Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Еще четыре года: чего ждать Тирасполю от воронинской Молдовы?

28.03.2005. Ольвия-пресс

Олег Елков

Через неделю парламент соседней страны выберет президента Молдовы, но его имя известно уже сегодня. Прогнозы экспертов оправдались – Воронину удалось купить нужные голоса у парламентской оппозиции. Сегодня мало кто сомневается, что в ближайшие четыре года соседней Молдовой будет опять управлять воронинская семья. И уже на прошедшей неделе Кишинев официально объявил о своих приоритетах на приднестровском направлении. Это привлечение США, Евросоюза и Румынии и скорейшая ликвидация военного присутствия России на Днестре. Под соответствующей декларацией подписались все депутаты молдавского парламента.  

Главной политической интриги в соседней стране больше нет. Ответ на вопрос, сохранит ли свою неограниченную власть в Молдове партия Воронина, уже известен. Для того, чтобы выбрать своего президента, ПКРМ не хватало в парламенте пяти депутатских голосов. Воронин выбрал самый простой и самый распространенный в молдавской политике способ – недостающих депутатов решили просто купить. Закулисные торги в Кишиневе начались уже на следующий день после парламентских выборов. О том, что они идут успешно, говорило настроение воронинских чиновников – с каждым днем их заявления становились все более самоуверенными. И, наконец, на прошедшей неделе стало понятно, что Воронин добился своего. На первом же заседании молдавского парламента раскололось самое слабое звено оппозиции – блок Серафима Урекяна. О создании собственной парламентской фракции объявили сразу восемь депутатов из этого блока. Раскольников возглавил известный молдавский перевертыш Дмитрий Дъяков.

Первый же политический шаг новой фракции наглядно показал, кто стоит за таким расколом. На выборах председателя парламента все сторонники Дъякова отдали свои голоса за Мариана Лупу, которого предложила партия Воронина.

Избрать своего спикера воронинская команда смогла бы и без этих голосов. Но зато теперь всем стало ясно: когда придет время выбирать Воронина президентом, именно эти мандаты помогут ему сохранить свое кресло. Таким образом, вместо пяти недостающих депутатов Воронину удалось купить целых восемь. Выборы молдавского президента, которые пройдут в парламенте четвертого апреля, вряд ли принесут сюрпризы.

Какой теперь будет воронинская Молдова? На прошлой неделе новый молдавский парламент обозначил приоритеты страны на ближайшие четыре года. Главная задача - неизменный курс Молдовы на Запад. Специальную декларацию, в которой установлен такой приоритет, подписали все парламентские фракции. Такое же единство оппозиция и власть демонстрируют и в вопросе будущих отношений с Приднестровьем. Кишинев обозначил основные задачи, с помощью которых Молдова собирается решить так называемый «приднестровский вопрос». На первом месте – привлечение к процессу США, Евросоюза и Румынии. И если для России Кишинев все-таки оставил одно из последних мест в списке предполагаемых участников, то Приднестровью в нем вообще не нашлось места. Молдова считает республику своей территорией, и намерена решать ее судьбу без участия приднестровцев. 

И вот еще сразу две первоочередные задачи, без которых, по мнению молдавского парламента, урегулирование невозможно.

«Установление эффективного таможенного и пограничного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы и исполнение Российской Федерацией стамбульских обязательств по вывозу вооружений и эвакуации военнослужащих являются неотъемлемым условием приднестровского урегулирования», - говорится в декларации парламента Молдовы.

Понятно, что под «эффективным таможенным и пограничным контролем» на границе с Украиной Кишинев подразумевает совсем другое. В переводе на более понятный язык все эти задачи можно свести к одной фразе – выдавить Россию и добиться полной экономической изоляции Приднестровья. Новое руководство Молдовы еще до конца не сформировано, но Кишинев уже дал понять, что его подход к приднестровскому урегулированию остается неизменным. Тут же – раздел о том, что решение так называемого «приднестровского вопроса» должно проходить на основе Конституции Молдовы.

И еще одна деталь в парламентской декларации – в документе установлено, что Кишинев примет все меры для немедленной «демократизации» и «декриминализации» Приднестровья.

По сути, молдавские власти официально взяли на вооружение печально известную стратегию «три Д» - демилитаризация, демократизация, декриминализация. С этой стратегией уже давно носятся наиболее радикальные политические силы в Молдове. За последние годы в Кишиневе было озвучено несколько проектов, которые рассказывают, как надо воплощать план «три Д». В целом, они мало, чем отличаются друг от друга. Все начинается с того, что Кишинев объявляет Приднестровье зоной антиконституционного мятежа. Тут же в республику входят международные силы и разоружают все незаконные, с точки зрения Молдовы, силовые структуры. Экономический потенциал Приднестровья переводится в прямое подчинение кишиневских «демократизаторов». В республике устанавливают временное внешнее управление - до тех пор, пока Кишинев не назначит в Тирасполе своих постоянных наместников. После такой стратегии, по замыслу авторов, уже через год от республики останется одно воспоминание. Одним словом, полный «три Д».

Если судить по декларации молдавского парламента, сегодня эта стратегия возводится в Кишиневе в ранг государственной политики. На этом фоне явно не случайно в молдавской прессе на днях появилось интервью с бывшим министром внутренних дел и обороны Молдовы Ионом Косташем. Это тот самый Косташ, который в 92-м командовал молдавским вторжением в Приднестровье. Сегодня он из Бухареста через прессу дает советы новым молдавским властям. Отвечая на вопросы журналиста, Косташ напомнил, что за последние десять лет в прокуратуре Молдовы накопилось «огромное количество аргументов», которые позволят Кишиневу осудить приднестровских «террористов».

Конечно, сама по себе Молдова не в состоянии воплотить свои планы в жизнь. Ключевую роль в стратегии «три Д» Кишинев отводит Западу и той решающей роли, которую, по мнению молдавских властей, может сыграть Украина.

На первый взгляд, сегодня республика действительно оказалась в тревожном окружении. С одной стороны, все тот же Воронин, с другой – так и не определившие свою принципиальную позицию новые власти Украины. Виктор Ющенко обещает озвучить свой проект приднестровского урегулирования в ближайшие недели, но что это за проект, знают пока немногие. В Кишиневе не скрывают, что рассчитывают на поддержку Киева в своих планах силового удушения Приднестровья. На ожидании такой поддержки построена сегодня вся система молдавской пропаганды. Если верить кишиневскому пиару, последние дни «сепаратистов» уже сочтены. Правда, точно такие же «прогнозы» Кишинев регулярно выдает все последние пятнадцать лет, и все эти пятнадцать лет они регулярно проваливались. 

Насколько реальны сейчас кишиневские ожидания и что будет с приднестровским урегулированием в условиях такой бескомпромиссной позиции молдавских властей? Казалось бы, у Воронина действительно есть основания рассчитывать на западную поддержку. На фоне событий в Грузии, Украине и сегодня в Киргизии президент Молдовы – единственный счастливчик, которому удалось избежать революции. Но говорит ли это о том, что у него такая же поддержка, какую получили от Запада Ющенко и Саакашвили? Судя по тому, как повели себя авторы оранжевых революций в Кишиневе, Воронин сохранил свое кресло совсем по другой причине. В Молдове просто не нашлось столь же авторитетного лидера оппозиции, как это было в Украине и Грузии. Выборы показали, что Рошку, который претендовал на эту роль, своим лидером считает только каждый десятый житель страны. А более популярный Урекян неожиданно стал заигрывать с Москвой. Запад оставил Воронина просто потому, что подходящей замены ему не оказалось.

Своего Саакашвили Молдове еще предстоит выращивать, и произойдет это как раз за те четыре года, пока Воронин бесповоротно уведет страну от российского влияния.

Молдавскому президенту, в первую очередь, нужны приднестровские предприятия. Экономика Молдовы в последние годы балансирует на грани дефолта. Спасают ее кредиты МВФ и Европейского банка реконструкции и развития. Но бесконечно это продолжаться не может. Запад, напротив, уже давно устами той же ОБСЕ еще в 94-м году заявил, что Молдова не может быть унитарным государством. И Европе, по большому счету, все равно, сколько суверенитета будет у Приднестровья. Главное – сохранить общие границы бывшей Молдавии, а еще важнее – ослабить или лучше ликвидировать присутствие здесь России. Для этой задачи Воронин  подходит лучше всех. Его руками Вашингтон рассчитывает осуществить свои цели. Отсюда – и отказ Кишинева от пятистороннего формата, и провокации вокруг российского военного присутствия на Днестре. Но было бы примитивно предполагать, что судьбу Приднестровья могут решить только в Вашингтоне с коммунистическим режимом Воронина. Россия играла и играет ключевую роль в молдо-приднестровском урегулировании. И приднестровская тема – это скорее большие российско-американские игры.

Не случайно свой проект приднестровского урегулирования Ющенко поехал в первую очередь обсуждать с президентом России. Сегодня, когда Москва жестко дала понять, что намерена защищать своих соотечественников на Днестре, игнорировать позицию России Запад просто не может. Точно так же, как не может не учитывать он и позицию официального Тирасполя. В свое время даже Москва, когда она еще дружила с Ворониным и надеялась на единую пророссийскую Молдавию, не сумела уговорить Тирасполь перейти ту роковую черту, за которой начинался бы распад приднестровской государственности. Даже в самой нижней планке – Меморандуме Козака – приднестровские дипломаты сумели отстоять интересы республики. Хотя под нажимом Москвы это было очень непросто. Что уже говорить тогда о Западе, у которого влияния на Тирасполь несравнимо меньше...

По сути, еще четыре воронинских года – это время, когда у Приднестровья есть все шансы добиться своей стратегической цели. Главное – правильно эту возможность использовать.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ