Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Национальная информационная группа», 02.03.2005
Итогом встречи в Москве представителей МИД стран-участников СНГ стало появление ещё одной трещины в ветхом здании Содружества. Свою лепту в разрушение этой организации внесла Украина, которая официально заявила, что у СНГ нет будущего, и никакое реформирование здесь не поможет. За последний год уже многие авторитетные политики постсоветского пространства констатировали факт, что СНГ разваливается. Среди них президент Казахстана Назарбаев, президент Узбекистана Каримов, спикер грузинского парламента Бурджанадзе и даже Владимир Путин. По мнению экспертов, единственное, что удерживает Содружество от распада, - это российская система льготных поставок энергоносителей…
Реанимация не поможет
Официальная позиция украинского МИДа сводится к тому, что механизмы обеспечения интересов стран-участников СНГ в рамках этой организации не работают. "Эффект пока минимальный, он в основном носит очень незначительный экономический характер", - говорит министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. По мнению украинской стороны, единственное, что следует сохранить, это существующую в рамках СНГ зону свободной торговли, куда входят 12 стран. Все остальные структуры Содружества недееспособны.
Вопрос об эффективности функционирования СНГ поднимался неоднократно. Так, летом прошлого года Владимир Путин предрек "размывание" организации в случае, если её члены переориентируются на другие международные структуры. Он констатировал факт, что у государств, входящих в Содружество, чаще всего отсутствуют общие цели и интересы.
В сентябре на саммите глав государств-участников СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил широкомасштабную реформу органов Содружества. В ноябре спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила, что Грузия намеревается покинуть организацию и присоединиться к гораздо более перспективным ЕС и НАТО. В том же ключе высказывался новый украинский президент Виктор Ющенко.
Информационное жужжание
"На этом Содружестве висит очень большой груз невыполненных решений, - говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Был договор о единых вооружённых силах, об общем таможенном пространстве, о гуманитарном пространстве. Но соглашения так и остаются на бумаге. А когда на бумаге написано, но не выполняется, то неминуемо идёт эрозия организации. Об этом говорили многие, совсем недавно очень жёстко высказался Каримов, президент Узбекистана. Осенью на союзном саммите Назарбаев ставил вопрос о необходимости реформирования СНГ. Тогда решили подождать. Сейчас результат этого "подождать" выявляется".
По мнению большинства экспертов, если Содружеству суждено распасться, то первой из этой организации выйдет именно Украина, которая уже давно занимается "тихим саботажем" многих перспективных проектов в рамках СНГ. В частности, она до сих пор не подписала Договор о коллективной безопасности. Будучи учредителем СНГ, то есть участником "Беловежских соглашений", Украина, единственная из всех, отказывается подписывать Устав Содружества. Складывается впечатление, что она специально вступила в СНГ, чтобы разваливать структуру изнутри.
Однако, Владимир Жарихин уверен, что заявления Украины по поводу выхода из СНГ ничего не стоят, как и заявления Грузии. СНГ будет существовать, пока оно подключено к аппарату искусственного поддержания жизни. Этим аппаратом является российская система льготных поставок природного газа, а также нефти и топлива для атомных электростанций. В случае выхода Украины или Грузии из СНГ возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере. Вот почему агрессивные прибалтийские республики и не менее агрессивная Молдавия, которая высылает российских граждан со своей территории, продолжают состоять в этом "никому не нужном Содружестве".
"Так что Украина немного лукавит, когда говорит, что экономическая отдача от участия в СНГ минимальная, - считает эксперт. - Глубоким анализом того информационного шума, который исходит от новых украинских властей, заниматься не стоит. Они же все бывшие депутаты, поэтому привыкли издавать некое информационное жужжание. В том числе и министр иностранных дел Тарасюк. Депутат по своей природе человек безответственный – внёс резолюцию, а дальше её либо поддержали, либо нет. Новое украинское руководство до сих пор действует по этой модели, пытаясь внутри выгородить свои позиции правительства, поскольку правительство это коалиционное, разношерстное. Так что ждём действий".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |