Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молдавия обдумывает урегулирование по-киевски

26.05.2005. Время новостей

Наталья Приходко

Инициативой Виктора Ющенко недовольны все

Вчера молдавские парламентарии обсудили план урегулирования в Приднестровье, предложенный 17 мая в Виннице президентом Украины Виктором Ющенко. Представители практически всех политических течений Молдавии сошлись на том, что "документ нуждается в серьезной доработке". Однако лидер фракции Демократической партии Дмитрий Дьяков предупредил: "Мы предложили России разработать план, а потом отклонили его, предложили Украине, и что, теперь снова отклонять? Так мы останемся без международной поддержки в приднестровском урегулировании".

Напомним, что осенью 2003 года Кишинев внезапно отказался подписать инициированный им же меморандум о приднестровском урегулировании, подготовленный Дмитрием Козаком, который был тогда заместителем главы администрации президента России. Предполагаемая поездка Владимира Путина в Молдавию лишилась смысла, и мир в Приднестровье вновь стал делом неопределенного будущего.

Депутат от правящей Партии коммунистов Виктор Степанюк видит в инициативе Киева путь к узакониванию правительства в Тирасполе, которое в Молдавии называют "бандитским режимом". И коммунист г-н Степанюк, и лидер правой Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка разочарованы отсутствием в украинском плане пункта о выводе российских войск из Приднестровья.

По мнению Юрия Рошки, для урегулирования конфликта Украине, прежде всего, необходимо обеспечить надлежащий контроль на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Как сообщил министр объединения Молдавии Василий Шова, до 10 июля предполагается открыть пять совместных таможенных постов Украины и Молдавии, в том числе два - на приднестровском участке. Кишинев несколько лет добивался создания этих постов, призванных блокировать внешнеэкономическую деятельность приднестровцев на украинском направлении. Молдавское направление было закрыто для непризнанной Приднестровской молдавской республики (ПМР) с 1 сентября 2001 года, чтобы вынудить Тирасполь принять нужный Молдавии статус Приднестровья.

По замыслу Киева на первом этапе урегулирования не позднее июля 2005 года молдавский парламент должен принять закон об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова, «который юридически закрепляет ранее достигнутые согласованные положения особого статуса Приднестровья». Однако никаких согласованных положений на сегодня не существует - Кишинев прекратил переговоры с Тирасполем год назад.

По плану Киева в качестве следующего шага не позднее октября-ноября 2005 года должны быть проведены досрочные выборы в приднестровский Верховный совет под контролем специальной международной комиссии. После этого депутаты новоизбранного парламента совместно с молдавскими законодателями сформируют парламентскую комиссию для разработки закона об особом статусе Приднестровья. Одновременно стороны совместно с посредниками, при содействии США и ЕС, подготовят договор о гарантиях исполнения данного закона между Республикой Молдова и другими участниками урегулирования - Россией, Украиной и ОБСЕ.

Как заметил представитель Либеральной партии Молдавии Дорин Киртоакэ, Россия может и не подписать этот договор, блокировав закон о статусе Приднестровья, но этот вариант киевским планом не предусмотрен. Если же все пойдет, как задумано, то на третьем этапе Верховный совет примет конституцию Приднестровья, которая «после принятия закона об особом правовом статусе будет соответствовать конституции Республики Молдова».

По мнению приднестровских политиков, желание их кишиневских коллег решить приднестровский вопрос в рамках конституции молдавского государства неправомерно. С точки зрения Приднестровья Республика Молдова в момент своего провозглашения в августе 1991 года не была территориально целостной. Ведь к тому времени уже существовала ПМР, образованная в соответствии с существовавшими в тот период законами в сентябре 1990 года. "Мы считаем, что общее государство - будущая молдавская федерация или конфедерация - должно состоять из двух субъектов - Приднестровья и Молдавии, которые будут иметь высокую степень самостоятельности. В противном случае мы будем продолжать наши усилия по международному признанию Приднестровья как независимого государства", - заявил вчера председатель Верховного совета ПМР Григорий Маракуца.

На реализацию плана Киева отводится полтора года. Но в действительности достаточно двух месяцев, отведенных молдавскому парламенту на утверждение положений приднестровского статуса. Как пояснил министр Василий Шова, закон о статусе не обязательно должен быть подготовлен в обозначенные Киевом сроки, которые служат лишь ориентиром.

Вместо выработки Молдавией и Приднестровьем совместных компромиссных решений одна из сторон конфликта при поддержке международного сообщества фактически принимает базовый закон по урегулированию в одностороннем порядке. Как указал министр юстиции ПМР Виктор Балала, после одностороннего принятия молдавским парламентом закона о статусе Приднестровья, урегулирование, которым занимается сейчас международное сообщество, «станет внутренним делом Молдавии». Министр опасается, что за проведением выборов в Верховный совет по законам Молдавии последует «зачистка Приднестровья от элементов, которые нелегитимны с точки зрения молдавских законов».

Однако известный молдавский политолог Виктор Жосу не согласен с такой трактовкой. В беседе он назвал киевский план "системой компромиссов". На взгляд политолога, благодаря плану Киева, "Кишинев сможет обозначить свое видение приднестровского урегулирования, а Тирасполь - придать законность в глазах мировой общественности приднестровскому Верховному совету". Как заметил один из лидеров блока «Патрия-Родина» Валентин Крылов, "Киев хочет вовлечь стороны в переговорный процесс, а однобокость его плана, вероятно, объясняется неопытностью нынешнего украинского руководства".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ