Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Прошедший 2008 год войдет в историю союзного строительства одним из самых противоречивых, а если быть точнее – кризисным. Действительно, в области реального воссоединения Белоруссии и России за прошедший год не было сделано ни одного сколько-либо заметного шага (бесконечная говорильня и возросший в абсолютных цифрах товарооборот не в счет). А вот деяний, бросивших тень на белорусско-российские отношения, было совершено более чем достаточно. Вообще в последние годы не прекращалось распространение белорусскими государственными СМИ негативной информации о Российской Федерации. Складывается впечатление, что все телеканалы Республики Беларусь целенаправленно заняты поиском «чернухи» в российской действительности, в экономике соседней страны, чтобы потом «ненавязчиво» дать понять белорусскому обывателю об опасностях, которые будут ему грозить, если объединение с Россией (не дай Бог, как любит выражаться руководитель РБ) все же когда-нибудь произойдет.
В прошедшем году белорусский президент окончательно утратил ареол борца за славянское единство, готового «встать за други своя». События на Кавказе со всей неприглядностью обнажили определенную духовную пустоту, лицемерие и своекорыстную сущность официального Минска. Чрезмерно затянувшаяся история с признанием Минском Южной Осетии и Абхазии лишний раз подтвердили правоту тех аналитиков, которые неоднократно предупреждали о нежелании белорусской верхушки выполнять свой союзнический долг.
Спустя девять лет со дня подписания договора о создании Союзного государства, к сожалению, приходится констатировать отсутствие продвижения в реализации этого проекта. Конечно, на предстоящее заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства возлагаются некоторые робкие надежды. Однако и они могут не оправдаться, так как общественности уже неоднократно заявлялось, что очередной госсовет станет судьбоносным, но каждый раз все превращалось в обычное рутинное мероприятие без каких-либо значимых интеграционных решений.
Уже только слепец не видит, что минский официоз ищет любой повод, чтобы заявить об очередном покушении российских «газовых империалистов» на его дражайший суверенитет и этим хоть как-то оправдать в глазах белорусских граждан свою двусмысленную политику в отношении России.
Но вот что касается отношений с Западом, то здесь властная элита не жалеет красок, расписывая свои достижения на этом направлении. К примеру, много говорится о резком потеплении отношений с Соединенным Королевством. Однако разговоры вокруг этого как раз не удивительны. Ведь для продвижения привлекательного образа нынешней белорусской власти на западный политико-экономический рынок президент Белоруссии специально нанял такого мастака в области пиара как британский подданный лорд Тимоти Белл. Однако насколько успешны действия Белла судить пока что трудно, так как реальных результатов его деятельности не так уж и много.
А поведал об этом не кто иной, как посол Великобритании в Белоруссии Найджел Гулд-Дэвис. Он, конечно, назвал прошедший год «очень значительным как для двусторонних отношений между Великобританией и Белоруссией, так и для белорусско-европейских отношений в целом», но затем определил ряд главных, с его точки зрения, событий прошедшего года во взаимодействии двух стран.
В качестве ключевых в связях СК с Республикой Беларусь г-н Гулд-Дэвис назвал три события. Первое – это прошедшие в июле в палате общин британского парламента дебаты о Белоруссии, которые, по его словам, отразили «растущий уровень интереса Белоруссии в политических кругах Великобритании». В ходе дебатов заместитель министра иностранных дел Соединенного Королевства Ким Хоуэлс заявил, что «правительство Еe Величества жаждет конструктивных отношений с Белоруссией». Он выразил надежду (которая, как известно, не оправдалась), что «осенью мы снова сможем вернуться к вопросу о Белоруссии и поздравить ее с отлично проведенными выборами».
Второе – Белорусский инвестиционный форум в Лондоне. И в этом вопросе британский дипломат выразил удовлетворение, заявив о «стремлении белорусской экономики к открытости и растущий интерес к ней со стороны иностранных инвесторов». Хотя весь интерес европейских инвесторов по итогам форума выразился всего в одном соглашении о возможном строительстве недалеко от границы с Польшей тепловой электростанции, которая будет работать на польском угле и поставлять электроэнергию в основном, опять же в Польшу.
При надо заметить, что белорусские чиновники, рассуждая об этом «инвестиционном прорыве», предпочитают помалкивать о том, что интерес польских держателей капитала к этому проекту обусловлен исключительно тем, что Евросоюз обязал Польшу свернуть на своей территории производство электроэнергии за счет сжигания бурых углей из-за его вреда, наносимого окружающей среде и здоровью людей. Так, что налицо не пример выгодного привлечения иностранного капитала, а желание польской стороны вынести вредное производство на территорию суверенной Белоруссии.
И, наконец, в качестве третьего важнейшего события в британско-белорусских отношениях Найджел Гулд-Дэвис называет состоявшийся в октябре в Минске футбольный матч между сборными Белоруссии и Англии (?!).
В 2009 году посольство Великобритании в Белоруссии планирует для работы с белорусской политической элитой организовать ряд визитов в республику британских экспертов по вопросам функционирования Европейского союза. Комментируя это намерение, британский посол заявил следующее: «Я чувствую в Белоруссии растущий интерес к европейскому самоопределению страны. И я очень хотел бы этот поддержать».
Ясно и другое. Британская сторона, как, впрочем, и все западное сообщество, не намерено утруждать себя в вопросах помощи и развития белоруской экономики. Белоруссия интересна Западу исключительно в свете ее возможного противопоставления России.
В этом смысле более откровенно высказался 24.12.08 на страницах газеты Администрации президента РБ «Советская Белоруссия» временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мур, заявивший, что для Соединенных Штатов Россия и Белоруссия – совершенно две разные темы. При этом американский дипломат весьма одобрительно отозвался о позиции белорусской стороны относительно Тбилиси. «Отношения между Грузией и Беларусью являются достаточно хорошими. В Беларуси есть грузинские инвестиции. В прошлом, когда существовал запрет на поставку грузинских товаров на российский рынок, белорусский рынок был открыт. И я очень надеюсь, что Грузия и Беларусь и далее будут выстраивать свои отношения».
Вот и ответ на вопрос о причинах странной позиции официального Минска относительно событий на Кавказе. Оказывается, в Минске трепетно прислушиваются к мнению Вашингтона. Кстати, о том месте, которое прочит Белоруссии Вашингтон в своей игре на восточноевропейском пространстве, можно судить по казалось бы странной оговорке Джонатана Мура в упомянутом интервью «главной газете страны». Североамериканский дипломат называет белорусским широко известного польского композитора XIX века Станислава Монюшко. И это сказано совсем неслучайно. Ведь именно Вашингтон поддерживает Варшаву в ее стремлении соорудить новую Речь Посполитую «от моря до моря».
Похоже, что Минск заигрался. Конечно, Александр Лукашенко заявляет о том, что это не так: «мы за счет России не пытаемся выстраивать отношения с Западом». Но это все слова, каковых произнесено уже очень много. Не следует забывать и тираду, произнесенную Лукашенко в период августовского кризиса на Кавказе, о готовности призвать на подмогу Запад в случае российского вторжения?
На наш взгляд, знаковым будет отношение властей к трем важнейшим датам в истории Белоруссии, которые будут отмечаться в 2009 году. Это 170-летие упразднения на территории Белорусской епархии церковной унии, 70-летие Освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию и 10-летие Договора о создании Союзного государства.
Если эти юбилеи будут «замяты» на официальном уровне, то это станет лишним подтверждением неутешительного результата интеграционной деятельности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |