Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Truth is stranger than fiction
Александр Фадеев
Внутриполитическая жизнь Белоруссии вступила в новую фазу. С одной стороны, тема октябрьского (2004 г.) референдума, которую столь активно развивала радикальная оппозиция, перестала быть актуальной как для белорусской, так и для международной общественности. Вопросы правомочности общенародного волеизъявления по срокам президентства, прозрачность и честность при подсчете голосов, использование административного ресурса и другие подобные проблемы так и не смогли попасть в центр общественного интереса. С другой – политическим силам, противостоящим президенту Александру Лукашенко, удалось убедить часть международного сообщества в том, что изменения в конституции РБ, которые были сделаны по итогам референдума, противозаконны, поскольку результаты общенародного опроса сфальсифицированы властями. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателю Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермошиной было отказано в праве въезда на территорию стран-членов ЕС.
Новый пересмотр основного закона Белоруссии, инициированный Александром Лукашенко, действительно можно классифицировать как государственный переворот. Лукашенко, благодаря этому политическому маневру, получил право баллотироваться в президенты республики неограниченное количество раз. Александр Лукашенко, кроме того, сумел первым в мировой истории утвердиться в качестве кандидата на пост главы государства в рамках конституции этого государства(!). Поэтому сегодня нынешний президент – главный претендент на победу в начавшемся в Белоруссии предвыборном марафоне.
Тем не менее, это не помешало президенту РБ выразить недовольство развернувшемся в стане белорусской оппозиции процессом поиска потенциальных кандидатов на соискание поста главы государства. Лукашенко явно встревожен, правда, не столько этими действиями оппозиционеров, сколько доходящими до него сведениями об умонастроениях и колебаниях в среде правящего класса на фоне попыток международной изоляции республики со стороны Запада и политических событий в Киеве. В силу этих обстоятельств белорусский лидер сейчас вынужден всячески успокаивать верхушку бюрократического аппарата заверениями в том, что украинский и грузинский сценарии на белорусской почве никогда и ни при каких внешних воздействиях реализованы не будут. Александр Лукашенко прямо призвал чиновников не только мобилизовать свои силы, но и сохранять самообладание, поскольку они в «управляемой неразворованной стране» не могут чувствовать себя в чем-то виноватыми перед народом. Президент настойчиво потребовал от своей администрации сделать все, чтобы никто не подумал, что республиканское руководство опасается действий со стороны оппозиции и их западных покровителей. В то же время Лукашенко ясно дал понять окружению, что Белоруссия входит в сложный период.
У многих республиканских руководителей, как можно понять, сложилось мнение, что нынешняя позиция Кремля по отношению к действующему главе белорусского государства является недружественной: Владимир Путин, несмотря на просьбу Лукашенко, уже несколько месяцев уходит от встречи с ним. Отсутствие прямой поддержки России намерениям президента РБ продлить свои полномочия, обеспечить гарантии личному политическому будущему способствуют активному вмешательству Запада в ход президентской избирательной кампании. Последняя фактически началась в Белоруссии в контексте будоражащих часть общества слухов о перенесении выборов президента с 2006 на 2005 год.
Пока постигнуть хитросплетения российской политики по отношению к Белоруссии в Минске так и не смогли. Эффективные и результативные формы воздействия на ближний круг Владимира Путина за все годы его пребывания на посту главы государства белорусской дипломатией так и не были выработаны. Слабые попытки Минска убедить президентскую администрацию России в отсутствии у Александра Лукашенко политической альтернативы, учитывая «оранжевые» угрозы, не привели к искомым результатам.
Поэтому Лукашенко и его команде не остается ничего другого как идти по пути дальнейшего ужесточения репрессий по отношению к радикальной оппозиции, уголовных преследований не в меру самостоятельных членов директорского корпуса, чистки в рядах спецслужб и военных, административного давления на работников СМИ. Используется и открытое запугивание, в том числе и с помощью таких акций как демонстративный пересмотр законодательства, регулирующего действия специальных войск и служб в период угрозы политической стабильности и конституционному порядку.
Основными задачами президентской администрации РБ считаются окончательная дезорганизация устоявшихся институтов оппозиции и, главное, недопущение возникновения новых политических организаций оппозиционного толка накануне президентских выборов. В этих целях установлены, например, жесткие правила регистрации партийных штабов, которые должны быть выведены из жилищного фонда, а также воздвигнуты практически непреодолимые бюрократические барьеры для создания новых общественно-политических движений и партий, которые не устраивают властные структуры.
Дело в том, что существующие в республике немногочисленные по составу оппозиционные партии и движения так и не смогли заручиться широкой общественной поддержкой, отдельные их лидеры и представители скомпрометировали себя, оказались замешаны в громких скандалах, находились не в ладах с законом (или так это было представлено белорусским гражданам). Новые же (или обновленные) партии и движения, не связанные с политическим опытом и ошибками нынешних оппозиционеров, могут действительно стать притягательными для потенциального протестного электората, для части населения республики, недовольной политикой Лукашенко. Это прекрасно понимают в президентской администрации и намерены всеми силами помешать такому повороту событий.
Кроме того, финансовые ресурсы оппозиционеров минимальны, а легальная иностранная помощь, включая «гуманитарную», из-за принятых в последнее время властями Белоруссии правил оказалась под полным контролем «компетентных органов». Новшеством является прямое указание президента Александра Лукашенко ввести сверхвысокие налоги на любую иностранную помощь неправительственным организациям республики. Поскольку в организационном плане оппозиционные партии и группы без внешней подпитки функционировать совершенно не могут, то главное сейчас, по убеждению республиканских властей, перекрыть и такой последний канал финансирования, как получение средств оппозиционерами лично в ходе зарубежных поездок. Поэтому, как следует ожидать, лидерам и членам оппозиционных партий визы выдаваться не будут, выезд за границу для них будет закрыт. В этом свете нельзя совершенно исключать, что накануне президентских выборов будет пересмотрен и безвизовый порядок поездки белорусских граждан в те страны (включая Россию), в отношении которых он действовал.
Меры белорусских властей по ограничению поступления финансовых и материальных ресурсов из-за рубежа призваны также максимально затруднить деятельность независимых средств массовой информации на территории республики. Речь в данном случае идет о последнем аккорде президентской программы, осуществляемой с весны 2003 года, цель которой была официально заявлена как взятие под полный контроль государственного аппарата всех процессов, касающихся полиграфии, издательской деятельности и распространения информационных материалов в Белоруссии. Благодаря поэтапному осуществлению этой программы, в настоящее время в республике налицо абсолютное преобладание государственных СМИ, которые, практически, превратились в элементы единой пропагандистской машины, управляемой президентской администрацией.
В Белоруссии выходит в свет порядка 150 массовых периодических изданий, учредителями которых выступили различные органы исполнительной власти. Огромными для республики тиражами издаются такие официозные газеты и журналы, как «Беларусь сегодня», «Рэспубліка», «Звязда», «Народная газета», «Знамя юности» и «Беларуская думка». Абсолютным рекордсменом в этом плане является «рупор» президентской администрации газета «Беларусь сегодня» («Советская Белоруссия»), тираж которой превышает полмиллиона экземпляров. И это в стране, население которой менее 10 миллионов. В текущем году республиканское руководство решило для государственных СМИ срочно закупить качественное полиграфическое оборудование заграницей, а финансирование этой сделки должен осуществить Эксимбанк Китая.
Собственно независимых газет, регулярно издающихся большим тиражом, в республике только пять. Причем, если официозные СМИ дотируются из средств государственного (32 издания, объем финансирования по версии министерства информации РБ - 3 миллиарда бел. руб., по другим источникам – более 12 млрд. руб.) и местных бюджетов, а также из фондов правительственных профсоюзов, то независимая печать существует исключительно за счет собственных или привлеченных (чаще всего иностранного происхождения) средств и доходов от реализации продукции.
Для удушения независимых СМИ используются финансовые рычаги давления в виде высоких налоговых изъятий и штрафных санкций, а также отказ государственных полиграфических предприятий от выполнения заказов на издание независимых печатных изданий. Многие из неправительственных газет и журналов, поэтому, издаются за рубежом (в Смоленске, например), а затем ввозятся на территорию Белоруссии. Все более широкое распространение получил и метод временной (до трех месяцев) приостановки издательской деятельности независимых СМИ со стороны правительства. Последний оказался в условиях Белоруссии просто губительным для газет и журналов: половина из тех СМИ, работа которых временно приостанавливалась по распоряжению министерства информации РБ, так и не смогли возобновить свою деятельность.
Не следует упускать из виду и того факта, что подписка на правительственные СМИ составляет предмет особой заботы местных органов власти. Независимым изданиям, напротив, все труднее становится попасть в подписной каталог республиканской прессы.
Правящий класс Белоруссии исходит из того, что борьба за сознание людей столь же значима для сохранения собственной власти, как и удержание в руках чиновничества собственности на средства производства. Поэтому президент Александр Лукашенко пару лет назад издал указ, которым, в частности, возложил на себя непосредственное руководство главным средством воздействия на общественное сознание – республиканским телевидением, что было закреплено в уставе «Белтелерадиокомпании». Независимых общереспубликанских электронных СМИ в Белоруссии нет, областные телерадиообъединения с 2003 г. преобразованы в унитарные предприятия Радио-телецентра. Белорусское руководство решило, что двух государственных телеканалов (Первого национального и ОНТ) в преддверии президентской избирательной кампании недостаточно: к концу текущего года решено наладить вещание третьего республиканского телеканала на базе СТВ (Столичное телевидение).
Впервые белорусский лидер поставил перед республиканским телевидением задачу ориентироваться на зрительскую аудиторию людей среднего и пожилого возраста. Такое указание можно объяснить тем, что белорусская молодежь деполитизирована, не смотрит информационно-политические телепрограммы и на избирательные участки во время предстоящих выборов президента в своей массе, скорее всего, не придет.
Для купирования внешней информационной экспансии со стороны российских телеканалов и радиостанций белорусское правительство все настойчивей проталкивает идею создания под его руководством «Телерадиовещательной компании Союза Беларуси и России». Для нейтрализации политически активных и критически настроенных жителей столицы Белоруссии в Минске власти республики небывалыми темпами развивают кабельное телевидение. Две компании «Космос-ТВ» и «МТИС», находящихся под полным контролем государства, практически монополизировали кабельные телесети Минска и за символическую плату обязались подключить еще 300 000 минчан к программам кабельного ТВ к концу года.
Средства, выделяемые из бюджета Белоруссии на поддержку государственного телевидения, которое выступает в качестве основного пропагандистского оружия созданной идеологической вертикали, растут с каждым годом. По самым осторожным оценкам в 2005 г. на республиканское телевидение планируется израсходовать более 25 млн. долларов США. В этом году в пику «антибелорусским каналам соседних стран, особенно России» (цит. Лукашенко) началась реализация правительственного проекта спутникового телевидения – «Беларусь-ТВ». Объем средств, который предстоит истратить на обслуживание этого проекта, призванного дать отпор, по словам белорусского лидера, всяким инсинуациям, держится в секрете. Более того, президент РБ не удовлетворился информационным завоеванием космоса и недавно объявил о своем решении построить в Минске высотную телебашню (410,4 м), которая обойдется белорусским налогоплательщикам в 88 млн. долларов США.
По версии главы белорусского государства все эти весьма затратные меры, призванные активизировать государственные печатные и, главным образом, электронные СМИ направлены на то, чтобы противостоять усиливающемуся информационному давлению на Белоруссию. На самом деле, как представляется, идеология республиканского руководства, частью которой выступает информационная политика, имеет иное предназначение – обосновать преимущества сложившейся при Александре Лукашенко государственно-политической и экономической системы, оправдать централизованную систему управления и огромные властные и имущественные права и полномочия высшего чиновничества. Сегодня государственный аппарат стремится увести население от осознания действительных проблем белорусского государства, сосредоточить в своих руках все виды потенциальных общественно-политических инициатив, стать политическим и культурным гегемоном.
В сущности, целью такой легитимизирующей идеологии является не только узаконивание господства правящего класса, но и получение социального согласия на него. Поэтому белорусский президент Александр Лукашенко стремится единолично выполнять как роли государственного стратега, главного специалиста по исправлению нарушений со стороны правительства, местной власти, хозяйственных руководителей и распределителя республиканских ресурсов, так и роль политического лидера в деле достижения соглашения с обществом. Именно в силу данного обстоятельства огромные усилия и средства будут в предстоящий период сосредоточены на подготовке и проведении Всебелорусского народного собрания. В этом ключе совершенно справедливой представляется мысль М.А.Бакунина о том, что «правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, когда он опирается на мнимое представительство народа».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |