Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Характеристика постсоветских миграционных потоков в Россию.
После крушения Советского Союза 25 миллионов русских и 5 миллионов представителей других коренных народов России оказались за ее новыми рубежами.
Мощные миграционные потоки охватили все постсоветское пространство. За 10 лет Россия приняла более 9 миллионов переселенцев (сальдо миграции около 5 миллионов человек). Пик постсоветской миграции пришелся на 1994 год, когда в Россию из стран СНГ и Прибалтики прибыло более 700 тысяч человек. Но после некоторого спада к концу 90-х годов, вновь наблюдается рост миграции. Если в 1999 году миграционная прибыль в России составила 208 тысяч человек, то в 2000 году - на 20% больше - 252 тысячи переселенцев. С небольшими колебаниями миграция в Россию продолжает оставаться настолько существенной, что в ряде российских регионов компенсирует естественную убыль населения.
Среди тех, кто перебирается в Россию, выделяют на две категории: вынужденных переселенцев и беженцев. Из всех переехавших статус беженца или вынужденного переселенца получили только около 1 миллиона 600 тысяч человек. Их положение определяется законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», принятых в 1993 году и измененных в 1995 и 1997 годах, соответственно.
Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» – редакция от 28 декабря 1995 года. Статья 1. «Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка». |
Закон Российской Федерации «О беженцах» – редакция от 3 июля 1997 года Статья 1. «Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». |
В общем миграционном потоке России переселенцы из Казахстана и государств Средней Азии составляют свыше 60%, из Закавказья – около 18%, и не выше 3% - из Прибалтики, Украина в целом за 10 лет имеет положительное сальдо миграции с Россией (около +500 тысяч человек), хотя с 1994 года прибывающих из Украины больше, чем выезжающих туда; внутренняя миграция в России захватывает около 16% миграционного потока. Наибольший приток соотечественников - через Казахстанскую границу. Из них: из Казахстана – свыше 1.2 миллиона, 400 тысяч - из Киргизии, 450 тысяч - из Узбекистана, 350 тысяч – из Таджикистана, 250 тысяч – из Туркмении. После 1994 года Казахстан дает ежегодно от половины до одной трети всех переселенцев в Россию.
Современные тенденции в миграции можно оценить по данным Госкомстата РФ о сальдо миграции в Россию (+), из России (-) за январь-ноябрь 2000 года, приведенным в таблице 1.
Таблица 1.
Белоруссия |
Украина |
Молдова |
Казахстан |
Сред. Азия |
Закавказье |
Прибалтика |
СНГ и Прибалт. |
Дальние страны | |
1 |
-2.7 |
37.4 |
8.7 |
101.7 |
63.3 |
41.3 |
2.2 |
251.9 |
-49.8 |
2 |
-1% |
14.7% |
3.4% |
40.4% |
25.1% |
16.4% |
0.09% |
100% |
-19.7% |
Строка 1 – тыс.чел, строка 2 - % (отношение к сальдо по постсоветским государствам)
Имеются противоречивые оценки мощности ожидаемых потоков на ближайшее десятилетие: от 5 -10 миллионов до 1 – 3 миллионов человек. Ближе к реальности, по-видимому, средняя цифра – 4 миллиона человек.
Среди переселенцев в Россию свыше 83% составляют русские, около 10% - украинцы, немного более 3% - немцы, есть белорусы, армяне, азербайджанцы, татары, удмурты и пр., всего более 50 национальностей. (Например, по Московской обл.: 87% - русские, 10% - украинцы, 3% – другие национальности. Чаще приезжают из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.)
Очевидно, что постсоветские миграционные потоки имеют явно выраженный этнический аспект. Из новых суверенных государств выталкиваются русские, которые потеряли там не только ведущие позиции в управленческой, экономической сфере, но подвергаются дискриминации в возможности получать образование на родном языке, не имеют перспектив карьерного роста, а часто и самой работы, которой лишаются в первую очередь. На них, в первую очередь, направлены вспышки бытового национализма. В России переселенцы-русские не пользуются никакими привилегиями. Наравне с товарищами по переселенческой доле иных национальностей они несут все тяготы обустройства на негостеприимной родине. В Российской Федерации недопустимо ущемление переселенцев по этническому признаку. Но хотя русские преобладают среди переселенцев, они явно дискриминированы вниманием СМИ к своим проблемам. Причем, исследователи отмечают, что количество публикаций, целиком посвященных этой категории мигрантов ничтожно мало (2% от всего количества материалов). Анализ публикаций в прессе за 1995 год (В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. – М. 1999, стр.119-120.), приведен в таблице. 2.
Таблица 2
В публикациях о переселенцах в 1995г. |
Экспресс-Хроника |
Независимая газета |
Известия |
Завтра | |
русских |
26% |
36% |
58% |
88% | |
др. национальностей |
74% |
64% |
42% |
12% | |
В материалах всех названных газет |
число публикаций | ||||
о положении мигрантов русских |
16% | ||||
о положении мигрантов других национальностей |
44% | ||||
о положении мигрантов в целом |
40% | ||||
Мигранты по сравнению с постоянным населением России имеют более молодую возрастную структуру (среди переселенцев старше 14 лет пенсионеры составляют около 12%, в России – 22.6%), (Московская обл.: дети до 16 лет – 17%, трудоспособное население – 70%, старшие – 13% = в Подмосковье – 20% -пенсионеры). У переселенцев более высокий образовательный, профессиональный квалификационный уровень (имеющих высшее образование среди мигрантов в полтора раза больше, чем в среднем по России). (В Московской обл.- 40% приезжающих – высшее образование, 30% - среднее-специальное, 30% - среднее.)
Миграционная политика России по отношению к переселенцам-соотечественникам.Первые межнациональные конфликты на территории СССР в 1989 году породили новую для страны проблему – вынужденную миграцию. Тысячи людей из Баку, Сумгаита, из Ферганы, Душанбе бежали в центральную Россию и оказывались в ужасающих условиях, без помощи, без жилья, без работы. Масштабы бедствия грозили перерасти в катастрофу.
В начале 1992 года при Министерстве труда создается Комитет по делам миграции. А летом того же года – Федеральная миграционная служба (ФМС). Деятельность ФМС финансировалась по Федеральной миграционной программе.
В 1993 году были приняты законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», которые подвергались в последующие годы редактированию для приведения их в соответствие с международными правовыми нормами в отношении к мигрантам.
Вынужденный характер миграции на постсоветском пространстве сделал актуальным вопрос об ответственности. Естественно, чтобы за обустройство вынужденных мигрантов отвечали оба полюса: и исхода, и принимающий. 24 сентября 1993 года заключено Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 8 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан. 6 из них (без Азербайджана и Грузии) договорились о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам – гуманитарной некоммерческой организации. 7.04.97 Фонд зарегистрирован в Минюсте РФ. При этом Россия и Киргизия согласились финансировать свою часть полностью. У остальных причины для неплатежей: нет средств. Пока деньги внесли только Россия и Беларусь. Фонд остается бездействующим.
Помощь западных спонсоров, на которую очень рассчитывали, разворачивая переселенческое движение в 1993 году, надежд не оправдала. Опасность мощной волны миграции на запад миновала, и на российские миграционные проекты средства резко сократили.
Тем не менее, общественное движение переселенцев развивалось. В апреле 1993 года был создан Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, инициатором и бессменным руководителем которого является Л.И.Графова. В апреле 1996 года на базе Координационного совета создано массовое общественное движение «Форум переселенческих организаций», объединяющий сейчас более 200 переселенческих организаций.
В Государственной Думе при ее Председателе в декабре 1998 года создан Совет переселенческих объединений. Вопросы миграции стали предметом обсуждения на многих парламентских слушаниях.
Основным источником финансирования миграционных служб и оказания помощи беженцам остается бюджет. В соответствии с Федеральной миграционной программой строилось жилье, переселенцам выдавались беспроцентные ссуды на обустройство. Но денег на все не хватало, а недостатки в работе ФМС были у всех на виду. Под натиском критики в ее адрес в 1999 году ФМС ликвидировали, ее функции передали реорганизованному Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политике (Минфедерации). Пока новое ведомство осваивало этот фронт работ, миграционные службы на местах замерли. А с лета 2001 года вообще заморозили финансирование Федеральной миграционной программы.
Выступая на Конгрессе соотечественников в 11 октября 2001 года, Президент В.Путин сказал о том, что «Россия заинтересована в возвращении соотечественников, это продиктовано экономическими и моральными причинами». Он подчеркнул, что сейчас отношение к тем, кто переселяется в Россию, негативное. "К сожалению, к таким людям относятся, как к непрошеным гостям", - сказал Президент.
Указом Президента от 16 октября 2001 года ведомство, которое только вошло в курс дел, Минфедерации, ликвидировано. Миграцию отдали под надзор Министерства внутренних дел.
До Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 года «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» ситуация с миграцией в стране оставалась не определенной. Сейчас в недрах МВД воссоздается Федеральная миграционная служба. Начальником ФМС МВД назначен генерал-полковник Черненко Андрей Григорьевич. Аппарат службы – 280 федеральных служащих, на местах еще 3 тысячи человек.
Бюджет на миграционные программы в 2002 году 4 миллиарда рублей. По словам А.Г.Черненко, расходовать их начнут со второй половины года, когда заработают структуры ФМС-МВД.
Ученые о миграции в России4 мая 2002 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему “Миграция в России: проблемы и противоречия”. Тема миграции в России остается горячей все 10 постсоветских лет. Последние радикальные изменения в руководстве миграцией, когда в октябре прошлого года она была передана в ведение Министерства Внутренних Дел, вызвали серьезные опасения не только правозащитников, депутатов, но и тысяч граждан России, наших зарубежных соотечественников, многие из которых являются потенциальными мигрантами.
Слушания были важны и тем, что на них предстали перед депутатами и общественностью новые руководители миграционной службы, которые высказали свою позицию и имели возможность услышать мнение специалистов, ученых, политиков о том, какие задачи являются наиболее важными в области миграции и как их решать. К сожалению руководители ФМС этой возможностью не воспользовались, покинув зал вскоре после своих выступлений.
На слушаниях прозвучало много содержательных докладов. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, было выступление В.А.Тишкова, директора Института этнологии и антропологии РАН, который изложил целостную концепцию реформы миграционной политики. Приводим цитаты из его доклада по стенограмме слушаний.
В.А.Тишков - «После распада исторического государства была сделана ошибка, что не был установлен, скажем, десятилетний срок, когда граждане единого исторического государства независимо от их национальной принадлежности могли выбирать страну проживания. Эту ошибку уже не исправить.
Естественно, что должна бы была быть конкуренция за то население, которое оказалось разделенным границами 15 государств, но конкуренция не состоялась в силу существующего этнического национализма, эмигрантских фобий и низкого уровня компетенции управленцев в новых постсоветских государствах (включая Россию), да и низких уровнях экспертизы.
Тем не менее, Российская Федерация оказалась в выигрыше и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе, пожалуй, только странам Балтии. …
Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении мигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в основном в городах. Процесс формирования городских центров далеко не исчерпан в нашей стране. Именно города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации.
Что нужно сделать в связи с намерением государства реформировать миграционную политику и навести порядок в данной сфере?
Прежде всего, срочно решить проблему облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных или незарегистрированных мигрантов.
Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, которое пройдет в октябре 2002 года…
Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней, это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики. Кстати говоря, саморазрушительной будет и программа «Переселение соотечественников». Не русских надо переселять с восточной Украины и из Северного Казахстана в Россию, потому что переселение это будет означать отчуждение этих государств раз и навсегда от России. А, скорее всего, «хороших» мигрантов, которые могут говорить на русском языке, и которым нет достойной работы в этих странах, включая узбеков, казахов или киргизов. По крайней мере, это лучше, чем привозить потом эмигрантов из Китая или из Африки….
Наступил именно такой исторический момент, когда без массовой внешней эмиграции страна не может развиваться. И благо, что эта эмиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается движением населения в рамках исторического российского государства…»
Прогнозы (Население и общество – Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, №54, июнь 2001г.)
При существующих демографических показателях рождаемости и смертности в России при отсутствии внешнего притока населения к 2050 году останется 86.5 миллиона человек. Неубывающую численность населения может поддержать ежегодный приток мигрантов от 1.4 миллиона (при сохранении теперешних показателей «рождаемость-смертность») до 690 тысяч (если рождаемость будет расти, как наметилось в последние два года).
Справка подготовлена А.Докучаевой, заведующей диаспорой Института стран СНГ
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |