Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

08.10.2008 / Российские миротворцы уступают место европейской полиции на границе Грузии и Осетии. Каковы гарантии безопасности в зоне конфликта? / Прайм-тасс

В среду начался вывод российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта. Как сообщил командующий миротворческими силами РФ генерал-майор Марат Кулахметов, все шесть миротворческих постов на территории, прилегающей к Южной Осетии, будут выведены в течение суток согласно плану "Медведева-Саркози". Миссия Евросоюза разместит в буферной зоне конфликта своих представителей.

Несмотря на то, что план "Медведева-Саркози" предполагает реализацию поэтапных действий по стабилизации обстановки в кавказском регионе, ряд российских экспертов полагают, что уход российских миротворцев из зоны конфликта способствует повышению угрозы военных провокаций Грузии в отношении Южной Осетии.

Российские военные заявили, что к концу дня в четверг все 6 наблюдательных постов миротворцев будут выведены с южной границы зоны безопасности около Южной Осетии. Как сообщил командующий российскими миротворческими силами в регионе Марат Кулахметов, с этих постов вывозятся материально-технические средства, засыпаются блиндажи и траншеи. "После нас останется такое же чистое место, как и было до того, как мы пришли", - уточнил он. По его словам, при закрытии наблюдательных постов будут присутствовать военные наблюдатели из ЕС.

Международные наблюдатели на данный момент допущены российской стороной только в буферные зоны. Вопрос присутствия представителей международной миссии наблюдателей непосредственно в Абхазии и Южной Осетии пока не решен. Однако российская сторона настаивает, чтобы на каждом посту присутствовало по два наблюдателя из ЕС, которые бы зафиксировали факт отвода российских миротворцев с южных границ зоны безопасности. Всего же в Грузии на данный момент находятся 200 наблюдателей миссии ЕС, в том числе полицейские из Германии и жандармы из Франции.

Как уточнили в Минобороны РФ, представители европолиции уже в течение нескольких последних дней мониторят зону безопасности, в которой располагаются российские миротворцы. Российские военные сообщают, что у европолицейских нет стационарных постов, а их база располагается в Гори, откуда они ежедневно выезжают на нескольких машинах и наблюдают за происходящим в буферной зоне.

В свою очередь, МИД РФ подтвердил, что Россия твердо намерена вывести миротворцев из Грузии 10 октября. В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркивают, что Москва будет неукоснительно выполнять план "Медведева-Саркози" по урегулированию ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта и выводит в отведенные документом сроки своих миротворцев из буферной зоны, несмотря на то, что ситуация с безопасностью на Кавказе в последнее время ухудшается.

Напомним, что 3 октября на территории штаба миротворческих сил в Цхинвали взорвался доставленный из зоны безопасности вокруг Южной Осетии бесхозный автомобиль. Мощность взрывного устройства составила около 20 килограммов в тротиловом эквиваленте. Семь военнослужащих, в том числе начальник объединенного штаба сил по поддержанию мира в Южной Осетии Иван Перик, погибли на месте, четверо были ранены.

Власти Южной Осетии обвинили во взрыве в Цхинвали грузинские спецслужбы. О том, что взрыв возле штаба российских миротворцев в Цхинвали могли устроить грузинские спецслужбы, заявил и официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ /СКП/ Владимир Маркин. "У следственной группы, которая проводит предварительное расследование, есть все основания предполагать, что взрыв в Цхинвали устроен грузинскими спецслужбами в целях дестабилизации обстановки в независимой республике", - подчеркнул он.

В Тбилиси причастность грузинских спецслужб к взрыву в Цхинвали 3 октября категорически отрицают. Более того, в Грузии стали популярными заявления о том, что Россия готовит провокации на территории Грузии до 10 октября, чтобы сорвать вывод российских миротворцев из буферной зоны.

Евросоюз отреагировал на инцидент "дежурным" заявлением: по прошествии 3-х дней с момента взрыва в Цхинвали Совет Европы распространил документ, в котором говорится о том, что "обеим сторонам следует воздержаться от действий в ответ на эту провокацию, направленную на обострение обстановки", а также мешающую найти "мирное политическое урегулирование конфликта".

Напомним, что 2 октября парламент Грузии единогласно принял решение о продлении срока действия чрезвычайного положения в районах Грузии, где находятся российские войска, включая миротворческие силы.

Хроника войны на Кавказе такова: Грузия развязала 8 августа боевые действия в Южной Осетии и попыталась штурмом взять столицу республики город Цхинвали. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали более 1,5 тыс человек. Россия ввела в республику военное подкрепление, а 12 августа заявила о завершении операции по принуждению к миру. Согласно подписанному плану "Медведева-Саркози" Россия отвела свои войска с территории Грузии. 26 августа президент РФ Дмитрий Медведев заявил о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.

Как было сказано выше, вывод российских миротворцев из зоны безопасности на границе Южной Осетии также предусмотрен одним из 6–ти пунктов плана "Медведева-Саркози". С вопросом о том, изменится ли в лучшую сторону обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта после ротации российских миротворцев на европейских полицейских, ПРАЙМ-ТАСС обратился к заведующему отделом стран Закавказья Михаилу Александрову. "От размещения европейских полицейских в буферной зоне не будет толка", - считает он. При этом он напоминает, что в 2004 году миссия ОБСЕ также находилась на территории Южной Осетии, но так и не смогла предотвратить военного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

"В 2004 года ОБСЕ не зафиксировала акта нападения Грузии на Южную Осетию. Тогда осетины сами отбили атаки грузин, так как 4 года назад армия Михаила Саакашвили была хуже вооружена", - вспоминает А.Александров. По его мнению, уход российских миротворцев из зоны конфликта приведет к дальнейшим провокациям Грузии в отношении Южной Осетии и способствует "продолжению военно-диверсионной деятельности со стороны Грузии". "Если военные провокации на границе с Южной Осетией будут продолжаться, то мы /прим. российская сторона/ опять введем войска в зону безопасности", - считает М.Александров.

"Идея Сергея Приходько /помощник президента РФ/ о том, чтобы вооружить европейских полицейских, опасна и вредна для Москвы. Такой шаг не отвечает геополитическим интересам России на Северном Кавказе, так как способствует усилению военного влияния Запада в этом регионе", - жестко говорит он.

"Если европейские полицейские получат оружие, то мы /российская сторона/ не сможем ввести обратно свои войска в зону безопасности в случае эскалации нового конфликта между Южной Осетией и Грузией", - продолжает М.Александров.

Среди экспертов популярны разговоры о том, что от режима М.Саакашвили в ближайшее время стоит ждать новых военных провокаций в отношении Грузии. Как сказал ПРАЙМ-ТАСС руководитель Центра политической информации Алексей Мухин, в условиях мирового финансового кризиса США вряд ли выполнят данные грузинскому лидеру обещания поощрить его солидной материальной помощью. Как считает А.Мухин, до президентских выборов в Америке /4 ноября/ М.Саакашвили может организовать новый военный поход на Южную Осетию или Абхазии, чтобы напомнить о себе своим заокеанским покровителям.

В свою очередь, М.Александров считает, что в случае победы на выборах Барак Обама /кандидат в президенты США от Демократической партии/ "может дистанцироваться от Грузии, так как этому политику, похоже, не свойственна ментальность вести войны. Однако не следует исключать того, что Обама делает многие заявления в противовес своему сопернику Джону Маккейну /кандидат в президенты США от Республиканской партии/ и пока не ясно, будет ли Обама в случае победы на выборах выполнять многие свои предвыборные обещания".

Совершенно очевидно, что ситуация вокруг Грузии будет в ближайшее время оставаться одним из главных вопрос международной повестки дня, хотя ситуация на Кавказе в последние дни ушла на второй план, уступив место проблеме масштабного финансового кризиса.

Сегодня президенты РФ и Франции обсудят во французском городе Эвиане как раз эти два самых животрепещущих вопроса.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ