Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
От: Ассоциация помощи беженцам <raa@mail.wplus.net>
Дата: 12 июня 2002 г. 17:35
Уважаемая Александра Викторовна!
Благодарю Вас за приглашение участвовать в конференции 18.06.02г.
Направляем предложения Ассоциации помощи беженцам Санкт-Петербурга по совершенствованию миграционной политики, которые намерены предложить предстоящему съезду переселенцев как проект резолюции.
С уважением, Георгий Рафаилов
А с с о ц и а ц и я п о м о щ и б е ж е н ц а м 191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 23 тел./факс (812) 314-28-30 e-mail raa@mail.wplus.net 07.06.02 № 1817 |
Население России ежегодно уменьшается на 700 тыс. человек.
Если эта тенденция не будет изменена в ближайшее время, то все усилия общества и государства в экономической, политической или военной сферах станут бессмысленными.
Поэтому главной целью государственной политики России должны стать стабилизация и постепенное увеличение числа российских граждан.
Восстановление репродуктивной способности населения России, всемерная поддержки каждой российской семьи, имеющей или способной иметь детей, целенаправленная борьба за благополучие каждого российского гражданина и каждого российского соотечественника, - должны стать императивами общественного развития, приоритетами государственной политики.
Цели и задачи миграционной политики России должны формулироваться в соответствии с этими императивами и приоритетами.
Реализация гражданских прав вынужденных переселенцев и прибывающих российских соотечественников, не ущемляющая прав и законных интересов других категорий граждан России, - главный императив миграционной политики.
Безусловными приоритетами миграционной политики должны стать:
восстановление гражданских прав вынужденных переселенцев, государственная поддержка их обустройства на территории России в соответствии с действующим законодательством, создание условий для реализации их трудового и интеллектуального потенциала;
правовая, организационная и экономическая поддержка российских соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе при их переезде на постоянное место жительства в Россию;
пресечение нелегальной миграции, а также незаконного предпринимательства организованных групп мигрантов, пользующихся поддержкой иностранных государств;
легализация и регулирование внешней трудовой миграции;
выполнение общепризнанных гуманитарных норм и международных обязательств РФ в отношении лиц, легально ходатайствующих о предоставлении убежища или статуса беженца.
Анализ миграционных процессов за последние десять лет свидетельствует, что Россия не имеет взвешенной и эффективной миграционной политики.
Декларативный лозунг «Россия примет всех...», не подкрепленный четким политическим целеуказанием, научно-методическим обоснованием, эффективными организационными и финансово-экономическими механизмами, приводил к многочисленным ошибкам и просчетам, вызывал произвол и коррупцию миграционных чиновников, подвергался жесткой критике со стороны правозащитного сообщества и переселенческого движения.
В то же время, нельзя забывать и о достижениях прошедшего времени: усилиями специалистов государственных органов, ученых, энтузиастов неправительственных правозащитных и переселенческих организаций была создана законодательная, институциональная и финансовая база для построения российской миграционной политики, сформирована исполнительная вертикаль государственных миграционных органов в регионах, сложилась сеть неправительственных организаций, действующих в сфере миграции.
Новые идеи, принципы и механизмы, появившиеся в результате долгого и порой мучительного накопления практического опыта, были готовы к реализации;
специалисты, работавшие в сфере миграции, в результате многочисленных и острых дискуссий, анализа отечественного и зарубежного опыта постепенно приходили к согласию;
российское общество, тревожно и настороженно наблюдавшее за миграционной ситуацией, постепенно осознавало неизбежность усилий по ее разрешению.
Необходимы целенаправленные, упорные и консолидированные усилия всех ветвей власти , всех ученых и специалистов, всех правозащитных и переселенческих организаций для постепенного, последовательного, поэтапного совершенствования миграционной политики.
Иначе и быть не может при решении сложной, комплексной, системной проблемы.
Иначе и быть не может при решении судеб миллионов наших сограждан и наших соотечественников.
Факты последнего времени свидетельствуют – нашей стране навязывают антигуманную, антидемократическую, антисоциальную, антироссийскую миграционную политику.
Кадровая чехарда, перманентная реорганизаций и паралич миграционных органов, свертывание социальных программ государственной помощи переселенцам, закон о негражданстве российских соотечественников - точки траектории нового курса миграционной политики, разработанного втайне от общественности и реализуемого вне общественного контроля.
Особую озабоченность общественности вызывает все более явная монополия высокопоставленных государственных чиновников на формулирование миграционной политики вне механизмов общественного обсуждения и поиска общественного согласия, обязательных для гражданского общества.
Резкие колебания политического курса, волюнтаризм при определении стратегии общественного развития, непродуманные акции региональных лидеров в угоду сиюминутным политическим интересам, могут стать нормой.
Чем это грозит?
Вместо преемственности и последовательного эволюционного развития – новые революции, вместо взвешенной долгосрочной стратегии – псевдопатриотическая фразеология, вместо поиска и внедрения эффективных механизмов регулирования миграции – забытые обязательства и невыполнимые запреты, вместо общественной правозащитной экспертизы проектов основополагающих документов и трудного поиска общественного согласия – келейное нормотворчество, административное «продавливание» законов через управляемую Думу, нарушение гражданских прав миллионов людей.
Угроза возврата к административным методам управления государством нарастает.
Защитить права мигрантов сегодня – значит предотвратить нарушения прав всех российских граждан и соотечественников завтра.
При формировании миграционной политики необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Резкое изменение курса миграционной политики не отвечает интересам общества, является следствием отказа от демократических принципов управления государством, приводит к нарушению гражданских прав миллионов российских граждан и соотечественников.
Люди, говорящие и думающие на русском языке, где бы они ни жили, являются российскими соотечественниками. Российские соотечественники обладают неотъемлемым правом вступить в гражданство РФ, исполнять обязанности и пользоваться правами граждан РФ. Государственная поддержка возвращающихся российских соотечественников является приоритетом миграционной политики России.
Восстановление гражданских прав вынужденных переселенцев является внутренним долгом РФ. Государственная поддержка обустройства вынужденных переселенцев в соответствии с действующим в настоящее время законодательством является приоритетом миграционной политики.
Пресечение нелегальной миграции, других негативных последствий неуправляемых миграционных процессов является важной задачей миграционной политики. Решение этой задачи требует не только юридических, административных и экономических мер, но и широкого общественного участия.
Упорядочение и регулирование внешней трудовой миграции является важной комплексной задачей миграционной политики. Решение этой задачи только мерами административных запретов невозможно и должно быть основано на стимулировании легализации трудовых мигрантах, временно пребывающих на территории РФ. Регулирование внешней трудовой миграции не должно нарушать неотъемлемые права российских соотечественников. Выработка адекватных мер решения задачи требует общественного участия и сотрудничества миграционных органов и НГО.
Выполнение общепризнанных гуманитарных норм и международных обязательств РФ в отношении лиц, легально ходатайствующих о предоставлении убежища или статуса беженца, является сложной и неоднозначной проблемой миграционной политики. Ее решение на основе международного сотрудничества, квотирования, миграционного страхования и т.д., требует общественного участия и общественного контроля.
Обращаем внимание Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ на следуюшее:
Сфера миграции всегда была, есть и будет важной частью общественного развития России. Миграционные процессы влияют на все сферы жизни страны, затрагивают права десятком миллионов российских граждан и соотечественников. России требуется взвешенная, долгосрочная, эффективная государственная миграционная политика. Разработка и реализация такой миграционной политики невозможна без общественного участия и общественного контроля.
Тревогу общественности вызывают факты последнего времени, свидетельствующие об отказе от демократических методов управления государством при формировании концепции нового курса миграционной политики России и методов ее реализации, реальная угроза нарушения гражданских прав миллионов российских граждан и соотечественников.
Мы призываем высших должностных лиц государства исправить эту политическую ошибку: требуется незамедлительно создать механизм общественного участия и общественного контроля неправительственных правозащитных и переселенческих организаций в сфере миграции. Такой механизм может быть реализован в рамках Экспертно-консультативного Совета при Правительственной комиссии по миграционной политике.
Общепризнанные нормы гражданского участия, а также одобренные Президентом идеи «Гражданского Форума» должны быть реализованы в виде сети Консультативных Советов при Руководителях территориальных миграционных органов в регионах, а также Координационного Совета при Руководителе ФМС МВД РФ.
Предметом обсуждения должны стать следующие проблемы:
· Концепция государственной миграционной политики РФ;
· Федеральная миграционная программа РФ;
· Государственный социальный заказ в сфере миграции;
· Региональные миграционные программы субъектов РФ;
· Совершенствование федерального миграционного законодательства;
· Модельный закон «О регулировании миграционных процессов в субъекте РФ»;
· Комплексное обустройство вынужденных переселенцев и возвращающихся соотечественников на основе возвратной системы финансирования;
· Миграционная амнистия;
· Система миграционного страхования;
· Сеть «Центров по миграции и связям с соотечественниками» в федеральных округах;
· Система мониторинга за пребыванием нежелательных иностранцев и противодействия нелегальной миграции;
· Система приема, перемещения, интеграции и реинтеграции беженцев и лиц, получивших убежище;
· Система общественного контроля за выполнением государственного социального заказа в сфере миграции.
Мы верим, что Россия найдет решение миграционных проблем.
Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России.
От: Александр Лузан <luzan@luck.kiev.ua>
Дата: 13 июня 2002 г. 13:14
Тема: Спасибо за приглашение.
Константин Федорович. Спасибо за приглашение, но приехать не можем. Дорого.
На Крым еще обращают внимание, а по Украине в целом положение соотечественников постепенно приближается к положению в Прибалтике. О нас вспоминают только когда нужно реструктурировать Украинские долги. Просто используют как аргумент при защите интересов российского бизнеса. Но про свои интересы Россия вспоминает только когда горит. В результате скоро будем в НАТО. Уже заявку подали. А что Украина в этом случае расколется, так это чепуха. Люди заняты выживанием, у них часто даже нет лишней гривны на проезд на городской транспорт, чтобы добраться на митинг.
Поэтому высылаю небольшой аналитический обзор даже не о положении соотечественников, а о том как свои интересы на Украине лоббируют другие страны. Если не можете подумать о русских людях на Украине, то подумайте хотя бы об интересах России.
По итогам парламентских выборов на Украине Аналитический обзор.Александр Лузан
Результаты нынешних парламентских выборов никак нельзя считать благоприятными для России. Хотя некоторые аналитики и особенно посольство РФ в Украине призывают не драматизировать ситуацию и считать относительный успех пропрезидентского блока "За Единую Украину " гарантией стабильных развивающихся отношений. Такая позиция самоуспокоенности чревата существенным ухудшением Украино- Российских отношений. и необратимыми последствиями.
В действительности Успех блока "За Единую Украину" достигнут главным образом за счет мажоритарных округов на востоке Украины, где в полной мере был использован административный ресурс. В Результате Президент располагает в нынешнем составе Верховного Совета примерно 180 -190 голосами из 450. Под отдельные конкретные вопросы он может собрать 226 голосов, но стабильного большинства не получается. В то же время число депутатов настроенных жестко антироссийски в нынешнем созыве Верховного Совета состаляет минимум 134 депутата и это вдвое больше, чем в предыдущем созыве. Сократилось и число депутатов жестко ориентированных на Россию. В предыдущем созыве в Верховном Совете Украины существовала парламентская межфракционная группа "За Украину, Белоруссию, Россию" (ЗУБР), которая насчитывала 160 человек из разных фракций. В нынешнем составе есть инициативная группа по воссозданию ЗУБРа (6 депутатов). И по их оценкам такая группа может быть создана числом не более 60. Причем на 99% это будут коммунисты. И хотя компартия и будет голосовать за ратификацию различных Украино-Российских соглашений, на них нельзя делать ставку. Тем более что они являются противниками нынешнего Президента. И уже ведутся переговоры между компартией и другими антипрезидентскими силами (Наша Украина, Социалисты и Блок Юлии Тимошенко) об импичменте Кучме. Понятно, что осуществить импичмент сложно, имея даже 2/3 голосов в парламенте, но этого достаточно для постоянного давления на Президента. А требовать от него будут отказа от многовекторной политики и ориентации во внешней политике исключительно на евроатлантические структуры. К этому еще следует добавить аморфность самой пропризидентской коалиции, где многие в любой момент готовы перейти на сторону сильнейшего.
Поэтому если до выборов нового президента Кучма еще может как-то баллансировать между Западом и Россией, то к началу президентских выборов ситуация станет критической. Произойдет большой отток депутатов из фракции "За единую Украину" во фракцию "Наша Украина". Дело в том, что на Западной Украине произошла консолидация сил вокруг одной фигуры Виктора Ющенко. И он без сомнения будет единым кандидатом на выборах Президента. И даже участие в выборах Юлии Тимошенко никак не помешает Ющенко выти в финал. На востоке же Украины будут популярны как минимум две фигуры. Лидер коммунистов Петр Симоненко и тот человек, которого выдвинет команда Л. Кучмы. Кто это будет (Кинах или Литвин или кто-то третий или даже сам Л. Кучма) принципиального значения не имеет. В ситуации, когда все ресурсы (в том числе и административные) на западной Украине будут консолидированы вокруг фигуры В. Ющенко, а на востоке коммунисты стабильно берут около 20 процентов, выдвиженец из команды нынешнего президента может рассчитывать в первом туре максимум на 15-17 процентов голосов избирателей, что гарантирует третье место в первом туре. Финал же Ющенко-Симоненко однозначно выигрывается Ющенко. Последствия такого результата для Украино-Российских отношений могут быть катастрофическими. В лучшем случае они перейдут на уровень отношений Россия- Латвия, Россия - Эстония.
Причины нынешней ситуации имеют далеко идущие корни. Главный из них в пассивном созерцании ситуации на Украине со стороны России и отсутствие поддержки тем интеграционистским силам, которые могли бы обеспечить общественную поддержку курса на сближение Украины и России и установление стабильных добрососедских отношений. Россия же успокоена стабильными социологическими исследованиями в поддержку улучшения Украино-Российских отношений и статуса русского языка в Украине. Но при этом напрочь забывается, что без сильных общественно-политических структур в поддержку этого курса данные исследования показывают лишь потенциальную заинтересованность электората, которая не реализуется на практике в ходе выборов. В то же время сторонники евроатлантической интеграции выжимают максимум возможного.
Система западных благотворительных фондов и
неприбыльных общественных организаций охватывает все сферы политической жизни
Украины. Разрабатываются и внедряются разнообразные программы содействия
развитию институтов гражданского общества. Вместе с тем система западных
благотворительных фондов на Украине сформирована таким образом, что при
получении соответствующих указаний от реальных хозяев, она оперативно
превращается в организационное оружие, что может быть направлено на проведение
радикальных изменений в государстве.
Поэтому можно
выделить несколько направлений, наиболее интересных для западных
организаций-доноров:
- народные депутаты и депутаты советов различных уровней;
правительственные структуры;
конкретные общественные и политические деятели;
политические партии и СМИ;
профсоюзы и общественные организации.
На уровне Верховной Рады действует т.н. "Программа содействия парламенту Украины", возглавляемая д-р Чарльзом Вайзом, в которую входят Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (USAID), Ассоциация бывших конгрессменов США, Консорциум Верховного Права (ARD), являющийся подструктурой USAID, и много других. Налажен механизм консультационной помощи со стороны этих структур депутатам ВР. Кроме того, существует целая система разнообразных грантов для парламентариев и их референтов.
Таким образом решаются сиюминутные конкретные задачи. Но главный упор делается на перспективу и на работу с общественно-политическими организациями с целью создания общественно-политического лобби.
Посольство США на Украине, как и посольства Швеции, Нидерландов, Великобритании (через "Британский совет") и Франции (через культурный центр), предоставляют гранты под организацию конкретных научно-практических (пропагандистских) мероприятий, целью которых является формирование общественной мысли.
Также значительную работу в среде украинских общественных организаций проводит фонд "Каунтер-парт", который является донорской структурой для финансирования "третьего сектора". Его деятельность направлена на создание и функционирование на Украине разветвленной сети формально неполитических общественных организаций, которые работают в сфере местного самоуправления, защиты окружающей среды, досуга и тому подобное.
Кроме того, подобной деятельностью занимаются "Фридом Хаус" (Freedom House) и непосредственно американское посольство на Украине. "Фридом Хаус" предоставляет гранты под исследовательские и ресурсные проекты, связанные с изучением экономической, социальной и политической ситуации в регионах. Именно на средства этой структуры проводятся разнообразные тренинги и обучение журналистов региональных изданий и центральных СМИ. Кроме того, данный фонд пытается создать собственную сетку ресурсных центров для охвата региональных общественных организаций. Суммы, потраченные на эти цели исчисляются миллионами долларов. Вот только один пример: 15 февраля 2001 года пресс-служба налоговой администрации Украины сообщила, что в течение 1998-2000 годов некая гражданка Украины по поручению гражданина США Лабунько И.М. сняла с его личного счета # 262009372, открытого 26 ноября 1996 г. в АО "Укринбанк", наличные средства с назначением платежа - "частные нужды". Деньги на счет Лабунько поступали от правозащитной организации Freedom House. Всего гражданка Ф. сняла со счета $800 000. Далее следы денег теряются, и в декларацию о доходах гражданка Ф. этой суммы не вносила. По мнению налоговиков, загадочная гражданка осуществляла финансовые операции для украинского представительства "Дома Свободы" и работала в этой организации. В ответ на заявление украинских налоговиков Freedom House обвинила Украину в стремлении оказать давление на эту организацию.
Следует отметить, что работа западных благотворительных структур с общественными организациями на Украине несет определенный политический окрас. Как свидетельствует опыт Беларуси, через "неполитические" общественные организации доноры фактически имеют возможность финансировать разнообразные политические силы.
Прослеживается четкая схема влияния заграничных фондов на политические партии - гранты, финансирование избирательных кампаний, материальная поддержка структур партии. На первых порах предоставляются средства, а потом корректируется курс партии, и, как результат, партия, если она представлена в парламенте, лоббирует интересы западного "партнера".
Особой сферой интересов международных благотворительных организаций является молодежное движение. Установление влияния на молодежь считается стратегически важным вопросом. Если материально заинтересовать молодежного лидера, либо даже актив молодежной организации, то это структура станет "агентом влияния" в молодежной среде.
На сегодняшний день подавляющее большинство указанных западных благотворительных структур направили свою деятельность в той или иной мере на предоставление финансовой и ресурсной помощи украинским общественным организациям, подконтрольным оппозиционным политическим силам (блоку "За правду", "За Украину без Кучмы" и тому подобным). В частности, большинство американских донорских структур, начиная с конца 2000 года, активизировали свое сотрудничество с ассоциацией "Свобода выбора". Как раз на ее базе создан штаб блока "За правду", через ее информационную сеть распространяются информационные и пропагандистские материалы блока. На базе ассоциации "Свобода выбора" создана материально-техническая основа оргструктуры блока
В сложившейся ситуации сохранить нормальные украино-российские отношения возможно лишь создав соответствующие общественно-политические структуры в поддержку Украино-Российской экономической интеграции. Этими структурами не могут быть коммунисты, которые, хотя и заинтересованы в улучшении Украино-Российских отношений, преследуют совсем другие цели. Попытка президентских структур выступить в качестве единственного выразителя этого курса, позволяет решать отдельные тактические задачи, но приводит к тому, что эта политика оказывается подвешенной в воздухе и без мощной обществено-политической поддержки просто не может быть реализована. На эти цели не нужно будет тратить таких средств, как потратили на создание евроатлантического лобби, поскольку это ложится на благоприятную почву.
Проводимый на Украине год Российской федерации - это удобный способ создания таких структур. В это время никто не станет препятствовать их созданию. Никто не будет обвинять Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины. Поэтому будет большой ошибкой рассматривать проведение года Российский Федерации как самостоятельное мероприятие, абстрагируясь от его политических целей. Если после его проведения таких общественно-политических структур не будет создано и не будут укреплены те, которые уже существуют, то можно считать его проведение напрасным, проведенным для галочки и не оставившим после себя заметного следа.
Другими словами. Если до ближайших Президентских выборов такие некоммунистические общественные структуры будут созданы, то это позволило бы найти такую кандидатуру, которая полностью бы устраивала нынешнюю президентскую команду, и пользовалась бы поддержкой общественности. В этих условиях, человек, предложенный Кучмой в качестве преемника, мог бы рассчитывать не только на административный ресурс но и получить те необходимые 7-8 процентов дополнительных голосов, которые позволят обойти лидера компартии. А в дальнейшем они обеспечивали бы общественную поддержку политического курса на интеграцию с Россией. В случае же неуспеха на ближайших президентских выборах такие силы могли бы составить ядро демократической оппозиции режиму Ющенко и не позволить ему совершить шаги, имеющие необратимо-пагубные последствия для Украино-российских отношений. Найболее благоприятной базой для таких сил являются структуры русских соотечественников и славянские организации.
При этом надо обратить особое внимание, что создаваемые общественно-политические центры, фонды и другие структуры не должны находиться в собственности Российской федерации. Они должны быть в собственности общественных организаций Украины. Ибо только в этом случае их можно будет использовать на цели политической поддержки курса на выстраивание добрососедских отношений между Украиной и Российской Федерацией. Использование же средств находящихся в Российской собственности или собственности граждан России (пусть даже и проживающих на Украине) в ходе выборов абсолютно исключается.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |