Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев
15 декабря 2008 года состоялось заседание Совета Безопасности Республики Беларусь, на котором была утверждена Концепция строительства и развития Вооруженных сил до 2020 года, а также новый план обороны Белоруссии. По словам выступившего на заседании Александра Лукашенко, принятие названных документов обусловлено изменением военно-политической и стратегической обстановки в Европе и мире, которая, по его мнению, характеризуется тем, что «международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии». При этом Лукашенко заметил, что некоторые державы негласно признают войну приемлемым инструментом их внешней политики.
Честно говоря, абсолютизация белорусским президентом международного права вызывает некоторое недоумение, так как оное не является чем-то незыблемым и имеет исключительно договорную основу. Договора же, как известно, имеют свойство действовать лишь до тех пор, пока это устраивает если и не всех участников соглашения, то, по крайней мере, наиболее сильных из них. Как только тот или иной договор перестает удовлетворять какую-либо державу, он или пересматривается, или же сильная сторона выходит из него.
К примеру, когда США посчитали, что заключенный еще в 1972 году Договор по ПРО перестал их устраивать, то в декабре 2001 года, несмотря на протесты Москвы, они известили Россию о своем одностороннем выходе из него.
В свою очередь Россия в связи с неприсоединением к ДОВСЕ всех стран НАТО в июле 2007 года приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Теперь уже НАТО и Евросоюз высказывали сожаление по поводу «односторонних действий Москвы». Кстати, по мнению военных экспертов именно этот шаг в определенной степени помог российской армии скрытно сосредоточить в нужное время на Кавказе достаточное количество войск, чтобы наголову разгромить грузинского агрессора в ходе его похода на Южную Осетию.
Только этих примеров вполне достаточно для понимания того, что правила игры на мировой арене устанавливаются великими державами и крупными (при условии, что они сплочены и реально действуют) геополитическими союзами, и что небольшие одиночки или рыхлые межгосударственные объединения не делают погоды в международных отношениях.
Современная история показывает, что западные державы, в отличие от России, не отличаются заметной щепетильностью в соблюдении международных обязательств. Они держатся буквы договора только в том случае если это им выгодно, или же если нарушение взятых обязательств чревато серьезными неприятностями. При отсутствии этих условий международное право попирается без особых раздумий.
Так случилось и весной 1999 года, когда гигантская военная машина НАТО обрушилась на государство-члена ООН Югославию, и в марте 2003 года, когда США напали на Ирак. И все без санкции ООН. Правда, в последнем случае расчеты на полную безнаказанность не оправдались, но это уже издержки игры за мировое господство. Так что международное право само по себе не может гарантировать (да и никогда не гарантировало) ни территориальной целостности, ни безопасности государств.
Трагический опыт Югославии и Ирака более чем убедительно свидетельствует об условности международного права и о крайней уязвимости стран-одиночек. Ведь ни Югославия, ни Ирак не имели официальных союзников, которые бы воспринимали агрессию против государства-союзника как нападение на себя самого.
Сколько существует человечество, столько оно не только выясняет отношения с помощью силы, но и в лице его лучших представителей мечтает о миролюбивом поведении государств и народов. Однако, как и в прошедшие века, единственным реальным гарантом безопасности небольших стран остается «щит» более сильного друга и союзника.
Для Белоруссии таким другом и сохранителем ее целостности является Россия. Очевидность этого факта казалось бы не вызывает сомнения, но в последнее время складывается впечатление, что белорусские власть имущие никак не могут смириться с тем обстоятельством, что Республика Беларусь не является ни «пупом земли», ни центром Европы, а выступает всего лишь в качестве маловлиятельной провинциальной страны. Похоже, эта мысль так тяготит белорусского президента, что на упомянутом заседании Совета Безопасности РБ он заявил о необходимости «проводить последовательную политику, направленную на укрепление авторитета страны на международной арене».
В связи со сказанным, правда, возникает вопрос: если Республика Беларусь столь малозначительна, то почему США и Евросоюз уже полтора десятилетия ведут вокруг Минска довольно серьезную геополитическую игру, включая принятие специальных (Акт о демократии в Белоруссии) законов?
Ответить на этот вопрос довольно просто. Белоруссия интересна Западу не сама по себе, а исключительно как потенциальный партнер России по Союзному государству (пока оно не обрело сколько-нибудь реальные очертания), которого следует оторвать от нее. После чего Республика Беларусь (точнее то, что от нее останется) перестанет быть объектом внимания сильных мира сего и будет неизбежно передана под протекторат или под управление Варшавы (о чем последняя буквально грезит наяву).
Конечно, Александр Лукашенко чувствует, а возможно даже понимает, что такой ход событий отнюдь не из области фантастики, поэтому и называет важнейшим направлением укрепления национальной безопасности участие Республики Беларусь в ОДКБ и в создании единого оборонного пространства с Российской Федерацией. Но за словами пока очень мало практических действий. ОДКБ далеко еще до полнокровного военного союза, а единая оборона с Россией до сих пор юридически не оформлена и существует только как благое пожелание. До абсурда доведена ситуация с все откладывающимся подписанием договора о создании Единой региональной системы ПВО двух стран.
По сути, сложилась тупиковая ситуация. Ведь единая оборона предполагает и единое командование, которое, согласно неумолимой логике военного искусства, должно осуществляться российским Генеральным штабом. А вот это обстоятельство как раз и является почти непреодолимым препятствием для белорусских правящих кругов. Это серьезная политическая и психологическая проблема для пронизанной удельным сознанием властной элиты РБ. Решить ее необходимо, поскольку без этого говорить о достижении полной обороноспособности Белоруссии нельзя.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |