Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Как стало известно, российские миротворцы сняли первые пять постов в зоне безопасности на границе Грузии с Абхазией в районе Поти. Об этом вчера сообщил РИА «Новости» официальный представитель Минобороны РФ генерал-лейтенант Николай Уваров.
Напомним, что 8 сентября состоялась встреча между президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Франции Николя Саркози, на которой обсуждались вопросы, связанные с урегулированием конфликтной ситуации на Кавказе. После долгой дискуссии стороны достигли взаимопонимания по целому ряду ключевых вопросов и согласовали дополнительные меры по реализации плана Медведева-Саркози. Так, в соответствии с договоренностями, Россия обязуется вывести войска из регионов, примыкающих к Южной Осетии и Абхазии, и в эти районы будут введены международные наблюдатели. Изначально речь шла о 200 чел., однако это число может быть увеличено. По словам Уварова, Евросоюз предлагает увеличить численность наблюдателей за счет обслуживающего персонала. Первые военные наблюдатели ЕС уже прибыли в буферную зону в районе Зугдиди, а сегодня в Грузию приедет верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Об этом сообщила его пресс-служба. Предполагается, что на встрече с представителями официального Тбилиси будут обсуждаться вопросы, связанные с размещением на территории Грузии наблюдательной миссии ЕС.
Таким образом, соглашения Медведева-Саркози постепенно претворяются в жизнь, однако среди экспертов нет единого мнения относительно того, насколько эти договоренности выгодны России. Аналитики обращают внимание на усиление позиций Евросоюза в Кавказском регионе. С одной стороны, это происходит на фоне определенного снижения роли США, но с другой стороны, появление еще одного влиятельного игрока на Кавказе, причем поддерживающего Грузию, трудно назвать успехом российской дипломатии.
Насколько объективно будут военные миротворцы Запада отслеживать ситуацию в зоне конфликта? Что может предпринять Россия в случае нарушения достигнутых соглашений? Эти и другие вопросы журналист KM.RU попросил прокомментировать заведующего Отделом Кавказа Института стран СНГ Михаила Александрова:
- Я так понял, речь идет о тех постах, которые были на дороге Поти-Сенаки. Сам Поти в зону безопасности изначально не входил, и он был взят под наш контроль только в результате военной необходимости - уничтожения инфраструктуры грузинских войск, в частности грузинских военных кораблей, а также разведовательно-диверсионного оборудования, которое грузинам поставили американцы и авиабазы в Сенаки. Сейчас остаются посты в зоне безопасности, которые мы обещали вывести до 10 октября. Как я понял, они будут выведены только после того, как будет полностью развернута миссия Европейского союза.
Запад пытался по-своему интерпретировать договоренности и навязать нам еще дополнительных наблюдателей внутри Абхазии и Южной Осетии, но этот номер не прошел. Что касается собственно границ Абхазии и Южной Осетии, то там будут наши военные посты, также там будут пограничные посты абхазов и югоосетин. С границы никто не будет выводить военные посты, тут должна быть полная ясность.
Я изначально выступал против вывода российских войск из зоны безопасности, поскольку полагаться на этих наблюдателей Евросоюза никак нельзя.
Наши продолжают верить многочисленным обещаниям Запада. Можно подумать, история так ничему и не научила наших руководителей, начиная с известного обещания госсекретаря США Бейкера Горбачеву о том, что НАТО не будет распространяться на Восток, признания территориальной целостности Югославии и многие другие вещи, которые Запад беспардонно нарушал. И как мы можем на них, собственного говоря, надеяться? Я очень сомневаюсь в правильности этого шага. Ну что ж, видимо, придется нашим руководителям еще раз убедиться в том, что Запад не является надежным партнером, что он всегда гнет свою линию даже в нарушение существующих договоренностей. Запад пока не научился цивилизованно вести переговоры, и он признает только силу.
Как только мы свои силовые позиции в зонах безопасности теряем, так тут же и наши возможности влиять исчезают. Единственное, что мы можем сделать, в случае, если совершенно беспардонно будут нарушаться условия мирного соглашения, - это просто взять и опять ввести войска в зону безопасности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |