Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Об итогах социально – экономического развития Армении в 2004 году

Фатима Теучеж

В 2004 году, согласно официальным данным, в социально - экономическом развитии Армении преобладали позитивные тенденции. Официальные источники демонстрируют значительный рост макроэкономических показателей страны в 2004 году по сравнению с показателями предыдущего года, хотя экономический рост наблюдается в стране уже в течение трех лет. В 2003 году, анализируя итоги экономического развития страны за 2002 год, премьер-министр Армении Андраник Маргарян отметил, что «экономика Армении вступила в этап стабильного экономического роста», который при сохранении темпа «перерастет в этап стабильного экономического развития». Для улучшения социально-экономической ситуации в Армении правительством страны была предпринята стратегическая программа по преодолению бедности.

По данным официальных источников, в 2004 году Армения восстановила свой дореформенный ВВП и увеличила показатель ВВП на душу населения до 1100 долларов. В связи с этим страна, наконец, перешла в новую категорию стран по классификации ООН, оставив немного позади «наименее развитые страны». Однако, несмотря на экономический рост и  увеличение ВВП на душу населения, пока, согласно статистике, около 42% населения страны находятся за чертой бедности.

Итак, в чем проявились позитивные тенденции социально-экономического развития Армении за 2004 год, способствующие переходу страны «в этап стабильного экономического развития»? И наблюдались ли негативные тенденции, тормозящие этот переход?

Позитивные итоги социально–экономического развития Армении за 2004 год  представлены официальными источниками простым языком цифр, демонстрирующим количественный рост таких макроэкономических показателей, как ВВП страны, ВВП на душу населения, денежные доходы и расходы населения, среднемесячная заработанная плата и пенсии, внешнеторговый оборот, а также рост уровня инвестиций и профицита государственного бюджета страны.

Что касается ВВП, то, по данным Национальной статистической службы республики и Центрального Банка Армении, по итогам 2004 года  этот показатель увеличился на 10,1% по сравнению с 2003 г. и составил 1893436.2 млн. драмов (3,5 млрд. долл.). Благодаря росту показателей строительства и сельского хозяйства, ВВП в 2004 году практически сравнялся с аналогичным показателем 1989 года, составив 99,6%. 

 Рост сельскохозяйственной сферы Армении в 2004 году достиг 14,5%, что содействовало росту ВВП на 3,1% пункта. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2004 году составил 504078.0 млн. драмов. В 2004 году в строительстве был зафиксирован рост в 13,4%. В отчетный период в Армении было выполнено строительства на сумму 268224.4 млн. драмов, что на 17,2% превысило показатель 2003 года, и введено в эксплуатацию в общей сложности 293163 тыс. кв. м. жилой площади. В сфере услуг по итогам 2004 года рост составил 12,5%. Объем грузооборота транспорта общего пользования по итогам 2004 года составил 2038.7 млн. тонно-км, что превысило аналогичный показатель прошлого года на 16,8%. В 2004 году по армянской железной дороге было перевезено 2 млн. 705 тысяч тонн груза, при задействовании 20-30% подвижного состава. По данным министерства охраны природы Армении, объемы извлекаемых полезных ископаемых в стране за отчетный год составили 1,72 млн.куб.м против 1,4 млн. в предыдущем году. В 2004 году в сфере производства электроэнергии наблюдался рост в 9,5 %. Общий объем произведенной электроэнергии достиг 6029,8 млн. кВт в час. Доля информационных технологий в структуре ВВП составил 1,7 %. В сфере ИТ в отчетный период наблюдался средний ежегодный рост в 30%, достигнувший отметки в $50 млн.

В 2004 году в сфере промышленности, согласно официальным источникам, зафиксировано снижение темпов роста до 2,1%, что способствовало росту ВВП всего на 0,4% пункта. За отчетный период на 2192 промышленных предприятиях республики было выпущено продукции на сумму 530156.1 млн. драмов (более 1 млрд. долларов), а её реализация составила около 529156 млн. драмов. В 2004 году в структуре промышленной продукции 63,1% приходились на долю перерабатывающей промышленности, 19,1% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 17,8% - горной промышленности, 97,4% которой составила добыча металлургической руды. В структуре перерабатывающей промышленности 49% пришлись на  долю продовольствия и напитков, реализация которых по текущим ценам 2004 года составила 347 774 млн. драмов, 20,5% составила металлургическая продукция (81909 млн. драмов), 5,3% - ковроделие (13539 млн. драмов). В 2004 году в сфере промышленного производства наблюдались такие тенденции, как рост производства химической промышленности на 57,1%, увеличение объемов продукции, произведенной в легкой промышленности на 25,3%, рост в сфере деревообработки на 10,3%, рост в сфере машиностроения на 5,4%, а также значительный спад производства в сфере драгоценных металлов и ювелирного дела, обусловленный, прежде всего падением курса американского доллара. Однако рост промышленного производства в Армении распределялся неравномерно. По данным Нацстатслужбы Армении, в 2004 году 45,2% общего объема промышленной продукции Армении было выпущено на предприятиях Еревана, 16,8% - Сюника, 11% - Котайка, 7,5% - Арарата. Наиболее низкие показатели выпуска промышленной продукции зафиксированы в Тавуше и Вайоц Дзоре, которые составили, соответственно, 0,9% и 0,8%.

Следовательно, согласно представленным цифрам, в 2004 году наблюдались значительный рост в сельском хозяйстве и в строительстве и снижение темпов промышленного производства. Рост строительства в 2004 году свидетельствует о высоком спросе на недвижимость в стране. За отчетный период на рынке недвижимости республики проявились тенденции, согласно которым недвижимое имущество заметно повысилось в цене, и увеличился на него спрос, как в столице, так и в регионах, где постепенно растет и показатель промышленного производства, хотя на долю столицы в отчетный период пришлась почти половина его общего объема. Несмотря на снижение темпов промышленного производства, в 2004 году значительный рост наблюдался  в сферах химической, легкой и деревообрабатывающей промышленностей. Однако наряду с позитивными тенденциями в экономике Армении наблюдались негативные факторы, тормозящие экономическое развитие страны, а именно нерешенность проблемы транспортных коммуникаций в стране, а также наличие монополий на рынках Армении и нерешительность властей в вопросе демонополизации, не способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, хотя около 40% ВВП формируется в стране малыми и средними предприятиями. 

Об экономическом росте в Армении в 2004 году свидетельствует также и рост показателя ВВП на душу населения, который составил 30 % - с 835 долларов до 1100. По мнению экспертов, 20% роста показателя обусловлены падением курса доллара. Действительно, согласно данным Центрального Банка Армении, за отчетный период национальная валюта укрепилась по отношению к американскому доллару на 14,16%. По сравнению с 2003 годом, в 2004 году армянский драм укрепился по отношению к доллару США на 7,83%. Предполагается, что тенденция обесценивания американского доллара, которая наблюдается не только в Армении, но и во многих других странах, продолжится и в 2005 году, что может привести к росту ВВП на душу населения до 1400 долларов. Экономисты Армении считают, что усилия Центрального Банка Армении по некоторому снижению уровня долларизации экономики являются одним из шагов в правильном направлении, поскольку сверхвысокий уровень долларизации делает экономику довольно чувствительной к обменному курсу. В связи с падением курса доллара, в 2004 году увеличился объем операций в евро, хотя их удельный вес в общем, объеме операций остается незначительным, и население Армении предпочитает держать свои сбережения в долларах.

Однако, несмотря на укрепление национальной валюты, а, следовательно, увеличение благосостояния страны, согласно статистике, 42% населения находятся за чертой бедности, 7,3% граждан Армении относятся к категории крайне бедных, хотя в 2004 году уровень бедности Армении снизился на 7%. К тому же за отчетный период в Армении было зарегистрировано 108,6 тысяч человек официально безработных (больше 3% населения), хотя. Согласно официальной статистике, показатель 2004 года на 8,4% меньше аналогичного показателя 2003 года.  Кроме того, продолжается отток населения из республики. В целом, в 2004 году, по данным Нацстатслужбы Армении, численность постоянно проживающего в Армении населения в 2004 году составила 3215,7 тысяч человек, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2003 года на 3,5 тысячи. При чем, в столице Армении проживает 1,1 млн. человек (30%). В 2004 году показатель естественного прироста населения Армении вырос на 19,7%, увеличившись за счет роста рождаемости (4,8%) и снижения уровня смертности. В частности, в 2004 году в Армении родились 37526 детей против 35793 в 2003 году, а коэффициент рождаемости в расчете на 1000 жителей вырос с 11,1 до 11,7 промилле. Вместе с тем коэффициент смертности за отчетный период остался на прежнем уровне (8,0 промилле), притом, что в 2004 году было зарегистрировано 25823 смертей, против 26014 в 2003 году. Более 50 % случаев смертности было зафиксировано при болезнях системы кровообращения (14135 чел.).

В 2004 году денежные доходы населения составили 1343185.0 млн. драмов, что превысило показатель 2003 года на 16,8%. Денежные расходы населения, соответственно, достигли 1334489.5 млн. драмов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 16,5%. При этом наблюдался значительный рост показателя среднемесячной номинальной заработной платы одного работника. В 2004 её показатель достиг 41976 драмов, превысив аналогичный показатель 2003 года на 23,1%. Среднемесячная заработная плата работника бюджетных организаций в 2004 году составила 26792 драмов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 29,9%, а небюджетных организаций  - 54445 драмов, превысив аналогичный показатель на 19,8%. Однако, хотя среднемесячная заработная плата заметно возросла в 2004 году, увеличился также и показатель индекса потребительских цен, который за отчетный период вырос на 7%. Рост цен, несмотря на значительное падение курса доллара, по мнению экспертов, обусловлен высокой степенью монополизации рынков в Армении. Рост потребительских цен и заработной платы способствовал росту объема розничного товарооборота, который в 2004 году в Армении составил 849553,4 млн. драмов, превысив показатель 2003 года на 10,5%. Объем услуг, оказанных населению страны за отчетный период, достиг 235042,5 млн. драмов, что больше показателя предыдущего года на 13,8%.

В декабре 2004 года с учетом роста цен минимальная потребительская корзина на одного человека составила 13000 драмов, где, согласно законам «О минимальной потребительской корзине» и «О минимальном потребительском бюджете», 7000 из этой суммы отведены на продовольственные расходы. Однако существует мнение, что представленные в законах подсчеты занижены, поскольку альтернативный вариант действующей в Армении «минимальной корзины», разработанный Министерством здравоохранения с точки зрения необходимого человеческому организму питания на 2400 килокалорий, составил 30000 драм, что больше показателя среднемесячной заработанной платы работника бюджетных организаций. Кроме того, среднемесячный размер пенсии в 2004 году достиг 8530 драмов (16,5 долларов),  а минимальная социальная пенсия  - 3900 драмов (около $7,7), размер среднего пособия по бедности из расчета на одну семью - 9650 драмов ($19). Однако, несмотря на позитивные тенденции роста среднемесячной заработной платы и снижение уровня безработицы, Армения остается бедной страной. Чем объясняется подобное противоречивое явление, характеризующее социально-экономическую ситуацию республики? Разумеется, - резким неравенством в распределении доходов, увеличивающим социальную дистанцию между богатой и бедной частью населения страны и тормозящим формирование сильного среднего класса, являющегося одним из основных признаков стабильного социально-экономического развития.

Какие тенденции характеризовали состояние внешнеторгового оборота Армении в 2004 году? Внешнеторговый оборот Армении по итогам 2004 года составил 2066.0 млн. долларов (1099,2 млрд. драмов), превысив показатель 2003 года на 5,1%. В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта пришлось 715,0 млн. долларов или 381,4 млрд. драмов, что превысило показатель 2003 года на 4,3%. Доля импорта составила 1351,0 млн. долларов (717,8 млрд. драмов), увеличившись по сравнению с 2003 годом на 5,6%.

В 2004 году Армения экспортировала продукции в сфере машиностроения, химической промышленности, легкой промышленности и деревообработки на сумму 18,6 млрд. драм, что превысило аналогичный показатель 2003 года на 48%. При этом наблюдался рост экспорта продукции машиностроения (38,6%), а также рост экспорта продукции легкой промышленности (34,6%). Объем экспорта продукции химической промышленности достиг 4,5 млрд. драм против 1,8 млрд. драм в 2003 году.  Кроме того, увеличился экспорт продукции металлургической промышленности. 50% всей ювелирной продукции было экспортировано в США. Всего за отчетный период было экспортировано промышленной продукции на сумму 197 461 млн. драмов, что составило около 51% от общего объема экспорта, причем в странах СНГ было реализовано продукции на 48095 млн. драмов. 

Что касается структуры импорта, то в 2004 году, согласно данным официальных источников,  в Армению преобладал значительный рост импорта углеводородов. За отчетный период в страну было ввезено 107 тыс.550 тонн дизельного топлива против 83 тыс.827 тонн 2003 г. (рост - 128,3%), 202 тыс.235 тонн бензина (рост - 105,5%.), а также 1332 млн куб/м природного газа. Некоторые изменения произошли и в структуре импорта алмазного сырья. В общей сложности, в 2004 году в Армению было импортировано алмазного сырья в количестве 875748 карат на сумму 189 млн. 052 тыс. 271 долларов. За отчетный период снизился на 10% импорт из Бельгии (33%), увеличился на 7% из Израиля (44%), незначительно выросла доля импорта из России (16%).

Основными партнерами Армении по внешней торговле в 2004 году были страны Европейского Союза, США, страны СНГ, Израиль, Турция и ОАЭ. Доля стран СНГ во внешней торговле Армении составила 436,5 млн. долл. (22,4% удельного веса). Армянский экспорт в страны СНГ составил 126,7 млн. долл., импорт –309,7 млн. долл. Среди стран СНГ основными торговыми партнерами Армении остаются Россия (203,3 млн. долл.), Грузия (54,1 млн. долл.), Украина (51,4 млн. долл.). Основными торговыми партнерами дальнего зарубежья: Израиль (265,7 млн. долл.), Бельгия (253,5 млн. долл.), США (157,6 млн. долл.). При этом, по данным официальной статистики, увеличился на 78% товарооборот между Арменией и Германией, составив в 2004 году 157 млн. долларов; вырос на 51,1 % внешнеторговый оборот Армении и Грузии, достигнув 78 млн. 25 тыс. долларов; сократился  на 10,6% товарооборот между Арменией и Россией, составив 266 млн. 197 тыс. долларов. Тем не менее, Россия в 2004 году осталась для Армении торговым партнером номер один и третьим по объемам рынком сбыта армянской продукции (11,9%), уступая лишь Израилю (23,5%) и Бельгии (18,3%). Товарооборот между Арменией и Турцией в 2004 году составил порядка $120 млн.

Согласно данным Центрального Банка Армении, в 2004 году существенно улучшился дефицит торгового баланса страны. По мнению министра финансов и экономики республики Вардана Хачатряна, этому способствовал рост экспорта товаров, составивший 24% (без учета обработанных алмазов), по отношению к импорту. Так, отрицательное сальдо торгового баланса по отношению к ВВП в 2003 году составило 21,2 %, а в 2004 году – 18%. Однако, несмотря на значительный рост экспорта, а, следовательно, улучшение дефицита торгового баланса, по итогам отчетного периода объем импорта превышает объем экспорта почти в 2 раза.

Рост экспорта промышленной продукции Армении свидетельствует об увеличении заинтересованности в развитии промышленного сектора республики, а, следовательно, о стремлении к росту инвестиций в него. В 2004 году, по данным Статкомитета СНГ, объем инвестиций в основной капитал в Армении по сравнению с 2003 годом увеличился на 17%, хотя объемы инвестиций остаются недостаточными для обеспечения долгосрочного экономического роста. Правительство республики принимает меры по привлечению иностранных инвесторов. По словам главы Центрального Банка Армении Тиграна Саркисяна, в банковской системе Армении не наблюдается государственного участия, вследствие чего отсутствует протекционизм и неравные конкурентные условия.

В 2004 году зафиксирован рост объемов инвестиций. Так, правительством США Армении было предоставлено 89,7 млн.долларов, предоставленных Армении, из которых 50,2 млн.долларов было направлено на экономические и социальные реформы, 15,4 млн.долларов - на обеспечение национальной безопасности и защите прав граждан, 13 млн.долларов - на демократическое развитие. Текущий кредитный портфель Немецко-армянского фонда по состоянию на 1 января 2005 года насчитывал 8880 кредитов на 27,4 млн.евро. По секторам кредитный портфель фонда распределен следующим образом: торговля - 53,9%, производство - 25,3%, сфера обслуживания - 12,3%, сельское хозяйство - 8,2% и строительство - 0,3%. В количественном же плане львиная доля в кредитном портфеле фонда пришлась на торговый сектор - 50,4%, после чего следуют сфера сельского хозяйства - 28,9%, производственный сектор - 11,9%, сфера обслуживания - 8,7% и строительство - 0,1%.

В 2004 году размер инвестиций по линии государства составил порядка 74 млрд. драм, которые были направлены, в частности, на улучшение транспортной инфраструктуры, развитие системы орошения и ремонт школ.

По данным Министерства финансов и экономики Армении, в 2004 году был зарегистрирован профицит бюджета страны в 2 млрд. драмов вместо запрограммированного дефицита в 5,6 млрд. драмов. При этом перевыполнение плановых показателей обусловлено в основном экономией бюджетных средств.

По итогам 2004 года, доходы бюджета 2004 года составили 297,9 млрд. драмов, что на 3% превысило запрограммированный показатель. По сравнению с 2003 годом доходы возросли на 19,1%, или на 47,8 млрд. драмов. 84% доходов были обеспечены за счет налоговых поступлений, составивших 250,1 млрд. драмов, что на на 17,9% выше показателя 2003 года. Согласно источнику, 5,7% доходной части бюджета было сформировано за счет поступлений по линии государственной пошлины, 4% составили неналоговые поступления, 3,1% - доходы с операций капитала и 3,3% - официальные трансферты. В структуре доходной части бюджета 2004 года наблюдались снижение удельного веса поступлений по линии налога на добавленную стоимость с 50,8% (2003 год) до 47,1%, рост поступлений по линии налога на прибыль на 81,6% и увеличение поступлений по линии упрощенного налога на 44,9%. Доходы с операций капитала составили 9,1 млрд. драмов, из которых 88%, или 8 млрд.драмов, поступило от сделок по отчуждению государственных земель. Официальные трансферты составили 9,7 млрд. драмов, в том числе 5,5 млн. евро предоставила Еврокомиссия, а 9,5 млн.евро - Евросоюз.

Расходы бюджета за 2004 год составили 295,9 млрд. драмов, что на 0,7% меньше запрограммированного показателя и на 22,3% больше по сравнению с 2003 годом. На долю текущих расходов пришлось 86,4%, или 256,6 млрд. драмов, капитальных расходов - 10,1%, или 29,8 млрд. драмов, государственного кредитования - 3,5%, или 11,3 млрд. драмов, причем 10,4 млрд. драмов из них составляет госкредит Армении Нагорно-Карабахской Республике. В структуре расходной части бюджета Армеии за 2004 год преобладали такие тенденции, как рост доли субсидирования на 24,4%, снижение расходов на обслуживание государственного долга на 12,7%, увеличение расходов на выдачу заработанной платы госслужащим на 10,5 млрд. драмов, рост финансирования капитальных расходов на 55,6%. 152,6 млрд. драмов, или 59,7% от общего объема текущих расходов было направлено госбюджетом на закупку товаров и услуг. На погашение внешнего долга Армении в 2004 году из государственного бюджета было направлено 10,6 млрд. драмов, а расходы на обслуживание государственного долга составили 9,8 млрд. драмов.

Внешний долг Армении, согласно официальной статистике, составляет $1 млрд 117 млн., из которых порядка $700 млн. - долг страны Всемирному Банку. Соотношение внешнего долга Армении и его чистой стоимости к ВВП в 2004 году составили, соответственно, 32,7% и 20% против 42,7% и 28% в 2003 году. Средняя доходность внутреннего долга уменьшилась до 9%. Средняя доходность выпущенных в 2004 году гособлигаций уменьшилась до 7%. При этом срок их погашения увеличен до 2014 года. Обеспечена экономия расходов для погашения внутреннего долга в размере 2,2 млрд. драм и финансирование дефицита в размере 0,28 млрд. драм. В 2004 году Армения погасила 7 млн. евро, получив взамен 5,5 млн. евро, согласно механизму 10%-ного списания внешнего долга, действующего между Арменией и ЕС.

Кроме того, как отмечается в ежемесячном справочнике Центрального Банка Армении, в 2004 году наблюдался рост валовых международных резервов республики на 12,7%, которые составили 575,1 млн. долларов.  Валовые международные резервы без приватизационных средств на конец 2004 года достигли 547,0 млн. долларов.  Размер специальных прав заимствования (SDR) в МВФ за 2004 год сократился на 6,8 млн. долларов, составив 12,0 млн.долларов. Валютные активы за отчетный год увеличились на 71,7 млн. долларов, составив 563,1 млн. долларов. 

Исходя из представленных данных официальных источников Армении, можно сделать вывод, что в 2004 году в республике наблюдался реальный экономический рост, обусловленный такими позитивными тенденциями, как рост ВВП страны и ВВП на душу населения, укрепление национальной валюты Армении на фоне мирового ослабления американского доллара, увеличение среднемесячной заработной платы и пенсии, а, следовательно, и общего объема денежных доходов населения, рост внешнеторгового оборота страны, увеличение инвестиций, снижение внешнего долга, а также профицит государственного бюджета, достигнутый благодаря экономии бюджетных средств. 

По итогам 2004 года индекс экономической свободы Армении составил 2,58, и республика вошла в группу "большей частью экономически свободных" стран. При составлении рейтинга учитываются 10 основных факторов: торговая, монетарная и фискальная политика государства; степень вовлеченности государства в экономику; уровень защиты прав собственности; динамика иностранных инвестиций и прочее,  и чем свободней экономика - тем выше благосостояние ее граждан. Тем не менее, согласно экспертам бюро Госсекретариата США по делам Европы и Евразии, хотя в 2004 году в Армении и имел место ощутимый экономический рост, однако рост личных доходов значительной части населения страны не наблюдался. Кроме того, в отчетный период процент населения, находящегося за чертой бедности, был достаточно высок. Это обусловлено и ростом индекса потребительских цен, а, следовательно, и увеличением минимальной потребительской корзины, а главное, неравномерностью распределения доходов населения. К тому же в отчетный период было зафиксировано снижение темпов промышленного производства, для развития которого существующих инвестиций пока недостаточно, а возможности роста производства за счет повышения загрузки устаревших основных фондов почти исчерпаны. При этом их обновление происходит очень медленно.

Следовательно, несмотря на количественное улучшение макроэкономических показателей Армении в 2004 году, говорить о стабильной социально-экономической ситуации в стране пока рано. По словам главы Центрального Банка Армении Тиграна Саркисяна, значительная часть экономического роста в Армении связана с денежными переводами армянской диаспоры, проживающей в США, России и Западной Европе и в два раза превышающая по численности население Армении. Приток капитала от армянской диаспоры почти в два раза превышает государственный бюджет страны и способствует развитию среднего и малого предпринимательства. О росте денежных переводов свидетельствует увеличение валютных депозитов до востребования на 45,9%. Следовательно, Армения не смогла бы достичь этого экономического роста своими внутренними силами и, конечно, без помощи иностранного капитала.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ