Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.02.2005. КУБ кз.
Розлана Таукина
После провала московских политтехнологов и падения спроса на их услуги Кыргызская республика стала искать специалистов в соседнем Казахстане
Юные выпускники школ, выбирая профессию, думают не столько о продолжении династий и общественной необходимости, сколько о престижности и будущем заработке выбранной профессии. Они еще не знают, что одной из очень высоко оплачиваемых занятий в наше время стала профессия политконсультантов, которые с помощью политических технологий продвигают во властные выборные органы отдельных политиков и даже целые партии. Профессия эта зарубежная, доморощенные появились только в этом сезоне.
Политтехнологов в нашу страну начали приглашать партии, имеющие финансовые ресурсы. Это команды, работавшие на президента и провластные партии. Оппозиционеры тоже решили попробовать московские технологии, но привлекли полупрофессионалов и, истратив фантастические суммы, так и не получили желаемого результата.
Самым высокооплачиваемым и маститым в России считался мэтр политических технологий, вальяжный президент центра эффективной политики Глеб Павловский. Именно ему приписывают победные президентские кампании Ельцина в 1996 году и Путина на оба срока, а также победу «Единства» в 1999 году в государственную думу России. С тех пор мэтр политтехнологий понял, что лучше всего работать с представителями, которые находятся у власти. Именно эти победы легко обеспечиваются административным ресурсом, прессой, силовой, организационной, коммуникационной поддержкой, неограниченными средствами на проведение выборной кампании и очень большими гонорарами. На такой базе легко сделать себе имя, лицо, репутацию и безопасные политические пристрастия.
Как известно, господин Павловский предложил услуги президенту нашей страны и членам его семьи. Поезда, билборды и концерты российских звезд в прошлом уже забыты населением, как и президентские выборы в конце девяностых. Но рекомендации Павловского на последних парламентских выборах еще в памяти у народа. Тогда по его предложению партия «Асар» заполонила телевизионный эфир своими пиар-акциями с малыми делами, красными майками на свадебных церемониях и молодежных тусовках по уборке территорий, когда всем миром «Асар» собирал деньги то на дом, то на подарки несчастной пропившейся семье, и практически отвратила публику от симпатий и поддержки.
Люди увидели, что партия представляет собой виртуальный политический фантом, суть которой рекламная показуха. А после серии советов Павловского, когда превалировала агрессивная реклама, доказывающая, что в стране нет лучше лидера и приемника президента, кроме лидера «Асара» Дариги Назарбаевой, отец мгновенно осадил свою дочь, публично указав ей место в углу. Провал избирательной кампании партии решили исправить и смягчить разорвав контракт с великим мистификатором России.
В ходе подготовки к украинским выборам Павловский работал в Киеве со штабом Виктора Януковича, но, как вынужден признать сам, оказался не готов к сценарию, разыгранному оппозицией после второго тура голосования. Его советы шантажировать украинцев национальным бунтом русского населения и нарушением целостности территории страны чуть не привели к гражданской войне, что также является практическим провалом его консультаций на Украине.
Теперь, когда несостоятельность московских политтехнологов увидели все в СНГ, спрос на их услуги резко упал. Соседняя Кыргызская республика стала искать специалистов в Казахстане. Это связано с тем, что просматривается очень большое сходство ситуации в Казахстане и Кыргызстане. На спрос мгновенно появились и предложения. Наблюдая за работой Павловского в бытность одного из фаворитов Дариги, политолог Ерлан Карин решил попробовать себя в новом качестве. Тем более, что за год он приобрел определенный опыт в претворении идей Павловского, знает просчеты и промахи московского мэтра, который считал, что может использовать российские копирки без учета менталитета страны.
Возможность дебютировать в качестве политтехнолога особенно удобна в чужой стране. В Кыргызстане Ерлан Карин со своим другом Досымом Сатпаевым успокаивает себя тем, что они освобождены от каких-то моральных обязательств. Это в своей стране можно быть приверженцами демократии, а в чужой стороне они работают за деньги, предлагая свои профессиональные услуги как наемные легионеры. Консультанты, которым все равно с кем работать, для них политический маркетинг как продажа товара, где, на их взгляд, кандидат несет сам ответственность за свое качество. Заодно обкатывают и апробируют новые технологии наравне с испытанными в Казахстане приемами. И заказчики готовы платить любые деньги за победу, поскольку имеют прямое отношение к президентской семье.
А мы удивляемся, увидев в Кыргызстане знакомые до боли лозунги, которые сводятся к мысли «Живи и помогай другим», конкретные малые дела и даже аргументы, которыми парирует семейный кандидат в парламент, слово в слово повторяются, будто Дарига Назарбаева надиктовала текст своей подруге на шпаргалку. Те же шары, столы, жертвоприношения и прочие трюки, когда отсутствие содержания заменяется пиаром. Раскручивается личность, за которой даже не просвечиваются программные цели ее партии, когда лозунг «имидж – ничто, жажда – все!» понимается совсем в другом - политическом ракурсе. И когда борьба персоналий в соседней стране приведет к парламенту, состоящему на треть из близких родственников действующего президента, нашим политтехнологам может дорого обойтись такая обкатка своих сил.
Хотя…, смотря какая цель стоит перед нашими дебютантами. Можно талантливо сделать капитал, поднять на себя спрос в глазах казахстанского президента, авось назначат своими технологами на президентские выборы. Тогда они будут как коты у сметаны! Да, политика всегда требует аналитического обслуживания, хотя в Казахстане она порой сводится к тому, насколько мы информированы в тайных позициях и расстановке сил. А можно получить скандальный имидж Хлестаковых, преуспевающих в рекламе. Можно гордиться и отвечать за качество своей работы, а можно списать все промахи на ситуацию.
В любом случае, сегодня в Кыргызстане экзаменуются, уточняются новые политические технологии, которые далее могут дважды использоваться на президентских выборах в Казахстане и Кыргызии в этом 2005 году. Возможность бороться за умы и души избирателей путем манипуляций и давлений на общественное мнение и сознание является интригой и иллюзией в купе с фальсификацией выборов при подсчете голосов. Неприятно, что социальные и политические технологии, виртуальные фантомы заменяют честные прозрачные выборы и никто не желает нести моральную и социальную ответственность за такое состояние дел ни в чужой, ни в нашей стране.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |