Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Основные проблемы соотечественников в странах нового зарубежья культурные, национально-этические, религиозные, психологические
· вытеснение русского языка их всех сфер общественной жизни (производственной сферы, делопроизводства, средств массовой информации, культуры и т.п.);
· трудность получения качественного образования на русском языке;
· резкое сужение русскоязычного информационного пространства;
· рост конфликтности на бытовом уровне по признакам национальности, расы, вероисповедания, языка, культуры;
· информационная блокада по вопросам нарушения прав русского и русскоязычного населения со стороны национальных СМИ, международных правозащитных организаций, международного сообщества в целом;
· исторически сложившаяся межнациональная и межконфессиональная рознь;
· неспособность русскоязычного населения сплачиваться в общественные объединения в целью более решительного отставания своих законных прав и свобод, отсутствие единства в их действиях;
· недостаточная моральная и материальная поддержка русскоязычных диаспор, проживающих в странах СНГ и Балтии, со стороны Российской Федерации;
· превращение из элитной прослойки населения, обладающей значительными льготами и перспективами в будущем, в национальное меньшинство (своего рода людей второго сорта);
· ностальгия по исторической родине, оставшимся родственникам, психологический "дискомфорт";
· отношение местного населения к некоренным жителям, как к "оккупантам", неуверенность в завтрашнем дне, тревога за будущее своих детей;
· пессимизм в отношении перспектив реинтеграции постсоветского пространства на принципах конформного сообщества;
· разгул преступности, в том числе организованной, насильственная мобилизация в ряды противоборствующих группировок, насильственное изъятие средств к существованию, взятие заложников и т.п.;
политические· трудности интеграции в местное сообщество, получения национального гражданства, а в ряде случаев – ускоренный (почти насильственный) процесс оформления гражданства страны проживания;
· внутренние вооруженные конфликты, гражданские войны, активное противостояние центральных властей и оппозиции;
· внешняя агрессия (угроза внешней агрессии);
· жесткие авторитарные режимы правления;
· дискриминация на официальном уровне по признакам принадлежности к нетитульной нации, к определенной социальной группе или за политические убеждения;
· антироссийская пропаганда в странах проживания;
экономические· падение уровня жизни и качества всех видов обслуживания населения, потеря работы;
· серьезные проблемы при трудоустройстве из-за незнания (недостаточного знания) национального языка;
· приоритетность коренной нации в получении различного социальных благ, благодаря специфики родоплеменных отношений;
бытовые, экологические, техногенные· радиоактивное и химическое загрязнение местности (аварии на атомных электростанциях, испытания ядерного и химического оружия, утечка отравляющих веществ, нефти, отходов производства и т.п.), аварии систем жизнеобеспечения населения.
Что поддерживает и сдерживает миграционные настроения Причины, подталкивающие к переезду в Россию· стремление восстановить свои политические и гражданские права после переезда в Россию;
· стремление восстановить статус представителя титульной нации; устранить факторы, порождающие социально-политический дискомфорт, конфликтность, нестабильность на прежнем месте жительства;
· возможность (надежда) получения высоко (хорошо) оплачиваемой работы в России;
· возможность (надежда) получения качественного среднего и профессионального (в т.ч. высшего) образования для детей;
· потеря родителей (попечителей) или их нетрудоспособность, плохие семейные отношения, износ жилого помещения, отключение систем жизнеобеспечения и т.п.;
· приглашения родственников или знакомых, проживающих в России, обещания оказать помощь в обустройстве на новом месте.
Причины, облегчающие переезд в Россию· наличие гражданства Российской Федерации;
· наличие родственных и других связей в России;
· информация о положительном решении всего комплекса проблем предшественниками;
· высокий уровень профессиональной подготовки, трудоспособный возраст;
· возможность свободного выезда и уверенность в возможности обустройства на новом месте;
· уверенность в возможности на новом месте повысить уровень социальной защищенности после переезда;
· получение мигрантами возможности более полно реализовать свой профессионально-трудовой и квалификационный потенциал;
· наличие средств на переезд.
Факторы, сдерживающие миграцию в Россию· появление перспектив на интеграцию в местное общество, получение работы, возможности обучения на русском языке;
· трудности с получением российского гражданства (по некоторым данным, опубликованным в российских СМИ, за последние 10 лет в Россию из ближнего зарубежья переехало от 6 до 8 млн.человек. Абсолютное большинство из них так и не получило российское гражданство);
· отсутствие качественного профессионального образования для получения работы в России или невостребованность специалистов в предполагаемом регионе оседания;
· отсутствие средств на переезд и уверенности (гарантий) в возможности обустройства на новом месте;
· длинный, сложный и опасный маршрут переезда;
· психологические трудности с адаптацией на новом месте, непонимание и непринятие многих правил и обычаев в новом обществе (городские жители, вынуждены селиться в сельской глубинке);
· негативное отношение "принимающего российского местного населения" к вновь прибывшим мигрантам;
· снижение у мигрирующего населения уровня жизни, доходов;
· утрата частью мигрантов накоплений, собственности, имущества после переезда;
· обострение ситуации на рынке труда в России;
· снижение стоимости рабочей силы в связи с ростом конкуренции на рынке труда.
Чего ждут соотечественники от России по поддержке в странах проживания по политической поддержке соотечественников· выработать и проводить четкую, последовательную, настойчивую политику России по защите, поддержке и взаимодействию с зарубежными соотечественниками, как важнейшего ресурса для укрепления ее позиций в странах СНГ и Прибалтики;
· принять и исполнять Государственную программу поддержки соотечественников России, проживающих в государствах СНГ и Балтии;
· подключать общественные организации соотечественников к подготовке и проведению визитов, официальных мероприятий проводимой Россией в странах проживания;
по обеспечению правовой связи с Россией (вопросы гражданства)· инициировать заключение договоров между Россией и странами проживания соотечественников по вопросам двойного гражданства;
· инициировать заключение договоров об упрощенном принятии гражданства при переезде в Россию (и в страну-партнер) между Россией и странами СНГ и Прибалтики, с которыми таких соглашений не имеется. Обеспечить исполнение данных соглашений;
· разработать закон о репатриации, в рамках которого упростить принятие российского гражданства для репатриантов, внеся соответствующие изменения в закон о гражданстве. Предусмотреть в данном законе возможность принятия российского гражданства для репатрианта до непосредственного переезда в Россию;
по правовой защите в странах проживания· обеспечить на межгосударственном уровне через заключение соглашений правовые механизмы защиты прав соотечественников в странах проживания, в том числе юристами и адвокатами России;
· в Парламентской Ассамблее Совета Европы представителям Госдумы добиваться применения единых стандартов в отношении прав национальных меньшинств, распространить на страны Балтии положения Охридских соглашений;
· провести сравнительный анализ межгосударственных договоров стран СНГ и Балтии с Россией на предмет соблюдения прав и свобод соотечественников. Жесткая ставить вопрос об ответственности в случае несоответствия этих законов межгосударственным обязательствам;
· поддержать центры правовой помощи соотечественникам, создаваемые в странах проживания;
по поддержке образования на русском языке· развивать межвузовское сотрудничество, направленное, в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений;
· расширять сеть Российско-национальных университетов в странах проживания соотечественников;
· открыть в России Международный Университет для студентов из стран СНГ и Прибалтики (по примеру Университета им.П.Лумумбы);
· рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии;
· содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии;
по защите русского языка, культуры, воспитания молодежи в духе любви к России· оказывать реальную помощь соотечественникам в мероприятиях по сохранению очагов русского языка, культуры, образования, в том числе оперативно, через Посольства РФ в странах проживания;
· увеличить выделяемые Посольствам РФ средства на помощь соотечественникам. Шире использовать их на поддержку русскоязычных СМИ и проведение целевых мероприятий по пропаганде российской культуры. искусства и науки;
· активизировать работу в области укрепления позиций русского языка в странах СНГ и Балтии. Рассмотреть возможность разработки многоцелевой долгосрочной комплексной программы оказания профессиональной поддержки преподавателям-русистам;
· осуществлять мероприятия по поддержке русской культуры (проведение мастер-классов, гастролей русских театров, тематических выставок русской творческой интеллигенции из стран СНГ и Балтии, других культурных форумов);
· активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах – участниках СНГ;
· активизировать работу по линии Межпарламентской ассамблеи, другим каналам для повышения статуса русского языка в странах проживания соотечественников;
· создать систему детского и молодежного туризма в России для соотечественников из стран СНГ и Прибалтики;
по поддержке общественных объединений соотечественников в странах проживания· через Посольства РФ в странах проживания содействовать консолидации организаций соотечественников;
· выработать механизм оказания материальной помощи в деятельности общественных объединений соотечественников в странах проживания (через деятельность международных фондов, предоставление грантов);
· выделять средства для поддержки печатных изданий российских общин (бумагой, техникой);
· выделить средства на организацию подписки на российские печатные издания для общественных организаций соотечественников;
· решать вопросы оказания материальной, методической, социальной помощи соотечественникам через их общественные объединения;
по поддержке в экономической сфере· при поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники;
· подключать организации соотечественников в процессы межгосударственных и межрегиональных экономических связей;
по поддержке информационного пространства на русском языке· расширять присутствие российских электронных СМИ в эфире стран проживания соотечественников;
· увеличить передающие мощности ретрансляторов российских теле- и радиоканалов на границах России с государствами СНГ и Балтии. Поставлять комплекты аппаратуры для приема российских спутниковых программ и коллективного просмотра в общественных организациях соотечественников;
· в целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран;
· возродить выпуск и профинансировать регулярное издание единой газеты для соотечественников, проживающих за рубежом;
· наладить и профинансировать регулярный выход интернет-издания для всех зарубежных соотечественников;
· обеспечить возможность свободной подписки населения в странах проживания на печатные издания РФ;
по материальной и социальной поддержке малоимущих соотечественников· для малоимущих соотечественников преклонного возраста организовать бесплатную медицинскую помощь (по примеру других государств открыть под патронажем РФ поликлиники, а еще лучше - стационарные медицинские комплексы);
· поддержка социально незащищенных слоев граждан России, в т.ч. выделение средств Посольству для оказания экстренной гуманитарной и медицинской помощи, организация медицинской реабилитации-ветеранов ВОВ в лечебно-курортных учреждениях России и стран проживания, организация оздоровительного отдыха детей российских граждан в период школьных каникул;
по защите прав соотечественников-граждан России, проживающих за рубежом· внести изменения в закон о выборах в Государственную Думу, создав специальные зарубежные избирательные округа для граждан России, постоянно проживающих в странах СНГ и Прибалтики (1 – для Прибалтики; 2 – для Украины, Модавии, Приднестровья, Закавказья; 3 – для Казахстана и Средней Азии);
· обеспечить всех граждан России, проживающих за рубежом, заграничными паспортами;
· обеспечить контроль за соблюдением соглашений о статусе граждан России между Россией и странами проживания соотечественников;
· инициировать заключение договоров о статусе граждан России в странах проживания, с которыми подобные договора не заключены;
Чего ждут соотечественники при переезде в Россию· с учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения;
· в регионах РФ сформировать действующий в реальном масштабе времени банк данных о рынке труда, жилья, отражающий возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства;
· решить на межгосударственном уровне вопрос о компенсациях имущественных потерь переезжающим в Россию соотечественникам государствами их бывшего проживания (добиваться того, чтобы партнеры России по СНГ, в первую очередь Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, на долю которых приходится почти 80% вынужденных мигрантов в России, принимали активное участие в поиске путей и реализации мер обеспечения их социальной защиты);
· упростить процедуру получения постоянной регистрации по месту жительства и оформления вида на жительство в РФ для соотечественников.
Справка подготовлена А.Докучаевой, заведующей отделом диаспор Института стран СНГ, на основе материалов парламентских слушаний по проблемам соотечественников,, Совета соотечественников при Государственной Думе, конференций и Конгресса соотечественников, писем и обращений соотечественников.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |