Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Портовая сага

05.05.2005. Экспренсс-К (Казахстан)

Алексей Банцикин

Похоже, что на карте Каспийского моря появится новый порт, а в Казахстане - собственные верфи. Вчера в правительстве обсуждался вопрос о развитии порта Курык, расположенного южнее Актау.

"Правительство не отказывается от идеологии развития порта Актау (на фото), но, к сожалению, ситуация последних дней вынуждает принимать некие коррективы" - такими словами премьер-министр Даниал Ахметов открыл совещание по вопросам развития портовой инфраструктуры Каспия.

"Смена вектора" в вопросах логистики вызвана некоторыми сложностями в переговорах по расширению пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума. Неуступчивость российских партнеров подталкивает руководство республики к активизации переговоров о присоединении к другому нефтепроводному проекту Баку - Тбилиси - Джейхан. И в этом случае порт Курык имеет все шансы стать нашим морским "окном в Средиземноморье".

В пользу этого решения говорят несколько факторов. Это, во-первых, географическая близость к Кашаганскому месторождению и к азербайджанскому терминалу Самгател, напрямую соединенному с нефтепроводом БТД. Во-вторых, идеальные метеоусловия, ведь именно в Курыке укрываются корабли Актауского порта во время бурь. Кроме того, последние изыскания нефтяников говорят о том, что республика и ее партнеры в Северо-Каспийском проекте значительно раньше выйдут на прогнозные показатели объемов добычи нефти.

- До сих пор мы руководствовались условиями, что к 2016 году необходимо повысить мощность транзита нефти до 38 млн тонн в год, - пояснил президент АО "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин. - Ранее обсуждался вопрос перевалки 27 млн тонн нефти силами Актауского порта и оставшихся объемов через порт Курык. Но в соответствии с заявленными объемами "Agip KCO" уже к 2010 году планирует транспортировать морским путем около 10 млн тонн.

Добытую нефть предлагается транспортировать в танкерах. Причем предпочтение, видимо, будет отдано судам большой грузоподъемности. Узакбай Карабалин привел данные, свидетельствующие о том, что с ростом водоизмещения танкера снижается себестоимость морского транзита нефти.

- Сейчас мы возим нефть танкерами грузоподъемностью в 6,5 тыс. тонн по 3,94 доллара за тонну, - рассказал президент "КазМунайГаза". - Если мощность танкера составляет 12 тыс. тонн, цена снизится до 3,63 доллара за тонну, а если станем возить танкерами по 60 тыс. тонн - до 2,76 доллара за тонну нефти. Есть расчеты: со снижением тарифа на один доллар мы в целом по всему месторождению выигрываем 841 млн долларов.

Цифры убеждают. Но есть и еще одна проблема: ни казахстанские, ни азербайджанские порты не приспособлены к швартовке судов такого водоизмещения. Впрочем, нефтяники предлагают решить и эту проблему. Слив нефти из танкера в терминал будет осуществляться по специальному "выносному причальному устройству" - трубе, вынесенной в море на десятки километров от терминала.

Однако, согласившись на проект расширения порта Курык и "утяжеление" танкерной флотилии, правительству придется решать и массу других проблем. Так, по мнению вице-министра транспорта и коммуникаций Талгата Абылгазина, танкеры такого водоизмещения невозможно привезти в страну частями. Выход один - строить верфи. Но это повлечет за собой огромные затраты, тогда как потребности страны достаточно скромные - необходимо лишь пять танкеров вместимостью в 60 тысяч тонн.

В то же время вопрос о расширении соседнего порта Актау не утратил своей актуальности. Во-первых, потому, что именно отсюда пойдут танкеры, груженные нефтью Тюб-Карагана. Во-вторых, потому, что даже без учета нефти порт сегодня работает на пределе своей проектной мощности.

Выслушав участников совещания, премьер поручил разработать технико-экономическое обоснование проектов и внести их на заседание республиканской бюджетной комиссии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ