Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Москва и Тбилиси ведут переговоры через посредников с целью нормализации отношений, пишет сегодня «Коммерсант». В качестве одного из неофициальных переговорщиков издание называет главу Союза грузин в России Михаила Хубутию, который якобы недавно встречался с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и обсудил возможность восстановления авиасообщения между Тбилиси и Москвой. Хубутия предполагает, что президент Грузии готов к контактам с Москвой. «Мы договорились об открытии русской школы в Грузии, которое должно состояться в следующем году. Грузинский президент пригласил меня поучаствовать в церемонии открытия»,— цитирует издание слова Хубутии.
Надо сказать, что лично Саакашвили и его режим после агрессии Грузии против Южной Осетии оказались в дипломатическом и политическом тупике. Более того, сейчас уже практически все понимают, что у него уже нет политического будущего. Конечно, Саакашвили и до войны подвергался жесткой критике со стороны оппозиции, однако, по мнению аналитиков, до нападения на Цхинвал ему удавалось заручаться достаточно широкой поддержкой среди силовиков и армейских структур. Было время, когда Саакашвили мог позволить себе оказывать давление на Абхазию, а в 2006 году даже решился ввести войска в Кодорское ущелье, что сошло ему с рук.
Все изменились в августе 2008 года, когда грузинская авантюра потерпела полный крах не только на полях сражений, но и на дипломатическом «фронте». Хотя поначалу Саакашвили питал иллюзии, что Россия окажется в мировом сообществе на положении изгоя, а Грузии станет «пострадавшей» стороной, которой Запад окажет всемерную экономическую и политическую помощь. Однако сейчас уже и Запад не слишком-то горит желанием связываться с одиозным политическим режимом Даже Вашингтон, традиционно поддерживающий Тбилиси, не решился на действительно серьезное ухудшение отношений с Москвой.
Между тем после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Грузия не только де-факто, но уже и де-юре потеряла эти регионы. Так что Саакашвили войдет в грузинскую историю как руководитель, при котором территория страны резко сократилась. На этом-то фоне президент Грузии может попытаться хоть как-то восстановить отношения с Россией – в т. ч. и потому, что сворачивание связей с нашей страной отрицательно сказывается, прежде всего, на самой Грузии. Возможно, Саакашвили все еще надеется заработать какие-то политические очки, прощупывая почву для реанимации отношений с Россией, однако не исключено, что попытки вести негласные переговоры преследуют иные, пока еще не афишируемые цели. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации журналист KM.RU обратился к заведующему отделом Кавказа института стран СНГ Михаилу Александрову:
— Действительно, дыма без огня не бывает. Неделю назад прошло сообщение о том, что Саакашвили высказался в пользу восстановления дипломатических отношений между Грузией и Россией. Но, естественно, он это обуславливает отказом России от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, что для России, понятное дело, неприемлемо. Я бы даже сказал, что тут со стороны Саакашвили наблюдается просто продолжение его дипломатических маневров, нацеленное на то, чтобы подорвать решимость России строить отношения с Абхазией и Южной Осетией как с независимыми государствами. А Хубутию он просто использует в своих интересах. Хубутия – представитель грузинской общины в России, неплохой в общем-то человек, но недостаточно реалистично подходит к оценке ситуации в российско-грузинских отношениях, поскольку предполагает, что возможна быстрая нормализация отношений.
Но нормализация отношений — это вопрос не одного года. Грузии теперь придется отказаться от Абхазии и Южной Осетии, признать эти государства – тогда только будет возможна нормализация отношений. Понятно, что Хубутия хотел бы, чтобы отношения нормализовались, и с Грузией было возобновлено авиасообщение. Но это уже не устраивает российскую сторону. Россия не будет возобновлять авиасообщение и торговые контакты с Грузией до тех пор, пока не будут восстановлены дипломатические отношения, пока Грузия не возьмет на себя обязательств по обеспечению безопасности Абхазии и Южной Осетии. Понятно, что это дело не одного года. Восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией возможно, если Саакашвили уйдет в отставку. Но и тогда полной нормализации отношений все равно не произойдет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |