Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кабар,
9 июля 2002

По ком звонят колокола

Альберт Богданов

Есть ли в Кыргызстане почва для религиозного экстремизма

Семь арабских бизнесменов из Международной организации "Альвакаф аль-Ислам" присмотрели место для сооружения трех мечетей в Иссык-кульской области. Если, паче чаяния, на каждую не хватит по $40 тысяч, то они еще раскошелятся. А между тем миллионер из Кувейта уже заложил храм в селе Теплоключенка. На спонсорские деньги строят мечеть в городе Кара-Суу. В общем же за 10 лет на 3,5 миллиона мусульман построили 2,5 тысячи мечетей. Значительную часть из них - на пожертвования из тех стран, где официальной религией является ваххабизм или сильные радикальные традиции в исламе.

Парадокс: мечети есть - священников нет.

По свидетельству начальника управления Службы нацбезопасности (СНБ) Ошской области Марата Иманкулова,большинство мул малограмотны. Это же выявила и аттестация: четверть вообще немогут исполнять свои обязанности, а почти 60% должны пройти переаттестацию.Вот почему муллы не решаются вступать в диалог с представителями таких радикальных партий как ХТИ - "Хизбут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия свободы ислама"), "Ваххабиты", "Аль Каеда", разворачивающие свою деятельность в Кыргызстане. Имамы мечетей не только не противоборствуют, а даже из за непонимания потворствуют распространению радикальных исламских идей, считает главный чекист Ошской области, и нужны грамотные кадры.

Пока только Исламский институт на юге страны выпустил первые два десятка богословов. Триста кыргызстанцев учатся в зарубежных исламских заведениях. Еще столько же, а может и больше, на деньги спонсоров из арабских стран выехали за рубеж нелегально, говорят эксперты Госкомиссии по делам религии при правительстве.

РАЙ ДЛЯ МИССИОНЕРОВ

Открытость Кыргызстана привлекает в республику миссионеров со всего мира. В Госкомиссии по делам религий назвали цифру иностранных миссионеров - 885. Это зарегистрированных. А было и немало таких, которые годами работали в республике, и о них никто ничего не знал. Проректор кыргызско- турецкого университета "Манас" Салижан Джигитов считает, что при дефиците идеологии и хлеба насущного, религия в малых дозах - хорошее обезболивающее.

По данным общественного объединения социальной защиты населения уровень бедности в стране 85,6%. При средней по республике зарплате в $23 доход селян в два с лишним раза меньше. Особенно в Ферганской долине. Кроме Кыргызстана, в нее входят территории Таджикистана, Узбекистана. При очень высокой плотности населения на душу приходится менее сотки пашни. Обостряют ситуацию недостаток поливной и питьевой воды, споры из-за угодий, недовольство властями и массовая безработица. Газеты в глубинку не доходят, не в каждом доме есть телевизор, радио. К тому же, здесь проходят самые оживленные наркотрассы и у наркобаронов есть средства подпитать экстремистские настроения.

По данным ЦРУ из тысячи действующих на территории СНГ банд, более сотни - в Центральной Азии. Они имеют разветвленную сеть криминальных организаций, занятых наркотрафиком, продажей людей. Вполне возможно, что их пути не пересекаются, а идут в одном русле с мобильными группами, действующими под знаменами ислама. Кроме партии тахрировцев и "Ваххабитов" спецслужбы полагают, что в стране могут действовать объединения "Товба" ("Покаяние"), "Адолат уюшмаси" ("Общество справедливости"),"Узун сакал" ("Длинная борода"), "Ислам лашкорлора" ("Воины Ислама").Сейчас активизировалась партия "Свободный Уйгурстан", у которой в республике 50 тысяч соплеменников. Есть основания полагать, что она плотно контактирует с китайскими "триадами". Но все они незаметны. Исключение составляет ХТИ.

Тахрировцев вытеснили из Узбекистана. В 1999 году, когда боевики ИДУ вторглись в Кыргызстан, на юге появились листовки, брошюры, книги, аудио- и видеокассеты с объявлениями властям джихада. Мини-типографии обнаруживали не только на юге, в Чуйской области, но и в столице. Хорошо законспирированная, разбитая на пятерки организация сумела привлечь до четырех тысяч молодых людей. В основном безработных селян. ХТИ призывает к строительству в Ферганской долине исламского государства. Для своей пропаганды миссионеры попытались заручиться поддержкой СМИ. Как и в Казахстане, в Кыргызстане журналистам предлагали распространять идеи партии. После нескольких арестов ХТИ перешла к открытым акциям протеста в защиту арестованных. Тем паче, что среди кыргызских парламентариев нашлись такие, кто предлагал легализовать ХТИ. Но нашла коса на камень.

Кыргызы издавна исповедуют умеренный ислам. Скорее придерживаются древних народных обычаев, которые впоследствии вошли в религиозные обряды и правила. Они не приемлют жесткие каноны шариата. Равно как и призывы тахрировцев - "Кто может взять оружие, боритесь оружием. Кто не может - языком и имуществом". В нескольких районах Ошской области прошли сельские сходы, где люди потребовали выселения земляков, которые достали своих односельчан проповедями с призывом к религиозной розни. Только в прошлом году, по словам губернатора области Накена Касиева было возбуждено почти четыре десятка уголовных дел. Однако, законодательство страны очень мягкое, и миссионеры отделывались легким испугом: штрафами или условными наказаниями.

Впервые в этом году миссионеры были серьезно наказаны. Как сообщает агентство "Киргиз-инфо" В Оше завершился судебный процесс над двумя активистами запрещенной в Кыргызстане религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". 42-летний Абдулла Абдурасулов и 25-летний Шавкат Исламбаев осуждены на пять лет каждый по обвинению в разжигании религиозной, национальной, расовой вражды. Дуэт был задержан милицией в момент проведения агитационной работы в городском парке. При обыске на дому у обоих найдены листовки противоправного содержания. Состояли молодые люди в подпольной ячейке "Хизб ут-Тахрира" с 1999-2000 годов За последние месяцы это уже четвертый судебный процесс над членами незарегистрированной религиозной организации.

Ислам на территорию Киргизии пришел в ХП веке. До этого здесь господствовали христианские и буддийские вероученья. Археологи обнаружили немало храмов и других свидетельств христианского влияния. Например, предшественник современного Бишкека - Тасакент или "Город христиан". В находящемся неподалеку Баласагуне напротив соборной мечети стояла христианская церковь. На берегу Иссык-Куля был монастырь. Как полагают ученые, в его развалинах могут покоиться останки святого Матфея, совершавшего паломничество по Великому шелковому пути. Православие осело в горном крае 130 лет назад. Эту дату недавно отметила Среднеазиатская епархия. И за все это время между двумя самыми крупными в республике религиозными конфессиями не было ни одного серьезного столкновения.

Кыргызы веротерпимы. Среди представителей 84 национальностей республики около 80% - мусульмане. Есть католики, протестанты, иудаисты, адвентисты, буддисты, иеговисты, баптисты, евангелисты, поклонники церкви Иисуса и даже запрещенного в стране ученья святого Муна, общества "Белое братство". Есть еще два десятка религиозных направлений. Никто никому не мешает. Разве что в последнее время мусульмане на юге республики стали выражать недовольство, когда правоверные изменяют вере отцов.

ИСЧЕЗАЕТ ЛИНИЯ РАЗДЕЛА

Российский востоковед Роберт Ланда заметил, что фундаменталисты с необыкновенной легкостью взяли старт в Центральной Азии и особенно в Узбекистане. Прагматик Ислам Каримов по началу пошел на контакт с верующими, но быстро понял исходящую от радикального ислама опасность. Он отодвинул святых отцов от государственных дел и был непримирим к радикалам, чем вызвал недовольство на Западе. Американские газеты писали, что нападки на верующих - способ удержать власть. Но взрывы в Ташкенте показали, что Каримов был прав. Особняком стоит Партия исламского возрождения в Таджикистане. Она стала реальной политической силой и в конструктивной оппозиции пока действует цивилизованными методами.

В Кыргызстане взаимоотношения властей и религиозных конфессий складываются своеобразно. Религия здесь является одним из элементов духовного возрождения. До недавнего времени никого не беспокоило, что почти половина мечетей не зарегистрирована, а муллы там малограмотные. Власти опираются, если так можно выразиться, на духовные центры и нередко духовенство используют для формирования общественного мнения. Скажем, святые отцы выступают в командах кандидатов в депутаты парламента. Линия, разделяющая государство и церковь не очень заметна.

Недавно Центр ОБСЕ в Бишкеке и бюро по деминститутам и правам человека этой структуры вкупе с фондом Фридриха Эберта, Госкомиссией по делам религий при правительстве провели в Джалал-Абаде международную конференцию "Свобода вероисповедания и выражения убеждений". Весьма примечательны были высказывания на форуме. Например: государство должно уравновешивать свободу вероисповедания с необходимостью обеспечения... общественного порядка. Были и такие, которые считали: религия не может быть отделена от государства, поскольку она его часть. Каждая точка зрения имеет право на существование. Но есть нюансы.

Государство заинтересовано, чтобы в этой сфере не было эксцессов. Однако, если оно неспособно защитить интересы всех групп граждан, то процесс может пойти по другим каналам. Нынешний политический кризис в Кыргызстане возник из-за повсеместного произвола, беззакония местных властей и даже высоких чиновников. Это уже признак отсутствия государства или доказательство, что система управления порочна. В ней нет механизма общественного взаимодействия и регулирования процессов. Прежде всего, потому, что пресса не смогла обеспечить не только обратную связь и дать возможность властям принимать адекватные решения. Она оказалась непрофессиональна и потому не сумела выполнить главную свою функцию - оперативно снабжать население достоверными сведениями. Она представляла читателям только отдельные факты, но не обобщала, не вскрывала сами явления. В условиях нарастающего кризиса правительство проиграло информационную войну.

ЛЮДИ МЕНЯЮТ ОРИЕНТИРЫ

В бытность СССР все заботы о благе граждан брало на себя государство. В новых условиях каждый беспокоится о себе. Но позиции государства еще сильны, а политики продолжают заверять, что все делается во имя человека и это не стыкуется с реалиями. Скажем, с высоких трибун заявляют, что за год действия программы Комплексные основы развития бедность снижена на 9,6%. А через некоторое время премьер страны заявляет: количество безработных за пять месяцев возросло на 4,6%. Т.е., тех же бедных. Такой разнобой заставляет задуматься. Особенно, когда власти не могут реализовать свои задумки.

Почти десяток указов президента призваны были открыть дорогу малому и среднему бизнесу. В действительности, за год в Киргизстане из 38 тысяч субъектов этой сферы половина ушла в теневой бизнес. Государство на 90% существует за счет налогов, и количество платящих их постоянно сокращается, а долги по зарплате в этом году возросли на 21%.

За десятилетия страна так и не смогла восполнить 52-процентный обвал производства. Выезжали на кредитах, размеры которых, по данных Нацстаткома, приблизились к полутора миллиардам долларов. Но займы не сделали жизнь киргизстанцев лучше. Сейчас для реанимации производства нужны прямые зарубежные инвестиции. И немалые. В советское время республика ежегодно получала на $800 миллионов дотаций. Есть ли у Кыргызстана возможности сейчас получать хотя бы половину?

Воленс-ноленс люди начинают искать выход. Кто находит его в религии, кто в акциях протеста. Чтобы ни говорили политики, но даже самый могущественный род или отдельный человек не смог бы привлечь на свою сторону тысячи людей и держать в напряжении всю страну несколько месяцев, чтобы освободить от судимости депутата Азимбека Бекназарова. И не потому, что демонстранты добивались справедливого решения судьбы одного человека. Все случилось в самый пик социального напряжения в обществе.

ЦЕНА ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

Любой значимый внутренний конфликт в государствах Центральной Азии может принять религиозный характер. Опасность усиливается тем, что в этих странах наиболее распространена классическая форма ислама. Она более восприимчива к тенденции возврата к традиционным исламским ценностям и фундаментализму. При этом агрессивные формы ислама получают распространение среди наиболее бедного населения стран региона.

Такое мнение высказали на организованной ОБСЕ, фондом Фридриха Эберта и Казахстанского института стратегических исследований международной конференции в Алматы. Зам.директора этого института Мурат Лаумулин и главный редактор еженедельника [Континент] Султан Акимбеков считают, что любое противостояние таит наибольшую опасность для Туркмении и Узбекистана. Здесь еще с советских времен сохранилась жесткая система управления всех сторон жизни общества. Снивелировать конфликты могла бы новая светская элита, но она еще не сформировалась, и действия властей очень прямолинейны.

На недавних слушаниях в конгрессе США помощник министра обороны США по международным вопросам Джей-Ди сказал, что главную угрозу безопасности Центральной Азии представляют, прежде всего, социальные и политические проблемы: [Все государства Центральной Азии сталкиваются с одним и тем же вызовом: они должны реформировать институты советской эпохи и одновременно создать возможности для эффективного отражения транснациональных угроз. При этом корреспондент радио "Свобода" подчеркивает: "Экстремизм, получающий подпитку от наркоторговли и ложащийся тяжелым бременем на население, страдающее от нищеты, - вот что действительно препятствует стабильности и безопасности].

В этой ситуации возможна духовная переориентация людей: во имя религиозных целей экстремисты побуждают людей брать в руки оружие. И чем беспомощнее будут попытки властей по экономическому возрождению, считают российские востоковеды Дмитрий Зеленин и Роберт Ланда, тем больше опасности для внутренней стабильности страны. Тем более, что в соседнем Китае набирает силу сепаратистское движение уйгуров, в Узбекистане сеет смуту ИДУ, отряды которого могут вторгнуться в Кыргызстан. Не зря же министр обороны Кыргызстана Эсен Топоев обращает внимание на этот фактор. По его мнению, попытка вторжения банд представляет не военную, а идеологическую угрозу и может нарушить православно-исламский симбиоз в Киргизии. Пока это мощный фактор стабильности.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

В Кыргызстане демократию все эти годы пытались подстроить под советские образцы управления, но общественного регулирования не получилось. Тормозом стало коррумпированное чиновничество, а также витающие в обществе идеи трайболизма. Недавно в ТВ передаче вице-премьер Джоомарт Оторбаев сказал, что большинство постановлений правительства на местах просто игнорируют. Может и потому, что составлены они без учета сложившейся системы, когда членами кабинета министров руководит администрация президента.

Рядовому гражданину непонятно, почему несколько указов главы государства о предоставлении благоприятного режима для малого и среднего бизнеса так и не заработали: государство продолжает нещадно давить на этот сектор. Равно как остаются только на бумаге и указы о борьбе с коррупцией. О ней все говорят, но за 10 лет под суд не попал ни один коррупционер.

Страна оказалась в плену у 40-тысячной армии чиновников. Они никак не могут, скорее не хотят, договориться о разблокировании границ. В результате соседние республики оказались закрытыми для киргизских товаров. Их невозможно даже перебросить в другие страны из-за драконовских налогов и пошлин. Решение о создании единого экономического и торгового пространства остаются декларациями. А страдает от этого население: больше половины выращенного в садах и на полях до потребителя не доходит.

Сложилась ситуация, когда население не верит властям, банкам, правоохранительным органам, чиновникам. В стране растут груды взрывоопасного мусора. А Правительство пока не может назвать своим гражданам радикальных мер выхода из экономического тупика. Даже выполнение трехлетней программы борьбы с бедностью пока под вопросом. Нужно получить от доноров два миллиарда долларов. Сумма солидная: почти столько же, сколько назанимали за 10 лет. Проект программы передан донорским организациям.

В данных условиях религиозные фанатики могли бы разыграть свою карту и вовлечь народ в междоусобицу. И в дальнейшем, чем беспомощнее будут действовать власти в подъеме экономики, тем больше вероятность, что люди попадут в сети ваххабитов, тахрировцев или других экстремистов. Все будет зависеть от скорости социально-экономических реформ и решительности общества двигаться к демократии. Не зря же спикер Законодательного собрания Абдыганы Эркебаев предупреждает: пожар только притушили и аксыйские события могут продолжиться осенью. Значит, надо срочно менять отправную точку развития страны.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ