Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21 февраля 2005 г., С.Зайченко, «Ольвия-пресс»
Многие местные, а также ближнего и дальнего зарубежья политические наблюдатели твердо убеждены, что окончательное разрешение проблемы межгосударственных отношений Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова во многом зависит от позиции Российской Федерации в Юго-Восточной Европе. И вопрос этот, прогнозируют не только наблюдатели, но политические международные эксперты, будет решен тем быстрее, чем быстрее Россия, «НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ОКРИКИ С ЗАПАДА», однозначно и твердо заявит о своем законном праве и приоритете доминировать на постсоветском пространстве.
Я не собираюсь много полемизировать о том, в каком ракурсе официальная Москва видит будущее Приднестровье, остановлюсь только на том, в чем заинтересована и чем могла бы Россия помочь Приднестровью в ближайшем будущем для его признания субъектом международного права.
На Западе, в странах Восточной Европы и суверенных государствах на постсоветском пространстве на протяжении 15 лет в силу привычки продолжают твердить об «имперском» высокомерии РФ и о ее стремлении «управлять» странами СНГ, подчиняя их внешнюю и внутреннюю деятельность якобы своим «имперским» устремлениям. Основными глашатаями распространения идеи о так называемых «имперских замашках» РФ выступают сегодня Грузия и Молдова – страны, руководство которых само страдает манией величия с имперским завихрением. Нас более интересует РМ, о ней и пойдет речь.
Официальные власти РМ, опираясь на поддержку Запада и думая, что «оседлали западного конька», пошли на полную конфронтацию с РФ. Они не только грубо обвиняют Россию в якобы незаконной оккупации Приднестровья, но и пытаются навязать Москве свои условия так называемого стратегического с ней «партнерства». Настойчивое требование официального Кишинева подписать «Декларацию стабильности и безопасности для Молдовы», например, предполагает добровольный отказ России в пользу Молдовы от своих жизненно важных стратегических интересов в Приднестровье.
К сожалению, на практике никаких «имперских устремлений» у России не проявляется. «К сожалению» потому, что если бы РФ хотя бы частично соответствовала тому, в чем ее обвиняют, многие так называемые «непризнанные» государства на постсоветском пространстве, считающие развитие партнерских отношений с Россией своим стратегическим приоритетом, давно бы уже были «признанными». Многочисленные факты спокойной реакции официального Кремля на резкие антироссийские выпады отдельных президентов «суверенных» государств на постсоветском пространстве, в том числе и лично Воронина, говорят о полном отсутствии у Москвы каких бы то ни было «имперских устремлений».
Яркий пример. 25 ноября 2003 года Воронин, отказавшись подписывать уже парафированный лично им «меморандум Козака», умышленно тем самым нейтрализовал усилия страны-гаранта по молдо-приднестровскому урегулированию, упустив действительно историческую возможность разрешить многолетний конфликт. И даже в этом случае, кроме отдельных критических заявлений, Москва никак, образно выражаясь, «не наказала» Кишинев.
После 25 ноября 2003 года официальный Кишинев совершенно «распоясался». В вопросах, напрямую затрагивающих жизненные интересы России и ее соотечественников, Воронин практически перестал считаться с мнением своего «стратегического партнера» и в категоричной форме потребовал безоговорочной эвакуации российских вооруженных сил из Приднестровья. По его личной вине напряженность в зоне безопасности значительно возросла. Кишинев полностью отказался от переговоров с Тирасполем, а экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдовы еще более ужесточилась. И как следствие этого - если до «черного вторника» 25 ноября 2003 года в Приднестровье еще были надежды построить с Молдовой общее государство на принципах федерализма, то в настоящее время общественность республики однозначно настаивает на строгом соблюдении ст. 1 Конституции ПМР, где по воле народа записано: ПМР – суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Официальный Кишинев, естественно, с таким статусом Приднестровья категорически не согласен. Его в этом, путем непризнания ПМР субъектом международного права, поддерживает западное международное сообщество и …Россия (!) в том числе. И если российская общественность и российский капитал давно признали суверенитет ПМР, то официальная Москва не торопится это делать и до настоящего времени считает Приднестровье непризнанным государством и собственностью Молдовы. А ведь государственность ПМР – это в том числе и самая надежная гарантия защиты прав российских соотечественников на Днестре. Но об этом чуть позже.
Имея в Приднестровье свои экономические, политические и стратегические интересы, Россия, конечно, пытается их отстаивать. Нет сомнений, что сохраняющиеся у нас в республике российские позиции официальная Москва будет защищать и впредь. Непонятно другое. Москва не желает публично признавать наличие своих интересов в Приднестровье и обозначить здесь российские приоритеты. А ведь они есть, и у России имеется достаточно рычагов, как политических, так и финансово-экономических, чтобы более эффективно защитить не только свои стратегические интересы, но и права своих соотечественников на Днестре.
Сенсационное решение Государственной Думы о возможности экономических санкций к Молдове напомнило о мощном рычаге, который Россия долгие годы оставляла практически незадействованным. Например, начиная с 2002 года, Россия поставляет Молдове электроэнергию по льготной цене – 2, 35 цента США за 1 кВт/час, что значительно ниже цен, по которым Молдове отпускают Украина, Румыния или испанская компания «Унион Феноса». В 2004 году Россия увеличила (!) поставки электроэнергии в Молдову по сравнению с 2003 годом почти на 900 млн. кВт/час, что позволило РМ более 11 процентов импортированной электроэнергии экспортировать(!). Или другое. В декабре 2004 года, несмотря на откровенно антироссийский внешнеполитический курс Кишинева и огромный, неоплаченный исторический долг за уже потребленный газ, российский «Газпром» и ее дочерняя фирма «Газэкспорт» заключили с «Молдова-газ» договор о поставках в 2005 году 2,85 млрд. куб. природного газа, что на 50(!) млн. больше, чем на 2004 год. Это первое. И второе – главное! Как сообщил председатель Административного совета «Молдова-газ» Г. Абашкин, если в 2004 году Молдове «Газпром» весь газ поставлял по цене 80 долларов за 1000 куб., то в новом году «Газпром» поставит 1,25 млрд., а «Газэкспорт» - 1,6 млрд. кубов российского газа по цене 68 (!) долларов США за 1000 кубометров. Создается впечатление, что чем больше Кишинев ущемлял интересы России, тем больше льгот он получал от Москвы. Далее. В конце 2003 года вступил в силу подписанный ранее между РФ и РМ Протокол о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, который очень лоббирует Молдова. Речь идет о таких товарах, как сахар, табак и табачные изделия, спирт. Например, ежегодно молдавским экспортерам представляется дополнительная квота на ввоз сахара в Россию до 100 тысяч тонн! И уже дошло до разговора о полном упразднении квот.
Вот тот огромный рычаг, с помощью которого, при желании, РФ может развернуть в нужном направлении внешнеполитический курс Кишинева не на 180, а все 360 градусов.
Приведу только один яркий пример того, как отрезвляюще действует на официальный Кишинев даже одна только угроза экономических санкций. Стоило в декабре 2003 года «Газпрому» только заявить о возможном сокращении на 50% поставок газа в Молдову, как воронинская администрация, оцепенев от ужаса, весь первый квартал 2004 года жила в ожидании такого решения. За это время в адрес РФ не было произнесено нигде и ни одного негативного слова. Правда, увидев, что никаких жестких решений со стороны Москвы так и не последовало, Кишинев вновь поднял антироссийскую истерию.
Есть и другие примеры. Вспомним случай, когда под давлением американцев Воронин в одночасье отказался подписать уже парафированный «меморандум Козака». Причин тому много, но главных всего две. Это, прежде всего «пряник» - единовременное вознаграждение из бюджета США в размере 35 млн. долларов США и 6 млн. евро от ЕС, второе – «кнут». Как стало впоследствии известно из СМИ, посол США «посоветовал» Воронину не сопротивляться «рекомендациям» из Вашингтона, в противном случае «Интерпол» может, «невзначай», проверить законность всех зарубежных валютных счетов сына президента Олега Воронина. Результат сказался незамедлительно. Как по мановению волшебной палочки президент Воронин тут же превратился в послушного ягненка. От выполнения «рекомендаций» из Вашингтона его не остановил даже запланированный официальный визит президента России в Кишинев. Для справки. Россия, недавно «простившая» новому иракскому правительству исторический долг в размере восемь (!) миллиардов долларов, вполне могла бы в отношении Молдовы с успехом применить и «кнут», и «пряник». Это могло бы быть одним из самых деятельных рычагов оказания реальной поддержки блокированному Приднестровью.
По всем признакам, российский капитал успешно закрепляется в Приднестровье, где активно продолжается приватизация госсобственности. Говорят, что Россия приветствует перемещение своего капитала в Приднестровье. Российской элите уже принадлежат такие приднестровские (без преувеличения) гиганты промышленности как «Молдавкабель» и завод «Прибор», ведутся переговоры о передаче дочернему предприятию «РАО ЕС» контрольного пакета акций ЗАО «Молдавская ГРЭС». И это, говорят, только начало освоения российским капиталом приднестровского промышленного комплекса. Если так, надо только приветствовать этот процесс. Но не следует забывать, что Россия не признала суверенитет Приднестровья, а это по международным правилам дает право Молдове сделки с так называемым «непризнанным государством» оспорить в международном арбитраже.
И хотя частная собственность для Запада – «святое святых», можно не сомневаться в том, что РФ этот процесс проиграет, как проиграла процесс в отношении И. Илашку, потому что ангажированность Запада против России общеизвестна. При этом не следует забывать, что Молдова уже оградила себя на тот случай, официально предупредив всех иностранных инвесторов, в том числе и российских, что документы о приватизации госсобственности ПМР не будут действительны без согласования с официальным Кишиневом.
У России к Приднестровью имеется огромный стратегический интерес. Это и российские инвестиции в аграрно-промышленный сектор с целью получения дешевой продукции как для Военно-промышленного комплекса РФ, так и для ее населения (производимая в Приднестровье продукция вполне конкурентна на международном рынке и значительно дешевле не только зарубежной, но и украинской, и российской). Это и сохранение на приднестровской территории российской военной базы, что позволит военному ведомству РФ держать под контролем всю Юго-Восточную Европу. Это и возможность безболезненного переноса на территорию ПМР станций радиолокационного дозора космического пространства в радиусе Черноморского бассейна, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, Балкан и даже ближайших стран Средиземноморья, от которых российская система предупреждения о ракетном нападении получает информацию. В настоящее время такие станции под кодовым названием «Днепр» расположены в Мукачеве и Севастополе. Однако нет гарантий тому, что их в ближайшие годы не придется передислоцировать в другое место: уже сегодня Украина намерена потребовать от России увеличения платы за их использование. Об этом 10 февраля на заседании координационного комитета СНГ по вопросам ПВО заявил Главком военно-воздушных сил Украины Анатолий Торопчин. В настоящее время за работу РЛС Россия платит Украине в год около $1,2 миллиона в год. По мнению Торопчина, этого недостаточно. Россия должна платить Украине примерно столько же, сколько она платит Азербайджану за работу аналогичной станции «Дарьял» ($5 млн. в год.). Перед российским военным ведомством уже сегодня поставлены вопросы: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и «КУДА ДЕВАТЬ РЛС€». Не следует забывать и другое: со сменой власти в Украине в Киеве уже поднимается вопрос о сокращении сроков российской аренды Черноморской базы в Севастополе, которые, согласно первой договоренности, должны были заканчиваться в 2017 году.
Есть и еще один интерес России к Приднестровью - психологически- моральный, который не принято обычно брать в расчет. И совершенно напрасно. Российский народ, после многих лет многочисленных унижений своего национального достоинства, сегодня остро нуждается в шагах, которые помогли бы ему действительно «воспрянуть ото сна», ощутить свои исторические силы. И решительная политика России по защите своих соотечественников на Днестре вполне могла бы стать сигналом для такого пробуждения.
Поэтому, чтобы сохранить на Днестре свои позиции, Москве действительно необходимо проявить российские «имперские устремления», как это давно уже делает в зоне своих стратегических интересов Вашингтон. Конечно, «имперские» в хорошем смысле – в том, которого ждут от России миллионы ее зарубежных соотечественников.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |