Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Азербайджан – 2004: парадокс социально-экономического развития»

Фатима Теучеж

По итогам социально-экономического развития Азербайджана за 2004 год руководство республики оценило его результат как успешный. Со слов президента и премьер-министра страны, были выполнены все поставленные перед правительством социально-экономические задачи, а также преобладал значительный рост во всех сферах экономики. Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что в 2004 году наблюдалось развитие в социальных вопросах, открытии новых рабочих мест, инфраструктуре и внешней политике. Согласно заявлению премьер-министра республики Артура Расизаде, ВВП вырос на 10,2% по сравнению с 2003 годом, а в ненефтяном секторе рост составил 13,9%.Кроме того, в отчетный год значительно вырос приток инвестиций в республику, что стало одной из причин роста основных банковских показателей республики за год. Однако представители оппозиции не считают экономическую политику правительства страны сбалансированной, подчеркивая частичный характер развития промышленности, низкие темпы развития сельского хозяйства и сферы обслуживания, неправильное расходование средств Нефтяного фонда, продолжающийся кризис в энергетической системе Азербайджана. Итак, каковы же итоги социально-экономического развития Азербайджана за 2004 год?

В 2004 году в социально-экономическом развитии Азербайджана в целом преобладали позитивные тенденции, хотя, несмотря на старания правительства страны, в социальной жизни азербайджанского народа особых успехов достигнуто не было. Действительно, согласно официальным источникам, по итогам 2004 года объем ВВП страны превысил 41,87 трлн. манатов (8, 52 млрд. долл. по среднему обменному курсу за год в 4913,6 AzM/USD), что на 10,2% выше объемов ВВП 2003 года. По данным Госкомстата республики, доля промышленности в общем объеме ВВП составила 38,1%, строительного сектора - 13%, сельского хозяйства – 11,4%, транспорте - 7%, в секторе связи - 2,5%, в оптовой и розничной торговле - 7,6%, в секторе социальных услуг - 12,5%. При этом, согласно данным министерства финансов республики, по итогам 2004 года доля частного сектора в экономике Азербайджана составила 74%, увеличившись на 0,7% по сравнению с 2003 годом. Соответственно, доля государственного сектора сократилась до 26%.

Со слов премьер-министра Азербайджана Артура Расизаде, в 2004 году во всех сферах производства наблюдался динамичный рост. Так, рост промышленного производства составил 5,7% и был стимулирован за счет высоких темпов прироста производства в металлургии и производстве готовых металлических изделий (78%), а в ненефтяном секторе - 14,3%, в сельском хозяйстве - 4,6%, в других сферах - связь, транспорт, услуги и прочее - от 7% до 36%. В целом, в промышленном секторе было произведено продукции на 28 835,0 млрд. манатов, из которых 48,8% пришлось на долю добывающей промышленности, что больше на 2,3% в сравнении 2003 годом, 43,6% - перерабатывающего сектора (10,2%), 7,6% - производственного сектора электроэнергии и воды и их распределения (2,3%).

По данным Госкомстата республики, в 2004 году в строительный сектор было направлено 24,2 трлн. манатов, из которых 91% пришлось на долю производственных объектов, причемна нефтяной сектор направлено средств в 3 раза больше, чем на ненефтяной. Согласно заявлению министра сельского хозяйства Ислама Ибрагимова, в последнее время особое внимание проявляется к ненефтяному сектору Азербайджана, что сказалось на росте сельскохозяйственного производства. По данным Статкомитета СНГ, по сравнению с 2003 годом в отчетный период его объем увеличился следующим образом: зерновых культур - на 5%,картофеля – на 21% , овощей – 3%. Успехи в скотоводстве были незначительными.

Незначительный рост также наблюдался в нефтяной сфере и сфере электроэнергетики. Так, согласно официальным источникам, в 2004 году объем добычи нефти составил 15,5 млн. тонн, превысив показатель 2003 года на 1,1%, а производство электроэнергии - 21,4 млрд. кВт/ч., что больше аналогичного показателя предыдущего года на 1,5%. При этом объем добычи газа снизился на 4% до 4,9 млрд. куб. метров. В отчетном году Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) было добыто 8 млн. 976,4 тыс. тонн нефти, что на 0,6% больше, чем в 2003 году. Рост мировых цен на нефть обусловили и рост производства в республике, и увеличение физических объемов поставок продукции топливной отрасли на экспорт. Так, в январе – ноябре 2004 года экспорт продуктов переработки нефти из Азербайджана, по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, возрос на 35%, причем и на сегодняшний день продолжает сохраняться тенденция превышения экспорта физических объемов сырой нефти над экспортом продуктов ее переработки в другие страны мира. В отчетный период в Азербайджане это превышение составило в 4,2 раза. Кроме того, по данным пресс-службы ГНКАР, в 2004 году по нефтепроводу Баку-Новороссийск было экспортировано более 2,5 млн. тонн азербайджанской сырой нефти.

Что касается ВВП на душу населения, то, согласно данным Госкомстата Азербайджана,к 1 января 2005 года этот макроэкономический показатель увеличился по сравнению с 2003 годом на 9,2% и был равен 5114,8 тыс. манатов (1041 долл.). При этом индекс дефлятора ВВП за 2004 год составил 6,4% против 4% за 2003 год.Очевидно, значительный рост этого показателя обусловлен мировым ослаблением американской валюты. Кроме того, по заявлению премьер-министра страны Артура Расизаде, в 2004 году наблюдался значительный рост денежных доходов на душу населения, составивший 18,9%, превысив на 2,8% годовой уровень инфляции.

В целом, объем располагаемых денежных доходов достиг 28,6 трлн. манатов. При этом, согласно данным Статкомитета СНГ, денежные доходы населения Азербайджана выросли на 20,7% по сравнению с 2003 годом. Средняя заработная плата выросла на 26,2% и составила более 483 тыс. манатов, минимальная зарплата - 100 тыс. манатов. Что касается пенсий и пособий, то они выросли на 18,5%.К тому же, по официальным данным, было создано 150 тысяч новых pабочих мест, а число безpаботных в стране, по данным Статкомитета СНГ, составило около 400 тыс. человек или 10,7% численности экономически активного населения страны. В отчетный год, согласно данным Статкомитета СНГ, наблюдался рост объемов розничного товарооборота на 21,8% в текущих ценах.

Однако рост доходов населения привел к ускорению темпов роста потребительских цен на товары и платные услуги в Азербайджане, который по сравнению с 2003 г. составил 11,3%, причем на продовольственные товары – 3,7%, а непродовольственные товары – 4,3%, на платные услуги – 5,7%. Согласно данным главы Госкомстата Азеpбайджана Аpифа Велиева, в 2004 году инфляция составила 10,4%, хотя, по независимым наблюдениям, этот показатель не меньше 17%.

На 1 января 2005 года в Азербайджане функционировало 44 банка, в том числе 15 банковсиностранным капиталом; 5 банков, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, и 9 банков, доля иностранного капитала в которых менее 50%. В Азербайджанетакже функционирует один филиалбанка-нерезидента, насчитывается 350 филиалов кредитных организаций. По данным премьер-министра республики Артура Расизаде, в 2004 году активы банков страны выросли на 58%, их собственные капиталы - на 21%, общие кредитные ресурсы - на 47%, а вклады населения в банках - на 60%.Валютные резервы Национального банка республики составили 875 млн. долл., что на 26% больше, чем в 2003 году. Общие валютные резервы с учетом запасов Нефтяного фонда составили 1 млрд. 845 млн. долл., причем их рост достиг 22,3%.

Согласно данным Национального банка Азербайджана, по состоянию на 1 января 2005 года, фактический уставный капитал банков Азербайджана составил 1051 млрд. манатов при годичном росте в 41,3%. При этом доля госбанков в общем объеме уставного капитала составила 13%, а частных банков – 87%. В отчетном годунаблюдался рост основных балансовых показателей банков. Так, за 2004 год депозиты и вклады выросли на 67,9% и составили 5126,3 млрд. манатов, причем удельный вес манатных депозитов и вкладов в банках составил 20,1%, а валютных - 79,9%, что свидетельствует о слабом доверии населения к национальной валюте. Размещенные в банках вклады физических лиц выросли на 60% и составили 2015,6 млрд. манатов, а депозиты физических лиц на 73,5%, достигнув 3110,7 млрд. манатов.По итогам 2004 года общего объема кредитования составил 4941,02 млрд. манатов, причем доля кредитов в манатах составили 36,1%, а в валюте – 63,9%. За отчетный период двумя государственными банками было выдано кредитов на 2265,167 млрд. манатов, а частными банками - на 7,141 млрд. манатов меньше. Кредитный портфель банков с иностранным участием составлял 762,9 млрд. манатов, включая 104,3 млрд манатов кредитов полностью иностранных банков. Небанковскими кредитными организациями было выдано 417,831 млрд. манатов кредитов, что больше на 12,5% по сравнению с 2003 годом.

Однако в 2004 году в банковской сфере наблюдались и негативные тенденции, а именно убыточность депозитных вкладов. По данным Национального банка страны, почти все вкладчики азербайджанских банков в 2004 году потерпели убытки, причем независимо от выбранной валюты доходность вкладов не успевала за инфляцией. Реальная доходность более половины всех вкладов, которые находятся в двух государственных банках, составила менее (-2.0)% т.е. убыток в более чем 2% от накоплений. При этом самой неудачно выборной для хранения сбережений в банках Азербайджана стала американская валюта, которая в течение 2004 года ослабла по отношению к манату на 0,42%, а менее уязвимой оказалось единая европейская валюта (EURO), окрепшая за отчетный год по отношению к манату на 7%. Исходя из официального уровня инфляции, покупательская способность наличных EURO снизилась на 3,5%, а наличных долларовых - на 10,8%.

Увеличению объемов денежной массы в Азербайджане и активизации банковского сектораспособствовал динамичный рост инвестиций в республике, причем темпы роста инвестиций, которые по данным Статкомитета СНГ составили 36% по сравнению с 2003 годом, значительно опережали рост промышленного производства, а основным средством финансирования инвестиций оставались внебюджетные источники. Доля внебюджетных источников инвестиций в основной капитал, согласно данным Статкомитета СНГ, составила 98%.

В 2004 году в Азербайджане наблюдался рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), составивших 4,4 млрд. долл., превысив аналогичный показатель 2003 года на 30%. По уровню инвестиций на душу населения Азербайджан занимает первое место среди стран СНГ. Объем инвестиций на душу населения в стране вырос с 490 долл. до 659 долл. Согласно данным премьер-министра республики Артура Расизаде, в 2004 году из всех источников в экономику было направлено 5,4 млрд. долл., что больше на 27,3% по сравнению с предыдущим годом. При этом, по словам начальника департамента статистики Национального банка Азербайджана Рауф Микаилзаде, ПИИ в ненефтяной сектор составили 103 млн. долл., увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с 2003 годом.

В 2004 году значительная сумма (1,6 млрд. долл.) была инвестирована в Азербайджан компанией British Petroleum (BP). Только 22,4% из этой суммы достались компаниям с азербайджанским капиталом, среди которых 83 государственных организаций, 29 совместных предприятий и 245 предприятий малого и среднего бизнеса. По информации пресс-службы компании BP, в отчетном году компанией было инвестировано в социальную сферу Азербайджана в рамках проекта «Азери» 1,8 млн. долл., в рамках проекта трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Южно-Кавказский трубопровод (ЮКТ) - 5,4 млн. долл., в других районах страны - 900 тыс. долл.,в рамках проекта «Азери» - «Чираг» - «Гюнешли» - 200 тыс. долл., а по проекту разработки и добычи "Шахдениз" - 600 тыс. долл.

Социальные приоритеты доминировали и при распределении доходов государственного бюджета республики, где также преобладали позитивные тенденции. Согласно информации премьер-министра Азербайджана Артур Расизаде, государственный бюджет впервые был выполнен без дефицита. Доходы бюджета возросли на 24,6%, причем свыше 1 трлн. 301,5 млрд. манатов (265 млн. долл.) таможенных сборов и пошлин поступили в бюджет страны в 2004 году, выполнив бюджетный прогноз на 108,5%. В отчетный период 56,4% бюджета было использовано на социальные нужды. На улучшение условий жизни беженцев было затрачено более 300 млрд. манатов, что на 13% больше, чем в 2003 году. Кроме того, наблюдался значительный рост расходов на оборонные целив более чем на 30%.

Согласно данным официальных источников, в 2004 году позитивные тенденции преобладали и во внешнеэкономических процессах Азербайджана. Так, по данным премьер-министра республики Артура Расизаде, внешнеторговый оборот страны в отчетном году вырос на 39,5%по сравнению с 2003 годом и достиг 7,1 млрд. долларов. Согласно данным Госкомстата республики, доля экспортных операций в общем объеме внешнеторгового оборота страны достигла 50,9%, а импортных операций – 49,1%, причем объем экспорта вырос на 1 млрд. долларов. В отчетный год было обеспечено положительное сальдо торгового баланса на сумму 110 млн. долл. При этом доля ненефтяного сектора выросла с 14% до 19%. Тем не менее, 81% экспорта Азербайджана приходится на нефтяной сектор, развитие которого и обусловливаетуспехи социально-экономического развития страны.

В 2004 году Азербайджан установил торговые связи со 119 странами мира, что на 4% меньше чем в 2003 году. По данным Госкомстата страны, 42,4% экспортно-импортных операций было осуществлено с Европейским Союзом, 25,5% - со странами СНГ, а 32,1% - с другими партнерами. При этом более 80% проведенных торговых операций было осуществлено с Италией, Россией, Соединенным Королевством, Турцией, Израилем, Туркменистаном, Казахстаном, Германией, Грузией, Ираном, Украиной, Китаем, Францией, Нидерландами, США и Индонезией.

Кроме того, правительство Азербайджана оценивает позитивно свою политику в отношении макроэкономического показателя внешнего долга государства на душу населения. По итогам 2004 года, согласно словам министра финансов Авеза Алекберова, в республике внешний долг государства на душу населения составляет 182 долл., что в 7 раз меньше чем в Казахстане, в 4,5 раза меньше российского показателя и в 2,3 раза меньше чем в Грузии. В целом, согласно официальным источникам, внешний долг Азербайджана по кредитам составляет 1 млрд. 515 млн. долл. или 19,6% ВВП страны. При этом валютные запасы республики на 257 млн. долл. превышают его внешний долг, что свидетельствует, по мнению правительства страны, о росте экономической мощи Азербайджана.

Однако по итогам 2004 года рост экономической мощи страны не привел к разрешению проблем социальной сферы, существующие на данный момент в республике. К таким проблемам относятся и значительный процент теневой экономики, и коррупция в стране, но, а самое главное, высокий уровень бедности азербайджанского населения.

По данным Госкомстата Азербайджана, ежегодный объем теневой экономики в Азербайджане составляет порядка 18 - 20% от ВВП страны. По словам экспертов, основными причинами развития теневой экономики в республике являются деятельность незарегистрированных производителей, неучтенные объемы производства и услуг путем укрытия от налогообложения. В течение 2004 года было арестовано 29 человек, по фактам уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах, подготовке, реализации и использовании фальшивой документации, продаже и хранения товаров без маркирования акцизными марками или же с использованием фальшивых акцизных марок, по фактам присвоения чужого имущества путем мошенничества. Согласно официальным данным, из общей суммы ущерба по завершенным уголовным делам в период первичного расследования было выплачено 19 254 млрд. манатов, что в 10,5 раз больше по сравнению с 2003 годом.

Кроме того, за 2004 год не произошло позитивных изменений в сфере борьбы с коррупцией. Согласно ежегодному отчету международной организации «Transparency International», Азербайджан занимает 140место среди 146 стран и остается одним из самых коррумпированных государств мира, несмотря на то, что в 2004 году парламент страны принял новый закон о борьбе с коррупцией, который определяет ответственность госчиновников за коррупцию и субъекты коррупции. Однако, хотя закон нашел поддержку общественности, данный документ не гарантирует предоставление госчиновниками данных о собственности и доходах. В последнее время, согласно отчету, в республике обвинения в коррупции использовались регионально-этническими группировками с целью манипуляций и оказания давления на представителей органов власти.

Что касается показателя уровня бедности в стране, со слов менеджера программы Европейского Союза (ЕС) по странам Кавказа и Средней Азии Хоакин Сильвы Родригеса, 43% населения Азербайджана живут за чертой бедности, что объясняется низким уровнем занятости населения страны. Согласно данным правительства страны, уровень бедности снизился за 2004 год с 45% до 42%, причем это показатель в городах несколько выше, чем в регионах, что связано с миграцией из регионов в города республики. Возможно, незначительное уменьшение уровня бедности обусловлено открытием 167 тысяч рабочих мест, 85% из которых приходится на долю регионов. Тем не менее, безработица и рост инфляции тормозят процесс снижения количества бедного населения республики.

Таким образом, по итогам 2004 года, в Азербайджане сложилась парадоксальная ситуация социально-экономического развития: в стране, богатой нефтяными ресурсами и демонстрирующей динамичный экономический рост, увеличение денежных доходов, успехи банковской сферы, приток инвестиций, положительное сальдо торгового баланса и незначительный показатель внешнего долга на душу населения отсутствует улучшение социального положения подавляющего большинства граждан. Конечно, руководство страны принимает меры с целью решения социальных проблем. Так, создаются комиссии по расследованию причин инфляции, по борьбе с коррупцией, совершенствуется работа налоговых органов и других соответствующих структур с целью сокращения доли теневой экономики. Но этого явно не достаточно.

При этом руководство страны уповает на некие объективные процессы. Оно считает, что дальнейший рост макроэкономических показателей будет способствовать сокращению бедности и повышению минимального уровня жизни. Однако каких-либо реальных тенденций, подтверждающих эту точку зрения пока не имеется. Скорее, наоборот. Если учесть, что объемы инвестиций, особенно иностранных, постоянно растут, и значительная их часть якобы предназначена на социальные нужды, трудно понять, почему в Азербайджане все ещё наблюдается высокий уровень бедности.

Думается, что дело – в другом. Моноотраслевой характер экономики и сосредоточение основных прибылей от экспорта нефти в руках правящего клана делают перспективу улучшения положения населения Азербайджана весьма призрачной, даже в условиях увеличения нефтяных доходов. K тому же, само по себе такое увеличение не ведет к уменьшению безработицы и единственным средством существования значительных масс людей будут оставаться мизерные госдотации и заработки за рубежом, прежде всего, в России. По некоторым оценкам, сейчас здесь проживает более миллиона азербайджанцев. Причем, их денежные переводы своим семьям составляют значительную часть национального дохода Азербайджана, которая не фиксируется официальной статистикой, и видимо, проходит по статье «теневая экономика». В то же время, представляется, что именно эти средства дают основной прирост благосостояния рядовых граждан, а не доходы от экспорта нефти. Одним словом, без радикального изменения экономического курса в направлении диверсификации экономики и без развития экономической кооперации с Россией в несырьевых отраслях ожидать заметного повышения уровня жизни в Азербайджане пока не приходится.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ