Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Феликс Станевский
Выступления президента Грузии заслуживают особого внимания. И не потому, что речь идёт о главе соседнего государства. Просто это выступления Э.Шеварднадзе – выдающегося умельца сказать и одновременно не сказать, утверждать и тут же опровергнуть своё утверждение, сформулировать упрёк и похвалу за одно и то же деяние, публично назвать чёрное белым, пуститься в глубокомысленные рассуждения, весьма условно связанные с действительностью. Кому-то это нравится, кто-то назовёт этот стиль дипломатичным, кому-то он покажется образцом диалектики. Но у меня такие пассажи Э.Шеварднадзе чаще всего вызывают реакцию неприятия. Ибо они вызов здравому смыслу. Это вера в силу слова, но вера с отрицательным зарядом. Президент знал, например, что Р.Гелаев террорист, когда раздавал ему комплименты. Ибо к этому времени было известно и о гибели сотрудников ООН на вертолёте, сбитом боевиками чеченского полевого командира, и об убиенных гелаевцами мирных жителях абхазских сёл. Знал, это прошло по всем СМИ как чрезвычайное событие (о коем, кстати, есть большой смысл как можно чаще вспоминать). Знал, но глядя в глаза журналистам, не сконфузившись, не покраснев, слова не проронив в память о жертвах террориста, заявил, что он «образованная личность», к тому же «приемлемая для России». Или тот же Э.Шеварднадзе уверяет международную общественность, что Грузия сама в состоянии охранять границу на чеченском участке. Опять-таки ему было прекрасно известно, что это не так. Последующие события вполне это доказали. Но и тогда, когда президент Грузии расточал на сей счёт свои заверения, руководитель его погранслужбы В.Чхеидзе в параллель своему шефу объявлял, что пограничники финансируются на 47%, поэтому и охрана границы обеспечена на 47%. Логичен вопрос: как совместить одно с другим. Всё дело-то как раз в том, что по такой практике распределения обязанностей, весьма характерной для Грузии, в дело идут оба тезиса: «сами защитим границу» и «сами не защитим границу». Первый – демонстрация твёрдости по отношению к России. Второй – просьба «дайте денег» к Европе и США. Отдельный роман, может быть с продолжением, - выступления Э.Шеварднадзе в избирательных кампаниях. Только что не воспетый пока за приверженность демократии президент прямо заявляет, что избрать другого на этот пост означало бы изменить Родине. Демократ! Аслану Абашидзе – кандидату в президенты Грузии, предложившему теледебаты с ним один на один, Э.Шеварднадзе отвечает: где это видано, чтобы подчинённый вызывал на теледебаты своего руководителя? Разумеется, он отлично знает, что видано и многократно. Но речь служит мастеру не для того, чтоб отражать правду, а для того, чтоб её камуфлировать. Нужны ли наши миротворцы в Абхазии? Нужны. Слово грузинского президента. А сколько раз они оставались без мандата, и какое словесное препирательство начинается всякий раз, когда необходимо продление мандата. Послушать Э.Шеварднадзе, и миротворцы нужны, и партизаны, которые затрудняют работу миротворцев и препятствуют осуществлению договорённостей в зоне грузино-абхазского конфликта. Урегулирование, по Э.Шеварднадзе, возможно только и исключительно на мирных путях. Но и силовой вариант нельзя исключать. Россия дружественная страна, но и недружественная. Ибо, предупредил грузинский лидер, выступая в Гарварде, она собирает вокруг себя силы, враждебные Западу, на который ориентируется Грузия. Первый приоритет Грузии, объявляет Э.Шеварднадзе, – её подключение к Евросоюзу. Вхождение в ЕС – как отчётливо показывают нынешние трудности в решении вопроса о сообщениях Калининградской области с остальной территорией РФ – предполагает обязательное введение визового режима с Россией. Т.е. грузинский президент хорошо знает, что каждый раз, провозглашая первостепенную необходимость интеграции с ЕС, он волей-неволей говорит и о предстоящем введении визового режима на северной границе своей страны. Т.е. визы с РФ нужны. Они, однако же, не нужны. Э.Шеварднадзе не просто резко выступал против визового режима, установленного РФ в отношении Грузии, но призывал организовать противодействие, когда РФ готовилась ввести визы. Иной раз наш маэстро удивит способностью расставить слова где-то неподалёку от правды, упаковать их в византийские красивости, так что если не вчитываться в текст, то вроде бы с ним можно и согласиться. Чуть передержит там, чуть недоговорит здесь, кивок, полунамёк, полу лесть, ажур из шёлковой словесной ткани, в которую укрывается неизменные для России неприятности со стороны южной соседки.
Вот и радиоинтервью Эдуарда Амвросиевича от 17 июня. Неизменный ассистент мастера, журналистка Н.Ониани задаёт вопрос: «Сегодня на Вазианской военной базе начинаются учения в рамках Программы НАТО “Партнерство во имя мира”, в которых, кроме соседних государств, принимают участие и несколько стран-членов НАТО. Какое значение Вы придаете этому событию?». «Это не первый случай, когда в Грузии проводятся военные учения под эгидой НАТО», - отвечает президент. Дело, мол, обычное, привычное для всех. Не первый случай – правильно в том смысле, что это случай номер два. Первые учения такого масштаба под эгидой НАТО проводились в 2001 году в районе Поти. Э.Шеварднадзе сам о них вспоминает, но опять-таки мастерски выбирая слова для полуправды: «Если предыдущие учения прошли в морской акватории, ныне для учений специально выбран иной рельеф – горный край». Стоит обратить внимание на слово «предыдущий», как бы подобных учений прошла уже длинная вереница - не стоит волноваться. Техника слова по известному анекдоту: Хрущёв и Эйзенхауэр бежали стометровку. Эйзенхауэр финишировал предпоследним. Грузинский президент и дальше успокаивает нас, зная, что военные манёвры по соседству – новость для россиян мало приятная, как бы мы не были уверены в мирных намерениях НАТО в отношении РФ, и как бы дружественно не складывались наши отношения с западными странами. Чем успокаивает? Россия, говорит он, и сама уже вступила в НАТО. Вроде бы мы не вступали. Вот и генсекретарь НАТО Дж.Робертсон подтверждает, что создание «двадцатки», т.е. учреждение Совета 19 стран, являющихся членами НАТО, и России не означает вступления РФ в эту организацию. Э.Шеварднадзе это знает лучше, чем многие. Однако, по его логике, можно знать, но заявлять противоположное: «Грузия однозначно приветствует решение Президента России: как вам известно, совсем недавно на военной базе НАТО недалеко от Рима Владимир Путин заявил, что его страна начинает качественно новый этап сотрудничества с НАТО. А оформленный на Римском саммите документ подразумевает непосредственное участие России в НАТО». Да нет же, не подразумевает. Однако поди с ним поспорь, если он утверждает, что подразумевает. А всё потому, что грузинскому президенту понадобилось подтвердить свою прежнюю идею насчёт вступления Грузии в Североатлантический альянс: «После того, что произошло в Риме, наверное, уже совершенно беспредметно обсуждать, имеет ли та или иная страна право стремиться к тесному сотрудничеству с НАТО, вплоть до членства в самом альянсе, хотя для Грузии это может и не быть краткосрочной перспективой (или задачей сегодняшнего дня)». Иначе говоря, Грузия хочет в альянс, но не беспокойтесь, до этого далеко. Но Россия-то уже вступила в НАТО.
Лукавство на лукавстве. Ибо вступление РФ в НАТО изменило бы саму суть этой организации, в то время как присоединение к НАТО Грузии ровным счётом ничего, по сути, в НАТО не изменило бы. Но самое главное в другом. Оно в «гарвардской» направленности политики Э.Шеварднадзе. Россия, по его логике, вовсе не ровня Соединённым Штатам и другим западным странам, равнение вовсе не на неё. Более того, устремление в НАТО имеет отчётливый антироссийский аспект, это форма вызова в адрес России. Так оно воспринималось в Грузии с момента заявления в октябре 1999 года о намерении вступить в альянс, так оно остаётся и на сегодняшний день. России много легче договариваться с западными странами-участницами НАТО, чем с Грузией Э.Шеварднадзе.
Хотя, нет сомнения, договариваться надо. При всех трудностях разговора с деятелем, слова которого не просто расходятся с делами, но и со смыслом, который в них принято вкладывать.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |