Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Михаил Александров
Парламент Грузии 10 марта принял постановление "О военных базах Российской Федерации в Грузии". Он предусматривает установление срока вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки до 1 января 2006 года. В случае провала переговоров с российской стороной по срокам вывода баз, парламент рекомендует правительству односторонне выйти из переговорного процесса и объявить базы вне закона. Это означает отказ от выдачи грузинских виз российским военным, введение ограничений на передвижения российских военных и российской техники по территории Грузии, прекращение подачи электричества и воды базам. Постановление парламента приобретает юридическую силу только после подписания документа президентом Грузии. МИД России отреагировал на эти события довольно вяло‚ ограничившись выражением надежды‚ что “в ходе предстоящих российско-грузинских контактов будут согласованы решения по вопросу российских военных баз, отвечающие интересам обеих сторон". Предлагается также не выносить этот вопрос на парламентский уровень‚ чтобы не накалять страсти и не осложнять переговорный процесс.
Таким образом можно констатировать‚ что очередной прогноз Института стран СНГ в отношении программы действий нынешнего грузинского режима сбывается. Когда новое руководство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили начало кампанию против лидера Аджарии Аслана Абашидзе‚ мы подчеркивали‚ что одной из главных целей этой кампании является создание условий для выдавливания российских военных баз из Грузии. Абашидзе приветствовал сохранение российской базы в Батуми‚ но это не устраивало США и их марионеточный режим в Тбилиси. В то же время никакого давления на базу грузинские власти оказывать не могли‚ так как не контролировали территорию Аджарии. Поэтому Саакашвили при поддержке США бросил все силы на устранение Абашидзе. В этой ситуации Кремль вместо того‚ чтобы поддержать Абашидзе и оказать ему помощь в противоборстве с Саакашвили‚ фактически самоустранился от этих событий и даже облегчил тбилисским властям задачу по устранению Абашидзе‚ направив в Батуми Игоря Иванова. Утверждения о том‚ что Россия никак не могла помочь Абашидзе – это разговор для бедных. Была масса способов‚ но это – отдельная большая тема.
Зато теперь у Тбилиси развязаны руки‚ чтобы шантажировать Россию и выдвигать ультиматумы. При этом российское руководство уже начинает уступать этому давлению. Если раньше речь шла о десяти годах‚ необходимых для вывода баз‚ то сейчас речь идет уже о 3-4 годах‚ то есть о сроках‚ на которых изначально настаивала грузинская сторона. Так‚ высокопоставленный представитель Минобороны России заявил сегодня‚ что российские военные базы могут быть выведены из Грузии не ранее, чем через три-четыре года. "Мы тщательно просчитали все варианты и пришли к выводу, что 3-4 года - минимально необходимый срок вывода наших баз из Грузии. Этой позиции российская делегация и будет придерживаться на предстоящих консультациях с грузинской стороной о сроках вывода баз. Мы не можем уменьшить эти сроки, если не хотим выводить войска и технику в чистое поле", - сказал источник.
Одним словом‚ позиция по срокам была сдана российским руководством‚ чуть только кучке грузинских парламентариев приспичило немного пошантажировать Москву. Мол‚ если не согласитесь на три года‚ мы вас за год вышвырнем. И вместо надлежащего ответа на этот наглый ультиматум‚ российский МИД сделал столь невнятное заявление‚ а Минобороны готов уже пойти на принципиальные уступки грузинской стороне. Такая беспомощность в ведении политических переговоров с небольшой‚ слабой и бедной страной просто умиляет. Создается впечатление‚ что наши власти только и хотели‚ чтобы на них чуть-чуть надавили‚ чтобы сразу сдаться. А российской общественности можно будет заявить: “Вот видите‚ они требовали вывести базы за год‚ а мы все-таки настояли на трех годах“.
Но правда ли ситуация столь безвыходная‚ что нам просто нечего противопоставить давлению Тбилиси? Ответ – прост. Не правда. У России достаточно мощных рычагов влияния‚ которые не надо бояться использовать. Прежде всего надо четко уяснить‚ как для себя‚ так и для всех остальных‚ что российские базы в Грузии находятся на законных основаниях‚ на основе договоренностей с правительством Шеварднадзе. Сроки пребывания этих баз в Грузии никак не регламентируются и должны являться предметом переговоров сторон. Если Грузия заинтересована в выводе этих баз‚ то она должна учесть российские интересы по срокам вывода. Никакие односторонние действия‚ тем более давление и шантаж в этом вопросе с точки зрения международного права не являются приемлемыми. А любые практические шаги по оказанию такого давления должны рассматриваться не иначе как враждебный акт‚ на который российская сторона вправе отреагировать соответствующим образом.
Например‚ в качестве аргумента на дипломатических переговорах с Грузией по базам можно было бы воспользоваться предложением лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты. В одном из недавних интервью он пригласил российские базы из Грузии в Южную Осетию. Наши переговорщики могли бы поставить вопрос так: если базы выводятся в течении трех лет‚ то они выводятся в Южную Осетию‚ а если в течении десяти лет – то на российский Северный Кавказ. Я думаю такая аргументация возымела бы свое действие. Причем‚ можно было бы демонстративно начать готовить объекты для базирования наших войск в Южной Осетии‚ а также поговорить с абхазским руководством‚ насчет возможности вывода нашей базы из Батуми в Гудауты.
Теперь - об угрозе прекратить выдачу грузинских виз российским военнослужащим. Если Грузия приостанавливает выдачу таких виз‚ мы приостанавливаем выдачу виз всем грузинам‚ кроме тех‚ в приезде кого мы сами заинтересованы. То есть визы будут выдаваться только по ходатайствам российских государственных организаций. Более того‚ работающим в России грузинам визы надо будет аннулировать и отправить их домой в процветающий Тбилиси‚ чтобы они смогли предъявить счет своему президенту за грамотную политику в отношении нашей страны. Одновременно‚ можно было бы ввести запретительные таможенные пошлины на большинство грузинских товаров‚ поставляемых в Россию. Они и так не малые‚ но будут столь высоки‚ что ничего грузинам здесь продать не удастся.
Поставки же в Грузию электроэнергии и газа следует перевести на мировые цены. Причем‚ если они не смогут платить такие цены и будут требовать поставок в долг (а именно так оно и будет)‚ то такие поставки следует максимально ограничить или даже прекратить. Хотя Грузия формально и является членом СНГ‚ своими враждебными по отношению к России действиями она нарушила положения Устава СНГ. Поэтому до прекращения этих действий‚ Россия также не обязана выполнять свои обязательства о поставках энергоносителей в Грузию по льготным тарифам. Пусть Грузию снабжают их “стратегические партнеры“ из за океана.
Думаю‚ что год-другой наши военнослужащие продержатся в Грузии и без ротации‚ а вот сколько продержится режим Саакашвили после введения против него таких экономических санкций‚ пока не ясно. Но можно предположить‚ что - не долго. Если же Грузия пойдет на обострение ситуации и начнет блокаду баз‚ то Россия в ответ может предпринять военно-морскую блокаду побережья Грузии‚ а базы снабжать по воздуху. Конечно грузины могут начать стрелять по нашим самолетам и вертолетам‚ но опыт Берлинского кризиса 1948 год показывает‚ что это не обязательно должно произойти. Ведь начни тогда СССР сбивать западные самолеты‚ началась бы война. Кстати‚ в соответствии с российской военной доктриной‚ нападение на российские войска даже за пределами нашей территории является casus belle для начала боевых действий.
Кто-то может возразить: вот видите такой сценарий чреват международным кризисом. Зачем нам это? Но ответ‚ прост. Без кризисов серьезная международная политика не делается. Кризис - это форма разрешения международных противоречий‚ когда государства фиксируют свою роль в мире. Если дипломатические переговоры не удаются‚ то просто необходима проба сил в виде кризиса. Вот‚ например‚ Карибский кризис 1962 года зафиксировал стратегический паритет между СССР и США. То есть американцы признали нас за равного и после этого вели себя соответственно. До этого‚ они считали только себя лидером мировой политики и осмеливались действовать как считали нужным в любой точке мира‚ за исключением зоны ОВД. Сейчас же международный кризис должен зафиксировать зону стратегических интересов России. То есть все должны понять‚ что в этой зоне действия военно-политического характера без консультаций и согласия России неприемлемы.
Альтернативой кризису может быть только отступление и сдача позиций‚ чем российское руководство успешно занимается со времен Горбачева. Но наступает момент‚ когда отступать дальше некуда. Поэтому остается либо полностью капитулировать‚ либо пойти на обострение обстановки. Очень не хотелось бы думать‚ что в Кремле считают‚ что отступать еще есть куда. Хотя последние факты свидетельствуют именно об этом. Может быть‚ в Кремле просто не умеют или не хотят работать? Ведь сдать позицию гораздо легче‚ чем ее отстаивать. Да и проблемы могут возникнуть с заокеанским “союзником по анти-террористической коалиции“. Гораздо легче все тихо-мирно спустить на тормозах. А через три года все равно новые выборы‚ новая администрация‚ и какое нам в конце-концов дело‚ что произойдет после этого срока? Ведь опыт Горбачева и Ельцина и их политических команд показывает‚ что никто ни за что ответственности не несет‚ чтобы они не вытворяли находясь у власти. Видимо‚ и сейчас есть надежда на то‚ что эту порочную практику удастся продлить за пределы 2008 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |