Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17 декабря в Женеве стартовал очередной раунд неофициальных переговоров, по вопросам безопасности и стабильности на Кавказе. В женевских встречах принимают участие представители Республики Абхазия, Грузии, России, США, Республики Южная Осетия, а также Европейского союза, ООН и ОБСЕ. На повестке дня два главных вопроса - безопасность в регионе и положение беженцев, которые обсуждаются в профильных рабочих группах.
Первый и второй раунд, прошедший в октябре и ноябре соответственно, как и ожидалось, не принесли какого-либо положительного результата. Более того, первый раунд, был сорван, а второй хоть и прошёл, но всего лишь, в рабочих группах и с неофициальным статусом. Каждая из сторон переговорного процесса, прежде чем, принять в нём участие, выдвигала некие требования. В частности, Грузия выступала против предоставления официального статуса Абхазии и Южной Осетии в переговорах, те, в свою очередь, настаивали на равноправном участии, представители России не акцентировали особого внимания на каких-либо подобных вопросах, одним словом, все участники этого необычного процесса, остались довольны. И на этот раз, дискуссий, которые состоятся 17-18 декабря в Женеве, пройдут в том же неофициальном статусе, а участников этого "шоу", как и в прошлый раз, будут величать – эксперты.
Между тем, стороны – участники, выдвигают свои требования.
Представители Грузии, уже обозначили свои принципиальные позиции. Предполагается, что в ходе третьего раунда Женевских консультаций грузинская сторона вынесет на обсуждение вопрос региональной безопасности и своевременного возвращения беженцев. В частности, глава так называемого правительства Абхазии в изгнании Малхаз Акишбая, заявил, что грузинская делегация намерена обсуждать вопросы, "которые тесно связаны друг с другом". Грузинскую сторону беспокоят вопросы, связанные с безопасностью, "которая в дальнейшем должна стать основанием возвращения беженцев". Хотелось бы обратить внимание, на весьма удачный ход грузинской стороны. Официальный Тбилиси, проявив максимум твердости, сумел придать переговорному процессу неформальный статус и при этом не без молчаливого согласия абхазской и югоосетинской сторон, включить в свои ряды, помимо официального представителя страны, заместителя министра иностранных дел Грузии Гигы Бокерия и руководителей прогрузинских автономий Малхаза Акишбая и Дмитрия Санакоева. Впрочем, они присутствовали и на прошедшем раунде переговоров, 19 ноября, и нет сомнений в том, что все последующие раунды всенепременно пройдут с их участием. Представители Абхазии и Южной Осетии, так и не получив на переговорах официального статуса довольствовались неким равноправием. В то же время, представители Абхазии и Южной Осетии, будто обращенные в "Панургово стадо", вместе с другими участниками диалога, консультации, фактически легитимизировали статус руководителей прогрузинских, так называемых автономных администрации Абхазии и Южной Осетии, ссылаясь при этом, на весьма странную формулировку, о необходимости проведения переговоров, спрашивается для чего? Ведь от такого решения, Абхазия и Южная Осетия всё равно международного признания не получили и вряд ли получат, а себя, в глазах международных представителей, принимавших участие в переговорном процессе, сравняли с "автономистами".
Кроме того, грузинская сторона, ранее, категорически потребовала проведения пленума для рассмотрения вопроса о продлении мандата миссии ОБСЕ в Грузии, который заканчивается в конце декабря 2008 года. 11 декабря, глава МИД Грузии Григол Вашадзе заявил, что Грузия "заинтересована в работе миссии наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на всей территории страны, в том числе в Абхазском и Цхинвальском регионах". С позицией грузинского министра солидарен генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, который заявил, что "Грузия и ОБСЕ будут совместно работать над тем, чтобы мандат миссии Организации в Грузии был продлен".
В свою очередь, делегация Абхазии, намерена обсудить вопросы, связанные с мандатом Миссии ООН и возобновлением еженедельных встреч на грузино-абхазской границе по реке Ингур. По словам одного из членов делегации, абхазская сторона считает, что "в Мандат миссии необходимо внести коррективы и обязательно изменить название. Она больше не может называться миссией ООН по наблюдению в Грузии". Что касается проблемы беженцев, то, по мнению, абхазской стороны, без решения вопросов безопасности, "невозможно решить проблему беженцев ".
Основные проблемы, которые намерена ставить на переговорах югоосетинская делегация, являются вопросы безопасности, участившихся за последнее время провокаций с грузинской стороны, обстрелы, а также вопрос возвращения беженцев.
Между тем, Россия, которая последовательно выступает за прочное обеспечение безопасности Южной Осетии и Абхазии, как это и было зафиксировано в российско-французских договоренностях на высшем уровне, стала проявлять беспокойство из-за складывающейся ситуации в зоне конфликта.
Практически, накануне Женевских переговоров по урегулированию на Кавказе, Россия вновь ввела воинские части и занимает село Переви, близ границы с Южной Осетией. Как сообщил источник в российском воинском контингенте, поясняя возвращение в Переви российских военных, "в нарушение достигнутых договоренностей решением грузинского руководства 12 декабря в село Переви Джавского района Южной Осетии было введено подразделение специального назначения МВД Грузии. По словам источника, с целью недопущения обострения обстановки 12 декабря подразделения российского воинского контингента были возвращены в село Переви, откуда вытеснили грузинский спецназ.
Не вдаваясь в подробности и детали, происходящих там событий, можно с уверенностью сказать, что Михаил Саакашвили, начал очередной этап, дестабилизации обстановки, с целью дискредитации российского военного контингента.
Активизация грузинской стороны, в зонах прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, выражается, в частности, в концентрации грузинских войск и полиции в приграничных районах и осуществлении новых провокации. Без сомнения, подобные действия Михаила Саакашвили ведут к развязыванию, очередной вооруженной агрессии. Соответственно, позиция российской стороны на предстоящих переговорах, будет заключаться, как и ранее, в выработке надежного режима безопасности, в согласовании конкретных механизмов по предотвращению нового кровопролития в регионе. Кроме того, Россия настаивает на введении международного эмбарго на поставки в Грузию наступательных вооружений. Однако, подобные инициативы российской стороны в формате Женевских переговоров, как "глас вопиющего в пустыне", остаются, пока, без особого внимания, как Грузии, так и международного сообщества. Вместе с тем, МИД России выражает надежду, что в ходе декабрьского раунда переговоров участникам удастся согласовать конкретные договоренности по вопросам безопасности и беженцев в Закавказье, которые, по их мнению, "внесут реальный вклад в дело укрепления стабильности в этом неспокойном регионе и станут достойным завершением общих усилий в 2008 году".
К сожалению, "голая правда" состоит в том, что ни в уходящем году, ни в будущем 2009, решение проблемы вряд ли будет найдено. Более того, возможен ещё более худший исход. Правда, лишь в том, что пока идут переговоры, пушки молчат. В то же время, не следует забывать древнее изречение "Si vis pacem, para bellum"- если хочешь мира, готовься к войне.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |