Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Еще раз о сроках президентских выборов

18.03.2005. Республика (Казахстан)

Айгуль Омарова

Как Загипа Балиева наводит тень на плетень

Странное дело. Чем активнее власти начинают подготовку к выборам, тем больше пытаются закамуфлировать все свои действия. Хотя ничего странного в этом, если вдуматься, нет. Ведь подобные шаги вообще характерны для казахстанского руководства. Помнится, в выборную кампанию 1998 года сам президент страны задумчиво так тянул: “Не знаю, стоит ли мне баллотироваться… Надо спросить у народа”. У народа, естественно, никто не спрашивал, зато обращений культурных центров и общественных объединений, опубликованных в республиканской печати, было целое море. Разумеется, Нурсултан Абишевич не мог не откликнуться на просьбы народа. Результат налицо.

Похоже, и сегодня власти пытаются повторить сценарий тех выборов. Но поскольку история повторяется второй раз уже в виде фарса, то ко всему тому, что сегодня предпринимает власть, априори начинаешь относиться с недоверием. Именно поэтому заявление, сделанное 11 марта этого года председателем ЦИК Загипой БАЛИЕВОЙ, мало кого убедило в том, что выборы президента состоятся в 2006 году. Во-первых, есть косвенные причины, по которым можно судить о том, что на самом деле власти ведут самую деятельную подготовку к будущим выборам. Во-вторых, и сами власти не больно-то скрывают, что дело идет к президентской кампании.

И в самом деле, зачем надо было тогда главе государства обращаться с ежегодным Посланием к народу Казахстана аж в феврале, когда традиционно эти послания появлялись весной?! И чего стоит возвращение парламента к многострадальному закону о выборах? Ведь не из-за требований же оппозиции пересмотреть выборное законодательство в сторону большей демократизации и соответствия международным стандартам? Тем более что в поправках, которые вносятся в выборное законодательство, речь идет вовсе не о демократических дополнениях, а наоборот - о запрете митингов, шествий и пикетов во время избирательной кампании.

28 марта парламент должен вынести окончательное решение по данному вопросу. А на днях стало известно о том, что мажилисмен Нуртай САБИЛЬЯНОВ предложил ограничить закон о выборах в отношении иностранных наблюдателей. Причем, по его мнению, необходимо не просто ограничить права иностранных наблюдателей, а ввести наказание за незаконные действия оных во время выборов, например, изымать у них аккредитацию и выдворять их за пределы Казахстана.

Кроме того, было заявлено, что иностранные наблюдатели представляют угрозу национальной безопасности страны, поскольку создают искаженное представление о стране за рубежом. Г-н Сабильянов знает, о чем говорит. Ведь эти же иностранные наблюдатели могут донести миру правду о том, как проходили парламентские выборы в Аягузе (напомним, г-н Сабильянов баллотировался по тому же округу, что и Толен ТОХТАСЫНОВ, а до этого пытался пройти в парламент дважды, но безрезультатно).

Впрочем, речь не о г-не Сабильянове, а о том, что власть расчищает себе дорогу для того, чтобы с наименьшими потерями провести избирательную кампанию.

Загипа Балиева заявляет, что выборы состоятся в 2006 году, но тогда действующий президент становится нелегитимным, начиная с января 2006 года. Еще в ноябре прошлого года известный адвокат Виталий ВОРОНОВ в своей статье в газете «Мегаполис» писал: «Статья 51-я конституционного Закона “О выборах…” устанавливает, что “очередные выборы Президента проводятся раз в семь лет…”. Из этого следует, что, начиная с января 1999 года, на протяжении семи лет (то есть в 1999-2005 годах) других президентских выборов просто быть не может, в том числе и в декабре 2005 года.

Об этом же говорит и “хитрая” норма, появившаяся в ч.1 ст.94 Конституции РК в результате внесенных в нее 7 октября 1998 года изменений: “Президент …осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены ПОСЛЕ семи лет в первое воскресенье декабря”. При всем желании сказать, что первое воскресенье декабря 2005 года наступает ПОСЛЕ истечения 7-ми лет от выборов января 1999 года, не получается».

О том же говорит и председатель Координационного совета демократических сил РК Жармахан ТУЯКБАЙ. По его мнению: «У власти есть возможность манипулировать конституционными положениями в отношении президентских выборов. Потому что в Конституции написано, что выборы проводятся в декабре. Конституционный срок действующего президента истекает в январе 2006 года. Однако состоятся ли выборы президента страны в декабре 2005 года, никто сегодня не может сказать».

Двум опытным юристам, каковыми, несомненно, являются и Виталий Воронов, и Жармахан Туякбай, верить можно. Остается предположить, что выборы все же будут досрочными и состоятся в декабре этого года. Как подчеркивает Воронов, «но то, что его полномочия, исходя из вышеприведенных норм, должны истечь в январе 2006 года, сомнению не подлежит». Следовательно, выборы все же окажутся досрочными (по мнению одних аналитиков) и в срок (по словам других), а именно в декабре этого года. Во всяком случае, именно к такому выводу приходишь, когда анализируешь действия власти.

К вышесказанному следует добавить еще один факт. В парламенте состоялось заседание фракции партии «Отан». Рядовой на первый взгляд факт приобретает особое значение, если принять во внимание, что в заседании фракции принял участие один из первых руководителей партии Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ. А речь на заседании шла о предвыборной платформе партии и, в частности, об изменениях в Конституцию страны.

По словам Амангельды Диновича, изменения коснутся «полномочий президента, правительства, парламента, судебной системы и местных представительных органов». Оставим в стороне слова о том, что в первую очередь конституционные изменения предусматривают расширение контрольных функций парламента и предусматривают выборность акимов. Об этом говорил сам действующий президент в своем ежегодном послании в феврале. А вот об изменениях в части полномочий президента говорится вообще-то первый раз. Впрочем, возможно, эти изменения как раз и позволят действующему президенту продлить свои полномочия без выборов до декабря 2006 года.

Можно предположить, как будет развиваться сценарий. Вначале парламент примет поправки в выборное законодательство, которые позволят власти неограниченно применять административный ресурс и подавить любые протестные настроения граждан. Затем пойдут новые обращения благодарных граждан к гаранту Конституции и, вероятнее всего, в апреле этого года президент заявит о необходимости внесения изменений в Конституцию. Затем, ближе к 10-й годовщине действующей Конституции, опубликуют проект изменений в Конституцию, а уже следом объявят о президентских выборах.

К этому времени будет готово все, чтобы Нурсултан Абишевич смог набрать 93, 78% от общего числа избирателей в стране. Все же остальные кандидаты в президенты, будь-то от оппозиции или от власти, окажутся всего лишь спарринг-партнерами действующего главы государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ