Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Парад как последний довод

Александр Фадеев

8 мая президент РБ Александр Лукашенко, участвовавший в саммите глав государств СНГ, покинул Москву, не оставшись на парад Победы и другие торжества, посвященные 60-летию Победы над фашистской Германией. Белорусская сторона официально объяснила такой демарш Лукашенко тем, что на следующий день лидер белорусского государства должен был принимать военный парад в Минске. Тем не менее, такой политический шаг Лукашенко еще раз доказал, что Союзное российско-белорусское государство создано только на бумаге и носит виртуальный характер. Даже такой святой общий праздник, в котором столько объединяющей силы и исторического братства, белорусское государственно-политическое руководство предпочло отметить обособленно, в отдельной национальной «квартире». Нелишне при этом заметить, что неожиданный отъезд белорусского президента, который является к тому же председателем Высшего государственного совета Союзного государства, был негативно воспринят частью российской общественности, поскольку в представлении многих граждан России он стоит в ряду аналогичных недружественных действий лидеров других постсоветских государств – Грузии, Эстонии, Литвы, Узбекистана, Молдовы…

Нынешний парад в Минске стал самым масштабным в истории независимой Белоруссии мероприятием подобного рода. Парад Минского гарнизона затмил даже прошлогодние торжества по случаю 60-летия освобождения Белоруссии. По минским проспектам кроме парадных «коробок» представителей различных родов войск прошли танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, реактивные установки залпового огня и другие образцы военной техники. Над трибуной с почетными гостями пролетели самолеты и вертолеты белорусских ВВС-ПВО.

Нет никаких сомнений, что белорусские ветераны вполне заслужили то внимание и тот почет, которые им были засвидетельствованы в ходе торжеств по всей республике. В Москве во время парада Победы на Красной площади цитировали бессмертные слова классика белорусской литературы Василя Владимировича Быкова о жертвенности пехоты, ее огромном вкладе в великую Победу. По большому счету их можно отнести ко всему военному поколению белорусов. Да вот только неизбывное чувство горечи охватывает при мысли, что 9 мая участников Великой Отечественной войны из союзной Белоруссии представляли на Красной площади в парадном строю трех тысяч ветеранов на машинах… 10 человек.

Следует обратить внимание и на другой аспект военного парада в Минске – показать всему остальному миру мощь и силу белорусской армии, ее единение с народом и политическим руководством республики. Еще в преддверии торжеств 28 апреля президент РБ Александр Лукашенко на заседании по вопросам состояния вооружения и военной техники в Вооруженных силах заявил, что Белоруссия подвергается жесточайшему внешнему давлению, поэтому сейчас приоритет должен быть отдан укреплению безопасности и обороноспособности страны. В выступлении на параде он еще раз подчеркнул, что руководство республики будет уделять самое пристальное внимание укреплению обороноспособности «свободной, независимой Беларуси», а белорусская армия готова к отражению любой агрессии и представляет собой реальную силу, способную защитить граждан республики.

В белорусский официальных СМИ постоянно проводится мысль о том, что военная реформа под руководством Верховного главнокомандующего – Александра Лукашенко -  прошла успешно и дала весомые результаты. Однако ни белорусское телевидение, ни республиканские газеты ни словом не обмолвились о том, что такая реформа национальной армии будет лишь тогда эффективной, когда она является частью более широких и глубоких преобразований в экономике, политике, социальной сфере республики. Но к радикальным реформам президентская администрация Лукашенко за все время своего пребывания во власти с 1994 года так и не приступила. Уже само по себе это бездействие опасно, поскольку в условиях современной технологической революции, стремительного военно-технического прогресса белорусская армия может оказаться жертвой политической близорукости, неверной экономической стратегии и потенциального упадка нынешнего режима.

Сегодня обращение белорусских руководителей к армейской теме далеко не случайно. Армия строится на принципах строгой иерархии, беспрекословного подчинения начальнику, командиру, а главное – является наиболее понятным гражданам олицетворением порядка, который для вооруженных сил предстает в виде высшей цели. Национальная армия всегда не только орудие, но и детище своей страны. Поэтому верхи Белоруссии к армии и относятся преимущественно как к армии поддержания государственного порядка, способной выполнить задачи, которые другие государственные службы и силы не смогли бы или не захотели взять на себя.

Офицерский корпус и солдаты белорусской армии, как представляется, далеки от понимания действительных сложностей развития государства, слабо знакомы с политическими, экономическими и финансовыми его проблемами. Это в свою очередь облегчает идеологическое, пропагандистское воздействие на военнослужащих, которое постоянно осуществляется в рамках белорусского законодательства по идеологической работе в рядах Вооруженных сил. Министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев вообще считает, что главным слагаемым национальной безопасности является не количество танков и самолетов, а высокий моральный дух. Этот подход оправдывает стремление военного руководства заложить для военнослужащих прочную моральную основу. В армейской среде нет проявлений свободной дискуссии даже по чисто техническим вопросам, зато наличествует интеллектуальная дисциплина, а сама белорусская армия привыкла к некритическому восприятию официозной пропаганды и неуклонно сползает в болото приспособленчества и рутины.

В условиях, когда Белоруссия Западным альянсом фактически «приговорена» к очередной цветной революции президент РБ Александр Лукашенко и его ближайшее окружение большие надежды возлагают на лояльность и поддержку армии. Оппозиция напротив, предпочла бы, чтобы армия не принимала непосредственного участия в потенциальных политических событиях. Белорусский генералитет, и это стало общим местом, отличается верностью республиканскому руководству и лично президенту. Вариант угрожающего для политического руководства развития событий, при  котором армия не примет в них участия на стороне властного режима, белорусской «горкой» даже не рассматривается. Однако упускается из виду, что преданность генералов – фактор относительный, поскольку абсолютное большинство военных переворотов последнего времени (и актов пассивного поведения вооруженных сил в контексте социальных конфликтов) редко осуществляется генералами. Государственные перевороты при участии армии чаще готовятся и устраиваются полковниками, хотя отдельные генералы и могут в них фигурировать в виде своеобразной ширмы.

Надежды президентской администрации на то, что командование вооруженных сил будет послушным исполнителем политических решений могут и не сбыться. В революционных потрясениях существенную роль играют «объективная политика», когда мировоззрение рядового имеет не меньшее значение, чем главнокомандующего, а также фактор широкого участия в них гражданского общества. Кроме того, армия способна завоевывать или оборонять территории, но функция удержания за собой не позиции, а народа, выражающего явное недовольство политикой власть предержащих, ей совершенно не свойственна. Политическая борьба тем и отличается от классической войны, что «противник» в условиях революции находится повсюду, и каждый военнослужащий вынужден сам делать свой выбор в каждом отдельном случае.

Конечно, обороноспособность белорусского государства, его способность противостоять внешней агрессии неизмеримо бы выросли в случае укрепления реального военного и политического союза республики с Россией. Однако пока нет никаких свидетельств, что президентская команда Лукашенко готова пожертвовать национальным отличием и поделиться политической самостоятельностью, передать часть своих властных полномочий неким совместным наднациональным органам.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ