мемориал стали возводить практически сразу же по окончании войны по инициативе самого Франко, и мыслился он как памятник победителям в «крестовом походе» против Испанской республики, то есть испанским националистам, которым помогали фашистская Италия и нацистская Германия.
Мемориал возводился двадцать лет. Его строили пленные республиканцы, «искупавшие трудом» свои «преступления». Из двадцати тысяч таких каторжан, занятых на строительстве памятника, погибло четырнадцать тысяч, множество лишилось рук и ног. Умерших от непосильного труда хоронили неподалеку – и теперь это позволяет говорить об общем месте упокоения былых врагов, якобы ставшем символом их примирения.
Вплоть до смерти диктатора все заявления о «примирении» сводились к восхвалению достигнутого им единства нации… Достигнутого казнями, тюрьмами и ссылками – и сразу же давшего трещину, как только режим ослаб. Франко умер в 1975 г. На его похороны не явился ни один из видных глав государств, кроме свежеиспеченного чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Вождь испанцев был погребен все в той же Долине павших. Установленный им режим сразу же рассыпался. Но о примирении речи снова не было.
Весьма существенно, что в испанских учебниках истории националисты не выступают в роли борцов за свободу и национальное единство, так сказать за унитарную и соборную Испанию (между прочим, Франко был ярым ненавистником автономизма, возродившегося в стране после его смерти и принятия демократической конституции).
Зачем понадобился этот пространный экскурс в трагическую эпоху испанской истории? Только затем, чтобы лишний раз показать, сколь много общего бывает порой в идеологических приемах различных режимов и сколь одиозные фигуры зачастую оказываются учителями тех, кто называет себя «демократами» и поборниками «европейских ценностей». Можно, впрочем, предположить, что заявление Ющенко объясняется всего лишь невежеством его советников, однако и это не может служить оправданием призыва к примирению с фашизмом по фашистскому образцу», - уверен Ковалев.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |