Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Участники Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, обсудив ситуацию с миграцией в России, признают ее критической.
Новый Закон "О гражданстве РФ" фактически опускает железный занавес перед нашими соотечественниками, желающими переехать в Россию. В условиях демографического кризиса (население России ежегодно уменьшается на 700 тыс. человек) сворачивание миграции становится серьезной угрозой национальной безопасности страны: скоро некому будет работать на возрождающихся предприятиях, некому будет охранять рубежи России, которая до сих пор остается самой большой по территории страной в мире. Этим новым законом Россия, заявляющая о себе как о правоприемнице Советского Союза, фактически отказывается от своих соотечественников, от моральных долгов перед теми, кто не по своей воле оказался за ее пределами и считает ее своей родиной.
Стремительное ужесточение миграционной политики находится в полном противоречии с призывами Президента РФ к соотечественникам возвращаться в Россию.
Начался и продолжается с нарастающими темпами процесс переориентации на выезд в западные страны не только потенциальных, но и уже состоявшихся, находящихся на российской территории мигрантов.
Из 8,6 млн. мигрантов, прибывших в Россию после распада Советского Союза, только 1,6 млн. получили официальный статус. И всего лишь 500 тысяч дождались за 10 лет весьма скромной помощи от государства. Российская казна из-за мигрантов не разорилась, зато государство получилао сотни тысяч энергичных, высококвалифицированных специалистов, родных нам по языку и менталитету, искренне любящих Россию. Подавляющее большинство из них обустраиваются самостоятельно, не обременяя государство.
С января 2001 г. в связи с изменившимся порядком легализации миграция соотечественников из стран СНГ резко сократилась. В "нелегалы" часто попадают законопослушные мигранты, которым годами не удается получить регистрацию и гражданство из-за бюрократических препонов. Отсутствие документов делает наших бывших соотечественников жертвами незаконных поборов и обрекает их на издевательства чиновников, превращая в бесправных изгоев.
Перед вынужденными переселенцами, получившими статус пять и более лет назад, не выполняются обязательства, гарантированные им законом "О вынужденных переселенцах". Этот Закон сейчас пересматривается в Государственной Думе и есть опасность, что по инициативе представителей президента он утратит свое социальное содержание.
Сотни тысяч мигрантов, начиная с 1991г. вынужденно покинувшие Чеченскую республику, потеряли надежду на компенсацию за утраченное жилье и имущество. Права пострадавших во второй войне до сих пор никак законодательно не определены. Не издан ни один документ, определяющий размеры и сроки выплат адресной помощи жертвам второй волны военных действий в Чечне. Государство не считает себя обязанным возмещать гражданам понесенные по его вине утраты.
Ничтожное количество жителей дальнего зарубежья, ищущих убежище в России, вызывает недоумение: за десять лет всего лишь 500 человек получили статус беженца! Стоило ли России присоединяться к Конвенции ООН 1951 г. и вводить мир в заблуждение?
Проблемы подавляющего большинства вынужденных мигрантов из стран СНГ и Балтии при отсутствии политической воли вряд ли будут решены в обозримом будущем.
Российской национальной идеей должно стать сбережение и преумножение собственного народа, что невозможно без организации достойного приема и обустройства мигрантов. Совершенно очевидно, что миграционная политика России должна включать меры, стимулирующие приток мигрантов, их социально-экономическую адаптацию и интеграцию, а не препятствовать их приезду.
Динамично меняющаяся ситуация в стране и мире заставляет искать новые подходы и решения проблемы миграции. Однако на протяжении последних трех лет структура Федеральной миграционной службы, призванная обеспечить прием и обустройство мигрантов, методично разрушалась бесконечными реорганизациями и сменой руководителей.
В июне 2001 г. Правительство РФ внезапно ликвидировало, признав "нецелесообразной", тщательно разработанную Федеральную миграционную программу на 2002-2004 г.г. (С 1993г. финансирование миграции осуществлялось в соответствии с ежегодными миграционными программами.)
Несмотря на то, что в бюджете 2002 г. было выделено 2, 5 млрд.рублей на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, освоение этих средств за прошедшие полгода даже не начиналось. Судя по тому, что до сих пор не приняты новые нормативные акты, переселенцы этих денег в текущем году так и не увидят. И это означает, что десятки тысяч самых обездоленных вынужденных переселенцев, которые могли бы после долгих мучительных скитаний получить наконец свою крышу над головой, вновь останутся бездомными. А положенные им по закону, но не освоенные средства вернутся в бюджет, как это уже не раз происходило во время предыдущих реорганизаций.
После передачи всей миграционной политики в ведение МВД основной упор делается на борьбу с нелегальной миграцией, а к решению давно запущенных проблем по приему и обустройству переселенцев министерство пока всерьез не приступило. Да и сложно будет милиции эффективно исполнять не свойственные ей социальные функции.
Съезд считает роковой ошибкой передачу проблем миграции под юрисдикцию МВД и выступает за создание сильного самостоятельного ведомства по миграции и делам соотечественников с включением в его структуру паспортно-визовой службы. Учитывая остроту и глобальность проблемы миграции в России, мы уверены, что государство неминуемо придет к необходимости создания такого ведомства, и надеемся, что это случится в скором будущем.
Однако уже сегодня совершаются необратимые разрушительные шаги. Преобразование территориальных миграционных служб в милицейские подразделения вызвало снижение статуса этих служб, ранее подчинявшихся напрямую ФМС, и массовый отток опытных кадров редкой миграционной профессии. Десять процентов "людей в погонах", пришедших в миграцию-это руководящий состав, некомпетентный в проблеме. Но именно они теперь будут определять миграционную политику на местах.
В Администрации Президента РФ создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства, состоящая в основном из представителей силовых ведомств. Эта комиссия разрабатывает новый проект Концепции миграционной политики РФ, считая его "документом для служебного пользования". Проект не обсуждался с учеными и экспертами общественных организаций, его не видели до сих пор ни в Госдуме, ни в Правительстве.
Миграционная политика России превращается в антимиграционную и в антигосударственную.
Такая политика находится в резком противоречии с заявлением Президента России в его Послании Федеральному Собранию: сделать так, чтобы люди стремились ехать не из России, а в Россию, здесь строить свой дом, воспитывать своих детей.
Участники съезда считают необходимым рекомендовать:
Всем ветвям власти
Рассмотреть резолюции Всероссийского Чрезвычайного съезда в защиту прав человека (январь 2001г) и предложения круглых столов Гражданского форума (ноябрь 2001г.), касающиеся миграции, и дать на них письменные ответы.
Президенту Российской Федерации
I. Ускорить разработку и принятие Концепции государственной миграционной политики, основанной на глубоком анализе и прогнозе социально-экономической и демографической ситуации и включающей три самостоятельных направления: 1) прием беженцев, вынужденных переселенцев и внутри перемещенных лиц; 2) привлечение в страну трудовых ресурсов; 3) пресечение нелегальной миграции.
При этом борьба с нелегальной миграцией никак не может быть приоритетом миграционной политики, так как эта проблема в России отнюдь не является такой острой, какой нам пытаются ее преподнести власти и СМИ.
Проект новой Концепции должен разрабатываться с обязательным участием ученых и представителе общественных организаций, имеющих большой практический опыт решения миграционных проблем.
II. Издать Указ об "Иммиграционной амнистии", позволяющий легализоваться людям, проживающим в России не менее трех лет, не совершившим уголовных преступлений, в первую очередь бывшим гражданам СССР, для которых срок должен быть сокращен до года.
Правительству Российской Федерации
Начать освоение средств, предусмотренных Федеральным бюджетом на 2002 год на обустройство вынужденных переселенцев и беженцев и другими статьями раздела "Миграционная политика" не позднее августа 2002 года.
Предусмотреть в бюджете 2003 годавыделение финансовых средств на прием и обустройство вынужденных переселенцев и внутри перемещенных лиц, в размерах, адекватных остроте создавшейся ситуации.
Вернуться к разработке и реализации Федеральной миграционной программы.
Ускорить разработку механизма предоставления иностранным гражданам разрешения постоянно проживать в России и выдачи им видов на жительство.
Разработать постановление, определяющее порядок выплаты адресной компенсации жителям Чечни, вынужденно покинувшим ее территорию, начиная с 1991г. Принять решительные меры по обеспечению их гражданских прав и свобод, в частности права на свободу передвижения, а также прав собственности. Выполнить обязательства по вкладам в Сберегательный банк России, внесенным в отделения банка на территории Чечни.
Упростить механизм уведомительной регистрации по месту жительства и пребывания для всех категорий лиц, находящихся на территории РФ на законном основании. Обязать все субъекты федерации следовать единым правилам регистрации, не изобретая собственных. Окончательно ликвидировать институт прописки. Внести соответствующие изменения в нормативные акты, касающиеся регистрации по месту пребывания и месту жительства.
Поддержать инициативу ФМС МВД России, связанную с введение новых правил регистрации мигрантов и трудящихся мигрантов, исключающих систему поборов и штрафов.
Приостановить разработку нормативных актов, относящихся к миграции, до принятия Концепции государственной миграционной политики, так как эти акты должны быть одним из основных инструментов ее реализации.
Федеральному Собранию Российской Федерации
До принятия Концепции Государственной миграционной политики приостановить принятие Федеральных законов РФ, затрагивающих права мигрантов.
Обеспечить экспертизу принимаемых Федеральных законов на соответствие основным направлениям Концепции государственной миграционной политики, привлечь к ее проведению, а также к разработке законов, экспертов и юристов правозащитных и переселенческих организаций.
Федеральной миграционной службе МВД РФ
Общепризнанные нормы гражданского участия, а также одобренные Президентом идеи Гражданского Форума должны быть реализованы в виде консультативных и экспертных Советов при Руководителях территориальных миграционных органов в регионах, а также Экспертно-консультативного Совета при Руководителе ФМС МВД РФ. В состав Совета должны быть включены члены Оргкомитета Съезда.
Предметом обсуждения советов должны стать следующие проблемы:
• Концепция государственной миграционной политики РФ;
• Федеральная миграционная программа РФ;
• Государственный социальный заказ в сфере миграции;
• Региональные миграционные программы субъектов РФ;
• Совершенствование федерального миграционного законодательства;
• Модельный закон «О регулировании миграционных процессов в субъекте РФ»;
• Комплексное обустройство вынужденных переселенцев и возвращающихся соотечественников на основе возвратной системы финансирования;
• Иммиграционная амнистия;
• Система миграционного страхования;
• Сеть «Центров по миграции и связям с соотечественниками» в федеральных округах;
• Система мониторинга за пребыванием нежелательных иностранцев и противодействия нелегальной миграции;
• Система приема, перемещения, интеграции и реинтеграции беженцев и лиц, получивших убежище;
• Система общественного контроля за выполнением государственного социального заказа в сфере миграции.
* * *
Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России, приоритетом которой должен стать доброжелательный прием мигрантов.
Защитить права мигрантов сегодня - значит предотвратить нарушения прав всех российских граждан и соотечественников завтра.
Мигранты --- не обуза, а благо для России.
Москва, 21 июня 2002 г.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |