Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молодежь Эстонии,
12 июля 2002

Миграция и демографическая ситуация в России

Николай Котов

В Москве состоялся семинар «Диаспора и миграция — два сообщающихся сосуда», посвященный обсуждению проблем соотечественников за рубежом. В семинаре, который был организован Институтом стран СНГ и Комиссией по международным связям Генерального совета Всероссийской партии «Единая Россия» (неофициально именуемой «партией власти»), участвовали представители Совета Федерации, Государственной думы РФ, правительства Москвы, научные работники, политологи, представители правозащитных организаций, зарубежные соотечественники, журналисты.

«Российские соотечественники — проблемы и ожидания»

Так озвучена тема основного доклада, с которым выступила заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева (знающая данный предмет не понаслышке – в течение ряда лет, проживая до последнего времени в Алма-Ате, она являлась председателем Славянского движения «Лад»). Согласно проведенным Институтом стран СНГ исследованиям, сказала она, после крушения Советского Союза 25 миллионов русских и 5 миллионов представителей других коренных народов России оказались за ее новыми рубежами. Мощные миграционные потоки охватили все постсоветские пространства. За 10 лет Россия приняла более 9 миллионов переселенцев. Миграция в Россию продолжается, и, по ориентировочным оценкам, в ближайшее десятилетие в Россию может прибыть до 4 миллионов переселенцев. В общем миграционном потоке переселенцы из Казахстана и государств Средней Азии составляют свыше 60%, из Закавказья – около 18%, остальные из Украины и Прибалтики.

Наибольшее число соотечественников – 1,2 миллиона – прибыли через казахстанскую границу, 450 тысяч – из Узбекистана, 400 тысяч – из Киргизии, 350 тысяч – из Таджикистана, 250 тысяч – из Туркменистана. После 1994 года Казахстан дает ежегодно от половины до одной трети всех переселенцев в Россию.

Миграционные потоки имеют явно выраженный этнический характер. «Из новых суверенных государств выталкиваются русские, которые потеряли там не только ведущие позиции в управленческой, экономической сфере, но подвергаются дискриминации в возможности получать образование на родном языке, не имеют перспектив карьерного роста, а часто и самой работы, которой лишаются в первую очередь... В России переселенцы-русские не пользуются никакими привилегиями».

А.Докучаева напомнила слова президента Российской Федерации В.В.Путина, который, выступая на Конгрессе соотечественников 11 октября 2001 года, сказал о том, что «Россия заинтересована в возвращении соотечественников, это продиктовано экономическими и моральными причинами». Он подчеркнул, что сейчас отношение к тем, кто переселяется в Россию, негативное. «К сожалению, к таким людям относятся, как к непрошеным гостям», – сказал он.

Докладчик сослалась на важное выступление директора Института этнологии и антропологии РАН В.А.Тишкова, который в речи на парламентских слушаниях в Государственной думе 4 мая 2002 года сказал: «После распада исторического государства была сделана ошибка, что не был установлен, скажем, десятилетний срок, когда граждане единого исторического государства независимо от их национальной принадлежности могли выбирать страну проживания. Эту ошибку уже не исправить.

Естественно, что должна бы была быть конкуренция за то население, которое оказалось разделенным границами 15 государств, но конкуренция не состоялась в силу существующего этнического национализма, эмигрантских фобий и низкого уровня компетенции управленцев в новых постсоветских государствах (включая Россию)... Тем не менее, Российская Федерация оказалась в выигрыше и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе, пожалуй, только странам Балтии... Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении мигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и ресурсы, а также и трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год...»

Что нужно сделать в связи с намерением государства реформировать миграционную политику и навести порядок в данной сфере?

Прежде всего, срочно решить проблему облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных или незарегистрированных мигрантов. Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства... Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней – это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики. Кстати говоря, саморазрушительной будет и программа «Переселение соотечественников». Не русских надо переселять из Восточной Украины и из Северного Казахстана в Россию (потому что переселение это будет означать отчуждение этих государств раз и навсегда от России) а, скорее всего, «хороших» мигрантов, которые могут говорить на русском языке и которым нет достойной работы в этих странах, включая узбеков, казахов или киргизов. По крайней мере, это лучше, чем привозить потом эмигрантов из Китая или из Африки. Необходимо оказание более ощутимой поддержки мигрантам из стран СНГ.

Правозащитник Михаил Артюнов критически отозвался о недавно происшедшей передаче работы по миграции в ведение МВД, сотрудники которого, по мнению выступающего, слабо ориентируются в данной сфере. По поводу нового российского закона о гражданстве заявил, что этот закон, «ставит железный занавес на возможность приехать нашим соотечественникам в Россию».

В заключительном слове директор Института стран СНГ Константин Затулин сказал, «...надо сделать все возможное, чтобы соотечественники на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Латвии и Эстонии закреплялись по месту проживания, врастая в иерархию, имели связь с Россией, но при условии поддержки их и со стороны местной власти».

Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ