Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О некоторых итогах киевской встречи участников переговорного процесса по приднестровскому урегулированию

В результате настойчивых усилий России, Украины и ОБСЕ, являющихся сопосредниками в переговорах между Республикой Молдова и Приднестровьем по приднестровской проблеме, 2-3 июля с.г. в Киеве после десятимесячного перерыва состоялась полномасштабная (в пятистороннем формате) встреча на уровне политических экспертов, которая означала  возобновление переговорного процесса по урегулированию взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем.

Делегации на переговорах возглавляли: от Молдавии - представитель президента по приднестровскому урегулированию В.В.Стурза; от Приднестровья – глава внешнеполитического ведомства Приднестровья В.А.Лицкай; от России – посол по особым поручениям А.С.Новожилов; от Украины – представитель президента по урегулированию приднестровской проблемы, посол Украины в Республике Молдова П.Ф.Чалый, от ОБСЕ – представитель действующего председателя ОБСЕ М.Курту и глава миссии ОБСЕ в Кишиневе Д.Суорц.

При этом следует отметить, что отныне подобные встречи, начиная с киевской, станут регулярными и будут именоваться заседаниями «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Такое предложение было выдвинуто сопосредниками еще в феврале 2002 года в Братиславе, однако только в Киеве их официальное обращение по этому вопросу к Кишиневу и Тирасполю было подписано представителем молдавской стороны (приднестровцы подписали его ранее).

Одним из вопросов повестки дня заседания политических экспертов было рассмотрение проекта документа об урегулировании отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, представленного сопосредником от ОБСЕ Д.Суорцем.

В отличие от других документов по урегулированию этот проект впервые содержит положение о возможности федеративного устройства Республики Молдова, что было положительно воспринято всеми участниками переговоров.

Затем, поскольку приднестровская делегация сослалась на необходимость более детального и глубокого изучения представленного проекта, было решено, что его обсуждение будет продолжено на следующей встрече, которая должна состояться в августе с.г. в Кишиневе. Участники заседания признали также целесообразным продолжить переговоры отраслевых экспертов Республики Молдова и Приднестровья, на которых будут рассматриваться вопросы развития сотрудничества и координации действий в области экономики, торговли, культуры, образования и в других сферах.

Немаловажно и то, что молдаване и приднестровцы отказались от своих предварительных условий для возобновления и продолжения переговоров по урегулированию. Как известно, до последнего времени молдавская сторона условиями своего участия в дальнейших переговорах ставила – свободный доступ в Приднестровье представителей ОБСЕ, установление совместных таможенных постов на приднестровском участке молдавско-украинской границы, возобновление вывоза российского военного имущества из Приднестровского региона. Тирасполь в ответ требовал прекратить осуществляемую, по его мнению, экономическую блокаду Приднестровья.

В Киеве делегации Кишинева и Тирасполя заявили, кроме того, что все ранее достигнутые договоренности, включая положения Московского меморандума от 8 мая 1997 года и Одесских соглашений от 20 марта 1998 года, будут сохранять свою силу. В протоколе заседания Постоянного совещания было также записано, что стороны будут «воздерживаться от шагов, препятствующих продвижению переговорного процесса».

Эти обязательства Молдавии и Приднестровья можно рассматривать как весьма значимый итог прошедших переговоров.

Судя по высказываниям участников переговоров в Киеве, результаты оцениваются ими весьма положительно. Так, выступая на пресс-конференции, организованной в Тирасполе 5 июля по итогам встречи, руководитель внешнеполитического ведомства Приднестровья В.А.Лицкай дал высокую оценку проекту соглашения. Но однако самой важной для приднестровцев, как он заявил, является первая статья, где говорится о федерализации Республики Молдова. Документ, по его словам, является рамочным и наполнение этого термина во многом будет зависеть от договаривающихся сторон. Реакция Кишинева была более сдержанной. Представитель президента Молдавии В.В.Стурза сказал, что «предложения, которые нам (участникам переговоров) были представлены, мы считаем очень серьезными, они дают возможность … и в Кишиневе, и в Тирасполе найти разрешение проблемы». Вместе с тем, не все в Молдавии восприняли итоги переговоров в Киеве однозначно. Если «Альянс Брагиша» во главе с бывшим премьер-министром (имеют вторую по значимости фракцию в молдавском парламенте) в принципе одобрил идею федерализации, также как и партия социалистов Молдовы, то представители крайне правых националистических кругов и молдавские социал-демократы заявили о неприемлемости для них федеративного устройства страны. Лидер социал-демократической партии О.Нантой даже высказался в том плане, что «киевская инициатива законсервирует сепаратистский режим на левом берегу и положит начало транснистризации правого берега» (в молдавском и других западных языках Приднестровье носит название Транснистрия).

По этому, как представляется, пройдет еще немало времени пока позиции сторон по основным параметрам политического устройства будущего государства будут приведены к общему знаменателю. Сегодня же в Республике Молдова федерализация страны понимается как возможность образования т.н. государственно-территориальных образований, обязательное подчинение этих субъектов федерации центру, в Приднестровье, со своей стороны, считают, что субъекты федерации должны быть полностью равноправны.


Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ