Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Завотделом Белоруссии Института стран СНГ прокомментировал резкий обвал белорусского рубля…
"Девальвация белорусского рубля на 20%, которая произошла 2 января, связана, во-первых, с тяжелым финансовым положением в республике, а во-вторых, с тем, что, несмотря на позиционирование себя как суверенного и независимого государства, Белоруссия приняла элементы внешнего управления от Международного валютного фонда (МВФ), который потребовал девальвации национальной валюты – белорусского рубля. С другой стороны МВФ потребовал снижения зарплаты бюджетникам – это тоже было выполнено белорусской стороной", – заявил в интервью "Русской линии" заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев, комментируя резкую девальвацию белорусской валюты.
Как сообщает Newsru.com, в Белоруссии население страны в ажиотаже скупает иностранную валюту и лихорадочно опустошает полки магазинов, чтобы избавиться от белорусских рублей, так как национальная валюта стремительно обесценивается.
Национальный банк Белоруссии девальвировал белорусский рубль на 20% со 2 января 2009 года. Информацию об этом пресс-служба Нацбанка распространила во второй половине дня 1 января. Таким образом, о том, что они в одночасье стали беднее, белорусы узнали, проснувшись после новогодней ночи.
При этом накануне нового года президент республики Александр Лукашенко заявлял, что никакого обвала национальной валюты не будет. "Мы на это не идем. Чтобы там обвалить чего-то. И нет необходимости сейчас чего-то обваливать", – говорил он в декабре, общаясь с руководителями ведущих государственных СМИ. При этом и Лукашенко, и представители Нацбанка утверждали, что национальная валюта крепка и устойчива и обесценится за 2009 год лишь на 5%. Однако 2 января курс белорусского рубля к доллару США был единовременно снижен на 20,5% относительно 1 января, к евро – на 20,3%, к российскому рублю – на 17,3%. Таким образом, официальный курс на 12 января составил 2645 белорусских рублей за один американский доллар.
Как заявил в эфире белорусского телевидения начальник управления информации Нацбанка Белоруссии Анатолий Дроздов, НББ не прогнозировал роста спроса на инвалюту на наличном рынке. "Такая реакция населения была совсем неожиданной", – заявил Дроздов. "Мы предполагали, что, увидев, что белорусский рубль ослаб на 20 с лишним процентов, граждане будут делать обратное – они понесут доллары сдавать в банки, потому что это становится выгодным", – отметил Дроздов. По его словам, ожидалось, что население будет "совершать какие-то покупки, делать вклады". "Но все произошло ровно наоборот", – констатировал начальник управления информации Нацбанка Белоруссии.
На фоне резкого обвала белорусского рубля некоторые наблюдатели заговорили о скором введении в Белоруссии в оборот российской денежной единицы. То обстоятельство, что дополнительное соглашение по цене газа для Белоруссии в 2009 году еще не подписано, но газ в Белоруссию, тем не менее, поступает, дало основания полагать о существовании договоренностей, о которых широкая общественность не знает. А поскольку вопрос единой валюты был одним из самых обсуждаемых в конце прошлого года, местные эксперты предположили, что именно сдачей денежной независимости Лукашенко заплатил за газ.
Оценивая девальвацию белорусского рубля, завотделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев высказал мнение, что такой шаг – "вынужденная мера, объективно необходимая для республики, так как рано или поздно стабильный курс национальной валюты должен был быть скорректирован". "Но то, что это было проведено так цинично и некорректно, сразу на 20%, говорит о том, что Белоруссии нужны были средства, которые предоставил МВФ. Это 2,5 млрд долларов США данные Минску на 15 месяцев", – пояснил эксперт.
Что же касается предположения о переходе Белоруссии на российский рубль, то такой перспективе А.Фадеев не верит: "Можно говорить о том, что финансовое положение Белоруссии незавидно. Тем не менее, официальные власти сделали заявление, что девальвация не приведет к форсированию перехода на единую валюту Союзного государства в виде российского рубля. С их точки зрения принцип введения такой валюты остается неизменным и это возможно только при одном условии, когда экономическая интеграция завершится. Но, несмотря на то, что с момента подписания Союзного договора прошло 9 лет, никакого общего экономического пространства до сих пор не существует. Россия и Белоруссия – это два самостоятельных государства с совершенно различными хозяйственными комплексами. Экономики двух стран различаются, и введения единой валюты не следует ожидать ни в этом, ни в следующем году".
"С другой стороны, – продолжил эксперт, – мы видим обоюдное желание перейти в расчетах за энергоносители на российский рубль, но пока неизвестно, как осуществить эту меру технически. Белоруссия настаивает на том, чтобы значительный объем средств в российских рублях был ей перечислен, чтобы совершить этот переход (речь идет о 100 млрд российских рублей). Но, естественно, что Россия с таким условием не согласна. Поэтому даже в этом сегменте пока взаимопонимания сторон нет".
"Хочется верить, что в ближайшем будущем под влиянием обстоятельств, в том числе и финансового кризиса, Белоруссия будет способна на некий компромисс и пойдет на уступки, которые позволят приблизить момент введения единой валюты для Союзного государства", – заключил Александр Фадеев.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |