Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

“Gazeta SNG”,
22 апреля 2002

Каспийский диалог: без циркуля и линейки

Павел Мартынов

Сегодня Ашхабад стал центром каспийских мероприятий. Завтра в столице Туркмении открывается двухдневный саммит президентов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, а сегодня заместители глав внешнеполитических ведомств этих государств проводят заключительные консультации, приуроченные к встрече на высшем уровне. В частности, в центре внимания рабочей группы каспийской пятерки – подготовка итогового документа саммита, который условно называется "декларацией".

Было бы ошибкой считать, что с подписанием этого документа станет возможным расставить все точки над "i" и, тем самым, окончательно урегулировать основную на сегодняшний день проблему правового статуса Каспия. Стоит напомнить, что и сами прикаспийские государства смотрят на итоги встречи на высшем уровне отнюдь не сквозь розовые очки. Информация о том, что в ходе саммита не удастся преодолеть противоречия относительно правового статуса водоема, поступала практически из всех стран пятерки, причем озвучивали ее лица, непосредственно занимающиеся каспийской проблематикой.

Вместе с тем в ходе подготовки к саммиту опять-таки практически из всех столиц пяти государств стали звучать намерения не ограничиваться лишь обсуждением пресловутого статуса, но и уделить не меньше внимания вопросам экологии, судоходства и другим проблемам взаимодействия в рамках водоема. Так, по мнению официального Ашхабада, "результативность саммита не будет целиком и полностью зависеть от решения проблемы правового статуса Каспия, который не может быть определен одномоментно". Главный смысл саммита, как считают в Ашхабаде, заключается в том, чтобы, "образно говоря, не циркуль и линейка определяли в будущем взаимоотношения пяти государств и народов, а согласованная политическая платформа сотрудничества, базовые принципы которого и предстоит выработать президентам".

Кроме того, по мнению экспертов, важным прорывом в переговорах пятерых президентов может стать и то, что им удастся сблизить позиции в решении вопроса по статусу моря и дать четкие указания, как дальше вести переговоры по этой проблеме.

В этом смысле некий оптимизм вселяет то обстоятельство, что за последний год ряду стран – Азербайджану, Казахстану и России – удалось прийти к консенсусу в каспийском вопросе. Напомним, что правовой статус Каспийского моря пока регулируется советско-иранскими договорами от 1921 и 1940 годов, которыми был установлен режим свободы судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной зоны), а также предусматривается запрет плавания судов под флагами некаспийских стран. Примечательно, что вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулируются. Одним словом, советско-иранскими документами предусматривается общее пользование этими двумя государствами и дна, и акватории моря. Поэтому, когда с распадом Советского Союза число прикаспийских государств увеличилось с двух до пяти, назрела необходимость принятия нового правового статуса водоема.

Пока, как уже отмечалось, свои позиции сблизили только Москва, Астана и Баку. Они выступают за разграничение дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими прикаспийскими государствами по модифицированной срединной линии в целях осуществления ими суверенных прав на недропользование (так называемая ресурсная юрисдикция) при сохранении в общем пользовании водного пространства, обеспечении свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. Эта компромиссная инициатива, напомним, исходила из Москвы, которая первоначально выступала категорически против раздела Каспия на национальные сектора, поскольку это потребовало бы коренного пересмотра сложившегося за 70 лет правового режима хозяйственного использования водоема. Кроме того, это позволило бы прикаспийским странам установить в своих секторах угодные им порядки, что могло бы, в свою очередь, привести к территориальным спорам и даже конфликтам.

Иран, который предлагает сохранить Каспий в общем пользовании по принципу кондоминиума, заявляет о готовности согласиться с разделом водоема на национальные сектора, но при условии, что каждому прибрежному государству будут выделены сектора одинаковой площади (по 20%). Туркмения, по крайней мере до последнего момента, занимала позицию в пользу секторального деления дна водоема и его водной толщи, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. При этом Ашхабад предлагает выделить в центре Каспия 20-мильную зону для свободного судоходства.

Однако, как сообщает "Туркмен-Пресс", на предстоящем саммите прикаспийских государств президент Туркмении Сапармурат Ниязов выступит с рядом новых предложений, касающихся разграничения водной поверхности, режима судоходства, использования биоресурсов, других аспектов деятельности на Каспии. По мнению Туркменбаши, сегодня пятистороннему взаимодействию на Каспии необходимо "придать характер подлинного сотрудничества, перевести саму идеологию взаимоотношений государств на качественно иные принципы, соответствующие реалиям дня, отвечающие новым условиям, в которых живут народы и государства Каспийского бассейна".

Основой же позиции Туркмении, подчеркивают в Ашхабаде в преддверии саммита, является твердая убежденность в том, что все важнейшие принципиальные решения на Каспии должны приниматься на пятисторонней основе, с учетом мнения каждого без исключения государства. Только такой подход позволит обеспечить результативность переговорного процесса, избежать противостояния, возникновения конфликтных ситуаций в будущем, создать условия для подлинного добрососедства и сотрудничества наших стран и народов. Из этого вытекает тезис, которым руководствуется Туркмения и в своих двусторонних отношениях на Каспии: они могут осуществляться, если не ущемляют интересов третьей стороны, и если их направленность не нарушает общего баланса пятистороннего взаимодействия. В этом смысле Ашхабад не приемлет саму идеологию противостояния на Каспии, создания "союзов", "блоков" одних против других.

Другой принципиальный вопрос, который будет затрагиваться президентами Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, - принадлежность спорных месторождений. Напомним, что такая проблема существует между Ираном и Азербайджаном и между Азербайджаном и Туркменией. Напомним, что в июле прошлого года спор между Тегераном и Баку по поводу принадлежности углеводородных структур Алов - Араз – Шарг (Алборс – иранский вариант названия структур) чуть было не привел к началу боевых действий на Каспии. Можно предположить, что Азербайджан и Иран все смогут в дальнейшем избежать "острые углы" этой проблемы. Накануне отъезда на саммит в Ашхабад президент Азербайджана Гейдар Алиев провел встречу с послом Ирана в Баку Ахадом Газаи. Алиев высказал мнение, что предстоящее совещание глав государств станет началом нового этапа регионального сотрудничества. Показательно, что в рамках саммита пройдет двусторонняя встреча Гейдара Алиева с президентом Ирана Мухаммадом Хатами, а в мае лидер Азербайджана совершит поездку в Иран.

С Ашхабадом Баку не может договориться по трем спорным месторождениям – "Азери" ("Хазар"), "Чираг" ("Осман") и "Кяпаз" ("Сердар"). Как азербайджанская, так и туркменская стороны считают первое месторождение полностью своим. Аналогичного принципа Баку придерживается в отношении "Чирага", а Ашхабад – "Сердара". В отношении последнего Баку последовательности не проявляет, а Ашхабад считает, что "Осман" принадлежит ему частично.

Надо признать, что Ашхабад занимает жесткую позицию в этом вопросе, считая, что государственных границ как таковых на Каспийском море никогда не было и пока нет. Потому до определения правового статуса моря при варианте его раздела на национальные сектора спорные участки не могут быть кому-то принадлежать по определению, а потому быть объектом односторонних разработок, исследований и использования. В случае если их национальную принадлежность не удается определить на основе двусторонних переговоров, Туркмения подтверждает свое намерение подать на Баку в Международный суд, другие международные специализированные структуры, как это принято в мировой практике при возникновении подобных ситуаций. Такой подход основывается на общепризнанных нормах международного права, базовых принципах уважения суверенитета и национального достоинства государств, зафиксированных в Уставе ООН.

Количество нерешенных проблем свидетельствует о том, что в ходе каспийского саммита разразятся нешуточные споры. Однако, как гласит известная пословица "в споре рождается истина". Тем более что на завтрашней встрече впервые прикаспийские страны будут представлены их президентами, которые будут иметь возможность вместе обсудить будущее Каспия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ