Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

16.10.2008 / Осетины и абхазы заставили Женеву себя уважать / KM.ru

Первый же день женевских консультаций в рамках международных дискуссий о путях обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии был омрачен дипломатическими осложнениями. Грузинская делегация отказалась от участия в общем заседании.

На одном из заседаний вообще не предусматривалось участие представителей Южной Осетии и Абхазии, и в связи с этим российские представители также не приняли в нем участие. Во время же обсуждения процедурных вопросов стало ясно, что югоосетинские и абхазские представители не считают возможным для себя продолжить работу в предложенном формате, передает ОСинформ. После этого прошли консультации посла ЕС по особым поручениям Пьера Мореля с руководителями делегаций. В результате была достигнута договоренность о том, что работа над дальнейшим форматом будет продолжена с учетом необходимости должного уважения к статусу всех участников. Глава МИД Абхазии Сергей Шамба сообщил журналистам, что абхазская сторона будет участвовать в дискуссии только в качестве равноправного участника. При этом и. о. главы южноосетинского МИД Мурат Джиоев подчеркнул, что делегация Южной Осетии приехала в Женеву, чтобы участвовать в дискуссии как признанное государство.

Возникшей дипломатической заминкой тут же воспользовался президент Грузии Михаил Саакашвили, который попытался обвинить Россию в срыве консультаций, однако его заявление опроверг глава российской делегации, заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин. Он назвал слова Саакашвили ложью и разъяснил позицию России. Карасин сообщил, что в Женеве состоялись две пленарные сессии дискуссий. На первую из них не были приглашены представители Абхазии и Южной Осетии, и по этой причине российская делегация отказалась принять в ней участие. А во второй сессии не приняла участие грузинская сторона, хотя ожидалось, что встреча пройдет в расширенном составе: ОБСЕ, ООН, ЕС, Южная Осетия, Абхазия, Россия, Грузия и США.

Глава российской делегации обратил внимание на то, что в зоны безопасности у Южной Осетии и Абхазии уже проник грузинский спецназ, и Москва обеспокоена тенденциями реваншизма Тбилиси.

Карасин также подчеркнул, что для российской стороны приоритетом является заключение обязывающего документа о неприменении силы в регионе, причем, по словам Карасина, и американская сторона согласна с необходимостью такого шага.

Тем не менее можно констатировать, что правы оказались те эксперты, которые предполагали, что Россию ждут трудные переговоры в Женеве. Как известно, Запад не признает независимость Южной Осетии и Абхазии, и можно было с уверенностью говорить, что представители Запада постараются сделать все, чтобы принизить статус недавно признанных республик и нивелировать на дипломатическом уровне те политические успехи, которых в последнее время добилась Россия на Кавказе. Впрочем, вряд ли могло быть иначе, учитывая поведение Запада во время конфликта и сразу после. Так что российской стороне нужно быть готовой твердо отстаивать свои позиции даже в условиях сильного дипломатического давления и не позволить превратить женевские дискуссии в ничего не значащее мероприятие.


О ситуации на женевских переговорах журналист KM.RU беседует с Михаилом Александровым - заведующим Отделом Кавказа Института стран СНГ:

- Правильно ли поступает Абхазия, не соглашаясь с предложенным ей статусом?

- Я считаю, что они очень правильно делают, и таким образом смелые абхазы и осетины поставят на место нашу делегацию, которая готова уже все опять сдать, все позиции.

- Неужели наша делегация готова что-то сдать?

- Ну, сдали же все. Был пункт плана Медведева – Саркози о том, чтобы проводить переговоры о международном статусе Абхазии и Южной Осетии, но вполне понятно, что без Абхазии и Южной Осетии нельзя проводить таких переговоров.

- Но ведь их делегации участвуют в переговорах.

- Как же участвуют, если им даже формального статуса стороны в конфликте не предоставили! Наша дипломатия всегда маскирует свои провалы, напускает туману, не может прямо сказать: «Мы провалились вот здесь». Я не имею внутреннюю информацию МИД, но я могу предполагать, что абхазам и южным осетинам не дали статуса равноправных участников переговоров. Следовательно, понижен их статус даже по сравнению с тем, каким он был, допустим, на переговорах в СКК (Смешанной контрольной комиссии).

- Вы имеете в виду переговоры в СКК в начале 90-х?

- Да, СКК была создана в начале 90-х. А сейчас им даже такого статуса не дали, и наши вроде бы на это согласились.

- А какие шаги предпримет Грузия?

- Грузия будет препятствовать дальнейшему проведению переговоров. Грузии эти переговоры не нужны, а были нужны нам, России и Абхазии с Южной Осетией, чтобы заставить Грузию взять на себя обязательства по разоружению, взять на себя обязательства не вводить войска в зоны безопасности, взять на себя обязательства прекратить диверсионно-террористическую войну. Поэтому нам надо было настаивать, чтобы конференция проходила в разумном формате, а для этого у нас был единственный рычаг давления: не выводить войска из зоны безопасности до определения формата конференции. Наши же сразу, как Саркози попросил, вывели быстренько войска, а сейчас нечем надавить. Как заставить, чтобы эти государства включили на равноправной основе в качестве сторон переговоров? Никак, кроме одного. Еще есть шанс возобновить давление на Запад: сказать, что если в ближайшее время не будет согласован мандат конференции, мы будем вынуждены опять ввести войска в зону безопасности.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ