Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

11.09.2008 / Условный союзник

Последний месяц лета и начало сентября текущего года несомненно войдут в историю как время когда не только мир перестал быть однополярным, но и окончательно проявился истинный характер взаимоотношений между государствами на постсоветском пространстве.
Последние 10 -12 лет общепринятым было мнение, что ближайшим и самым надежным союзником России была, конечно, Белоруссия, президент которой неоднократно заявлял, что готов самолично встать на пути НАТОвских танков идущих на Москву. И соответственно интеграционный проект Союзного государства считался самым перспективным и продвинутым.
Если послушать государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина то союзное строительство не только успешно развивается, но и приобрело необратимый характер. И хотя за девять лет действия Договора о создании Союзного государства документ практически не был воплощен и, по сути, остался на бумаге, но говорить об этом было как-то не принято.
Очевидно чиновники, особенно союзные, полагали, что не следует лишний раз беспокоить общественность. Тем более, что граждане, в конце концов, могли и поинтересоваться, чем собственно все это время занимались высокооплачиваемые (все-таки международные чиновники) должностные лица из Постоянного комитета Союзного государства.
Чины из Посткома СГ очень любят рассуждать о растущем белорусско-российском товарообороте (до конца текущего года он должен приблизиться к 30 миллиардам долларов), представляя его в качестве убедительного доказательства успехов в деле строительства общего государства.
Однако этот показатель во многом связан с возросшими ценами на энергоносители и отражает только одну грань межгосударственных отношений, никак не свидетельствует о стремлении партнеров по экономическим связям к политическому объединению. Это до того очевидно, что не требует каких-либо доказательств в виде цифр товарооборота, например, Германии и России.
Кстати, чтобы иметь высокий товарооборот совсем не обязательно являться союзниками. Достаточно быть всего лишь добросовестными деловыми партнерами. Союзнические отношения совсем не сводятся лишь к формуле «товар-деньги-товар» и предполагают «стояние друг за друга» во многих, в первую очередь политических вопросах (посмотрите на НАТО!).
Причем необходимо различать братские, родственные чувства или просто симпатии между народами и союзнические отношения государств. Белорусы, великороссы и украинцы (малороссы) не просто славянские родственники, а ветви одной общерусской (восточнославянской) национально-культурной общности, а точнее одного народа. А вот отношения между такими государствами как Российская Федерация, Украина и Республика Беларусь далеко не безоблачные. Более того, если говорить прямо, то современное украинское государство относится к России далеко не дружественно.
А если взять Республику Беларусь, можно ли ее считать подлинным союзником России? На первый взгляд подобная постановка вопроса неуместна и даже провокационна. Разве можно ставить под сомнение союзничество Республики Беларусь, ведь о нем так много говорится, особенно белорусской стороной. Вот и на очередной встрече с российскими журналистами 8 сентября Александр Лукашенко сообщил, что будет свято соблюдать свои обязательства перед Россией, «так как мы в самом тесном союзе с Российской Федерацией и в экономическом, и в политическом, и в военном отношении». Более того, в пылу красноречия Лукашенко даже заявил, что «мы будем воевать за общие интересы», но, правда, только на белорусской территории.
Но это все слова. На деле белорусская сторона даже в малом не обременяет себя выполнением союзнического долга. Показательный пример тому – действия Минска в ходе и после недавней войны на Кавказе. Что требовалось от Лукашенко? Вовремя поддержать действия России, осудить грузинского агрессора и признать Южную Осетию и Абхазию. Так поступил бы подлинный союзник России. Собственно таких действий и ждала Москва от Минска.
Что получилось на деле известно. В начале – когда шла война – затянувшееся до неприличия молчание, затем вымученное соболезнование жертвам «гуманитарной катастрофы». Причем Минск официально так и не осудил агрессора. Когда же встал вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии Лукашенко попросту уклонился от ожидаемого Россией решения, прикрывшись необходимостью выработки коллективного мнения странами-участницами ОДКБ.
Ну а уже после сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (5 сентября) белорусский президент, сославшись на «существующую процедуру» заявил, что вопросом признания новых государств займется новый состав парламента.
Конечно, рано или поздно Белоруссия признает Южную Осетию и Абхазию. Но «дорога ложка к обеду». А Лукашенко вместо того, чтобы (как и подобает ближайшему союзнику) признать спасенные Россией от гибели кавказские республики начал откровенную «игру» на западного «зрителя», сигнализируя последнему, что он «хороший мальчик», и что это Москва ему выкручивает руки.
Примечательно, что минский официоз не только отказывается вводить визовый режим с Грузией, но и при любом удобном случае демонстрирует свою лояльность к Тбилиси. К примеру, в Минске с 15 сентября по 20 октября в кинотеатре «Ракета» пройдет месячник грузинских фильмов «Феномены кино». Этакий «кукиш в кармане».
Вот и получается, что у России нет-таки надежных государств-соратников. Своими же действиями Александр Лукашенко фактически перевел Республику Беларусь из разряда ближайших в категорию условных или возможных союзников. Хорошо это или плохо судить не берусь. Но все же ясность (какая бы она ни была) всегда лучше неопределенности.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ