Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.02.05б Mаркетинг и Консалтинг
Арутюн Хачартян
Когда высокопоставленный американский государственный деятель назвала недавно нынешних лидеров Нагорного Карабаха «преступными сепаратистами», политики и эксперты в Ереване решили, что Белый Дом пересмотрел свою позицию поддержки администрации армянского президента Роберта Кочаряна.
Отношения Армении с Соединенными Штатами давно служат предметом острых дискуссий в Ереване. Несмотря на то, что США считаются главным зарубежным донором страны, Армения, единственная среди стран Южного Кавказа, традиционно выстраивала свою внешнюю политику на фундаменте стратегического партнерства с Россией. Сохранять баланс в отношениях с двумя державами для армянских властей непросто, а последние события еще больше осложнили проведение этого курса.
Направление в январе 2005 г. 46 армянских военнослужащих в Ирак вызвало острую негативную реакцию общества, причиной которой была, прежде всего, обеспокоенность тем, что этот шаг вызовет антиармянские настроения в Ираке и других ближневосточных странах, где проживают армянские меньшинства. По заявлению представителей оппозиции, отправка военнослужащих была не более чем неудачным маневром Кочаряна и министра обороны Сержа Саркисяна, которые пытались выслужиться перед Вашингтоном. Однако власти отрицают, что поддержка операций США в Ираке когда-либо выдвигалась в качестве условия помощи Армении.
После так называемой «оранжевой революции» на Украине, в ходе которой оппозиционным демонстрантам в конце 2004 г. удалось аннулировать результаты сфальсифицированных президентских выборов, некоторые региональные эксперты высказывали мнение, что Армения может оказаться следующей в череде политических переворотов. Отмечались также некоторые сходные черты в политических настроениях в Ереване и Киеве, в частности наличие неприязненных отношений между правительством и оппозиционными силами. По мнению экспертов, Соединенные Штаты приветствовали бы любую смену режима в регионе, ускоряющую темп демократизации.
С этим согласны не все аналитики. «Не вижу причины, по которой американская администрация, сотрудничавшая до сих пор с Кочаряном, будет предпринимать какие-либо шаги, направленные на его смещение», – сказал Александр Искандарян, аналитик и директор Кавказского института СМИ в Ереване. С ним согласен Теван Погосян, исполнительный директор ереванской аналитической организации «Международный центр человеческого развития». Для Соединенных Штатов, сказал он, решающим фактором является стабильность в Армении и на Южном Кавказе.
Предположения касательно намерений Вашингтона достигли наивысшей точки в конце января, когда появились сообщения, что заместитель государственного секретаря США Элизабет Джонс употребила термин «преступные сепаратисты» в отношении этнических армян – лидеров непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Несмотря на выраженное впоследствии Джонс сожаление, многие аналитики и оппозиционные политики в Ереване сочли это высказывание признаком того, что позиция Вашингтона по Нагорному Карабаху становится «антиармянской».
Размеры американской помощи говорят об обратном. Армения остается одним из крупнейших в мире получателей финансовой помощи США в расчете на душу населения. И хотя, согласно проекту американского бюджета на 2006 фискальный год, страна будет получать на 20 млн долларов меньше, чем в предыдущем году – 55 млн долларов, – документ содержит также пункт об оказываемой впервые гуманитарной помощи Нагорному Карабаху в размере примерно 3 млн долларов. Возможно, что вскоре речь пойдет и о более высоких суммах. По программе американского правительства «Вызов тысячелетия» для развивающихся демократических стран Армения может получить в следующие два года до 350 млн долларов.
По мнению некоторых наблюдателей, несмотря на обязательства Соединенных Штатов в сфере оказания помощи, Армения – не самый высокий приоритет во внешней политике Вашингтона. «Для США ключевыми странами этого региона являются Азербайджан с его нефтью и Грузия с ее территорией, необходимой для стабильной [транспортировки] этой нефти», – сказал Погосян. «Армения представляет интерес для американского правительства главным образом из-за 1,5 млн этнических армян, являющихся гражданами Соединенных Штатов».
Стремясь сохранить баланс в отношениях с Вашингтоном и Москвой, Армения в то же время пытается диверсифицировать свою внешнюю политику. В последние годы Ереван налаживает связи с Ираном, планирующим построить газопровод в Армению, благодаря которому страна могла бы избавиться от зависимости от российского природного газа.
Тегеран выражает также готовность выступить посредником в урегулировании конфликта с Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе. Кроме того, Ереван начал переговоры о получении статуса наблюдателя в Лиге арабских государств и Организации Исламской конференции, а также изучает возможности расширения торговых связей с государствами Персидского залива – Кувейтом и Бахрейном.
Пока что Вашингтон не выражает открыто своего отношения к укреплению отношений между Ереваном и Тегераном. Поэтому армянское руководство действует осторожно, надеясь избежать недовольства администрации Буша. Впрочем, сегодня Вашингтон, похоже, настроен на то, чтобы подчеркивать позитивные моменты – по крайней мере, публично. Выступая 11 февраля на встрече в Нью-Йорке с представителями армянской диаспоры, посол Джон Эванс высказался лаконично: «Армения сегодня находится на верном пути».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |