Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Превратится ли Карабах в Косово? Нагорный Карабах за неделю

27.06.2005, regnum

Перестрелки, мониторинг и первая помощь пострадавшим. Встреча в Париже. Европейские структуры и нагорно-карабахский конфликт. Выборы в Карабахе.

Перестрелки, мониторинг и первая помощь пострадавшим

Как сообщает бакинская "525-я газета", 21 июня, в 8 часов утра армянские формирования обстреляли позиции азербайджанской армии в районе горы Лаля Илахи Физулинского района. В тот же день, с 20.40 до 20.55, были обстреляны позиции азербайджанской армии в районе села Марзили Агдамского района. Азербайджанская сторона открывала ответный огонь, потерь нет.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха (НК), 22 июня миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на участке северо-западнее населенного пункта Куропаткино Мартунинского района НК. С позиций Армии обороны Карабаха мониторинг осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия), Петер Кии (Великобритания) и Торстен Арен (Швеция). Группу, осуществлявшую наблюдение с азербайджанской стороны, возглавлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспшик. Азербайджанская сторона, в отличие от карабахской, не вывела членов миссии наблюдения на свои передовые позиции, утверждает МИД НК. В ходе мониторинга был зафиксирован одиночный выстрел с азербайджанской стороны в километре от места наблюдения. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК.

Как сообщает "Арминфо", армяне оказали первую помощь пострадавшим от сильного ветра и града азербайджанским пастухам. Как отмечает источник, несколько сотен азербайджанских пастухов ежегодно прибывают из своих родных мест на пастбище Сагареджо (Грузия), где живут все лето в палатках. Однако ночью 19 июня сильный град и ветер не только разорвал в клочья их жилье, но и нанес многим из них телесные повреждения. Прибывшие на место происшествия представители полиции армянонаселенного Ниноцминдского района немедленно доставили пострадавших в городскую больницу, где группа медиков во главе с врачом скорой помощи Кристине Арзуманян оказала им первую медпомощь. У пострадавших в основном зарегистрированы переломы и сотрясения головного мозга. Также пострадал пятилетний ребенок, и врачи опасаются за его зрение. Малыша уже доставили в одну из тбилисских больниц. Для дальнейшего лечения пострадавших азербайджанских пастухов в Джавахк из Тбилиси прибыли сотрудники медицинского центра катастроф.

Встреча в Париже

Как сообщает ИА "Де-Факто", в Париже 17 июня состоялась очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Во встрече, проведенной в рамках Пражского процесса, принимали также участие сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ Стивен Манн (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия). Согласно агентству, министры обсудили вопросы нынешнего этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Агентство отмечает, что накануне встречи Вардан Осканян в интервью радиостанции "Свобода" заявил, что на эту встречу не стоит возлагать особых надежд. При этом он отметил, что основная задача министров заключается в том, чтобы дать "текстовое оформление определенным положительным сдвигам, зафиксированным в ходе встречи президентов Армении и Азербайджана в Варшаве". "Если нам это удастся, то будет обеспечена продолжительность положительной тенденции, зафиксированной в ходе встречи президентов, после чего можно будет обратиться уже к остальным вопросам повестки", - заявил Осканян. Он сообщил, что министрам иностранных дел после варшавской встречи президентов уже даны конкретные указания.

На прошедших 16-18 июня в Париже переговорах на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении появились "новые обнадеживающие и дополнительные перспективы" в рамках процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", 22 июня заявил сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. Общее мнение сопредседателей МГ ОБСЕ таково, что встреча министров Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна прошла "очень позитивно". "Все-таки тот позитивный импульс, который был дан на встрече в Варшаве президентов Азербайджана и Армении, сохраняется... Переговоры будут продолжены в ходе нашего визита в регион, который, очевидно, начнется 10 июля", - подчеркнул дипломат. По словам Мерзлякова, естественно, что на переговорах имели место вопросы, "обсуждения которых проходили сложно". "Далеко не по всем аспектам удалось договориться - иначе, наверное, можно было бы не продолжать переговоры". Отвечая на вопрос, ведется ли работа по составлению определенного документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сопредседатель сказал: "Сейчас ведется работа по выработке основы урегулирования, то есть на какой основе будет составляться документ - что будет ключевыми компонентами. Документ этот будут вырабатывать уже делегации экспертов. Когда будет достигнута принципиальная договоренность, они будут подолгу встречаться, работать вместе", - сказал Мерзляков и отметил, что пока сложно говорить, кто будет возглавлять эти делегации экспертов - спецпредставители президентов или заместители министров. Этот вопрос определят стороны конфликта. Мерзляков прокомментировал и заявления о том, что очередная прямая встреча президентов Армении и Азербайджана состоится в рамках очередного саммита глав государств СНГ в Казани, намеченного на 27 августа. "Не могу сказать со 100-процентной гарантией, поскольку мы должны услышать это от самих президентов во время поездки в регион".

"Позиции Армении и Азербайджана сейчас ближе, чем год назад, однако, нельзя сказать, что полное согласие уже близко, - заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн. - Очень трудно достичь мира, но я верю, что это достижимая цель". (PanARMENIAN.Net).

В беседе с журналистами министр иностранных дел Армении Вардан Осканян сказал, что, хотя в ходе встречи с Эльмаром Мамедъяровым ни один из вопросов не удалось довести до конца, в целом "общие контуры уже виднеются", пишет газета "Азг". Что это за контуры и к каким вопросам они относятся, Осканян не сказал: "Прошу не пытаться выяснять детали. Пока время для этого не настало. Любое уточнение вызовет проблемы и станет поводом для спекуляций. А это мы пытаемся предотвратить. Надеюсь, что мой азербайджанский коллега поступит так же". В целом же, "все вопросы, включая и вопрос миротворческих сил, должны быть решены. Однако сегодня рано еще об этом говорить". По словам министра, пишет газета, рассматриваемые в ходе переговоров вопросы носят пакетный характер: "В пакет включены все задачи, касающиеся урегулирования нагорно-карабахской проблемы, но для Армении первостепенным является вопрос политического статуса Карабаха. Пока не будет в этом вопросе определенности, бессмысленно даже говорить или обсуждать другие элементы урегулирования". В ответ на замечание одного из журналистов об участившихся в последнее время обсуждениях вопроса возвращения приграничных НК территорий, министр сказал: "Очень сомневаюсь в том, что в Армении обсуждается вопрос возвращения территорий. Думаю, что здесь слышатся отзвуки обсуждений в Азербайджане. А позиция Армении неизменна - уточнение политического статуса Карабаха".

Азербайджанская сторона выступила с предложением открыть транспортное сообщение между Нагорным Карабахом и Арменией, которое в настоящее время "серьезно изучается". Об этом, согласно бакинской газете "Эхо", сообщил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Известно, что Армения давно уже выступала за это. Наша позиция такова, что в обмен на открытие коммуникаций Армения должна отказаться от каких-либо территориальных притязаний к Азербайджану. Существующая автотрасса через Лачин, объединяющая Армению с Нагорным Карабахом, должна быть подконтрольна и Азербайджану. Другой автомобильный путь Агдам - Ханкенди (Степанакерт - прим. ИА REGNUM) - Шуша (Шуши - прим. ИА REGNUM) - Лачин - Горис - Сисиан - Шахбуз (Нахчыванская Автономия) должен быть восстановлен и использоваться обеими сторонами. Как известно, через эту трассу можно проезжать далее в Турцию. С моей точки зрения, восстановление этой дороги способно сыграть положительную роль в создании мер доверия между азербайджанцами и армянами Карабаха. Она выгодна обоим народам".

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков в интервью азербайджанскому агентству "АПА" сообщил, что положительно оценивает предложение азербайджанской стороны о возобновлении автодороги Агдам-Степанакерт-Шуши-Лачин-Горис-Нахичеван. "Открытие коммуникаций является важным компонентом урегулирования. Однако, на мой взгляд, он все же вторичен по отношению к другим ключевым вопросам. Пока что нельзя сказать, когда же будет открыта эта дорога, до или после заключения большого мира. Вполне возможно, что какие-то участки могут быть открыты раньше, чем весь маршрут в целом. На последних переговорах министров не было детального обсуждения этого вопроса. Но могу сказать, что речь об открытии коммуникаций ведется".

Газета "168 Жам", рассуждая о предложении Азербайджана восстановить автодорогу Агдам-Степанакерт-Шуши-Лачин-Горис-Нахичеван, отмечает, что данное предложение "идет вразрез элементарной логике", поскольку, по словам азербайджанцев, дорога может быть открыта только тогда, когда армянские войска будут выведены с контролируемых ими территорий и Армения заявит о том, что у нее нет территориальных претензий к Азербайджану. Обратите внимание, пишет газета, от возобновления этой дороги Армения ничего не выигрывает: дорога Агдам-Степанакерт-Лачин-Сисиан прекрасно действует и сегодня и контролируется армянской стороной. "Фактически Азербайджан "великодушно" позволяет нам разблокировать Нахичеван, а взамен от нас же требует уступок".

В переговорном процессе каждая из сторон правомочна говорить о любом вопросе. Однако это вовсе не означает, что предложение, выдвинутое одной из сторон, автоматически входит в повестку, и также не означает, что по этому вопросу есть договоренность, даже предварительная. Так, пишет газета "Еркир", прокомментировал пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян заявление азербайджанской стороны о том, что в ходе встречи между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана с участием сопредседателей МГ ОБСЕ в Париже был обсужден вопрос разблокирования дорог.

"Сегодня бессмысленно говорить о возврате каких-либо территорий, поскольку пока неясна позиция Азербайджана относительно статуса Нагорного Карабаха. Когда мы увидим конструктивную позицию со стороны Азербайджана, мы также будем готовы быть конструктивными", - заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. Как сообщает радио "Свобода", президент отметил, что необходимо решение всех вопросов, в том числе вопросов статуса, безопасности, беженцев и территорий. "Нагорный Карабах готов к обсуждению указанных вопросов". В ответ на вопрос радиостанции президент НКР сказал, что противоречия с властями Армении всегда есть, но это "не стратегические противоречия". "Есть пункты, вокруг которых мы спорим, пытаемся убедить их в правоте нашего мнения, и я считаю, что это нормальный процесс". Относительно возможного возврата "освобожденных территорий" представитель центрального комитета нагорно-карабахского отделения партии "Дашнакцутюн" Гриша Айрапетян заявил радиостанции: "Мы считаем, что Карабах должен иметь свою Конституцию, где будут указаны и эти территории, и любой наш президент должен присягать на этом документе. В обратном случае, жить в Карабахе без этих территорий невозможно". ("Ноян Тапан").

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян сообщил газете "Айоц Ашхар", что сопредседатели Минской группы ОБСЕ намерены 13 июля прибыть в Степанакерт: "Могу предположить, с какими предложениями они прибудут, но не думаю, что это будут какие-то завершенные схемы или окончательные решения. Не думаю, что этот визит будет судьбоносным. Это очередной тур переговорного процесса".

Европейские структуры и нагорно-карабахский конфликт

Как сообщает бакинская "525-я газета", 23 июня в Страсбурге состоялось первое заседание подкомитета по Нагорному Карабаху, созданного Парламентской ассамблеей Совета Европы. В состав подкомитета включены по одному представителю от Армении и Азербайджана, Шаварш Кочарян и АсимМоллазаде. Ранее в ее состав были включены главы делегаций Армении и Азербайджана, Тигран Торосян и Самед Сеидов, и еще 19 человек от различных стран. Членами подкомитета, который призван следить за выполнением резолюции по Карабаху Дэвида Аткинсона, являются также докладчики Мониторингового комитета ПАСЕ по Армении и Азербайджану, Жорж Коломбье (Франция), Ежи Яскерня (Польша), Андреас Гросс (Швейцария) и Андрес Херкель (Эстония), а также сам докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон (Великобритания). Главой подкомитета является британский депутат лорд Расселл Джонстон.

По словам руководителя азербайджанской делегации в ПАСЕ Самеда Сеидова, было принято решение о проведении периодических встреч в рамках подкомитета. Проведение очередной встречи предусмотрено 12 сентября в Париже. "В повестку дня очередной встречи включены 2 вопроса: 1) обнародование позиций стран, входящих в Минскую группу ОБСЕ; 2) заслушивание информации сопредседателей Минской группы ОБСЕ или представляющих их лиц и приглашение их на следующие заседания подкомитета". Сеидов также сказал о том, что на основании информации, заслушанной на заседаниях подкомитета, предусматриваются визиты членов подкомитета в регион. (Day.Az).

Как сообщает ИА REGNUM, в работе назначенного на 12 сентября парижского заседания примут участие сопредседатели МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, посол Владимир Казимиров в своем письме газете "Голос Армении" "в связи с претензией ПАСЕ включиться в процесс карабахского урегулирования" подверг резкой критике решения этой организации, принятые по Карабаху в январе текущего года. "В этих решениях нет должного учета главного - сути и хода карабахского конфликта. Для авторов как беженцы и перемещенные лица, так и оккупация будто с неба свалились. Им было недосуг проследить возникновение этих феноменов", - пишет Владимир Казимиров. По мнению посла, ПАСЕ показала, что слишком плохо знает конфликт, чтобы "влезать" в его урегулирование. При этом, считает Казимиров, решение ПАСЕ в рамках подкомиссии по Нагорному Карабаху периодически заслушивать сообщения представителей парламентских структур о деятельности их правительств в интересах урегулирования этого конфликта - "затея маловразумительная и больше формальная", тогда как у ПАСЕ "есть реальный фронт работ, который пока не освоен ею". Напоминая о том, что Азербайджан и Армения при вступлении в Совет Европы взяли обязательство решить конфликт мирными средствами, Казимиров спрашивает: "Кому, как не ПАСЕ, проследить, как выполняются эти обязательства сторон?" "Соответствуют ли этим обязательствам периодические обострения обстановки на линии соприкосновения сил сторон? Из-за чего там возникают инциденты? Почему стороны не выполняют соглашение об укреплении режима прекращения огня от 6 февраля 1995 г.? Ведь все это гораздо больше связано с обязательствами АР и РА перед СЕ, чем многое из того, за что "хваталась" ПАСЕ". Обращая внимание на "систематическую воинственную кампанию, разжигание военного психоза и ненависти при содействии высоких официальных лиц, а иногда и на высшем уровне", Казимиров пишет, что ПАСЕ слегка коснулась этого в своем решении, но постеснялась поднять это до уровня несовместимости с взятыми перед СЕ обязательствами. "Оба государства втягиваются в гонку военных расходов, похваляясь этим устами высокого и даже высшего руководства. Вяжется ли это с обязательствами перед СЕ? Не пора ли европарламентариям остудить этот пыл? Или будем считать, что это делается для мирного решения конфликта?" Так что реальных, действительно нужных дел у ПАСЕ хватило бы, если не отвлекаться на другое, что, уверен Владимир Казимиров, у нее явно не получится.

Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что с 30 июня по 5 июля состоится очередная ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. 29 июня состоится заседание Политического комитета, на котором, считает газета, будет решено включить доклад Горана Ленмаркера по Нагорному Карабаху в повестку сессии ПА ОБСЕ.

По словам сопредседателя азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Саттара Сафарова, пока нет конкретной информации по поводу вынесения карабахской проблемы на обсуждение ПА ОБСЕ. "29 июня мы постараемся встретиться с Гораном Ленмаркером и выяснить, готов ли его доклад. То он говорит, что его доклад не готов, то утверждает обратное. Если его доклад готов, то он обязательно должен представить его нам для последующего обсуждения. Только после этого можно приступить к дебатам". Согласно бакинской "525-й газете", другой представитель Азербайджана в ПА ОБСЕ, Эльдар Ибрагимов, заявил журналистам, что в докладе Ленмаркера есть моменты, идущие вразрез с интересами Азербайджана.

Командование европейских сил США по поручению Пентагона разработало план по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Как сообщает ИА "Де-Факто", документ предусматривает привлечение к разрешению проблемы мобильных сил, которые могут быть размещены на территории Южного Кавказа. В связи с планом за последние два месяца в столице Азербайджана Баку проведен ряд переговоров между военными экспертами. По словам председателя американского Центра стратегических исследований Марко Прена, одним из сценариев использования мобильных сил США на Южном Кавказе является их привлечение к урегулированию карабахского конфликта. Хотя Прену и не известны авторы разработанного плана, он надеется на то, что "инициатива принадлежит наиболее зрелым представителям Пентагона". Таким образом, исполнение нового плана входит в обязанности военных сил США в Европе. Наряду с этим, ссылаясь на источники в Пентагоне, Прен отметил: "Желанием США не является размещение мобильных сил на территории Южного Кавказа любыми методами. Пентагон не является сторонником драматизации этого вопроса и не стремится к созданию какой-либо базы на территории указанного региона. Важным является предопределение миссии и мандата названных сил".

Бакинская газета "Зеркало" в пространной статье, озаглавленной "Превратится ли Карабах в Косово", выражает озабоченность в связи с видимыми ею "опасными параллелями в урегулировании конфликтов в Косово и Карабахе". Так, отмечая, что понятия "федерация" или "конфедерация" неприемлемы для Азербайджана, газета утверждает, что попытки Армении добиться международного признания "сепаратистского режима в НК", например, "посредством открытия представительств т.н. НКР по всему миру, проведения "парламентских выборов" в НК, печатанием монет и "виз" для туристов", являются частью долгосрочной стратегии, которая близко связана с вопросом выработки окончательного статуса Косово. "Меморандум "Нагорно-Карабахский кризис: Проект урегулирования" (www.armeniaforeignministry.com) представляет собой всеобъемлющий отчет, подготовленный ведущими юридическими фирмами США по заказу армянской стороны. Этот документ изучает конфликт в НК и рассматривает прецеденты урегулирования других конфликтов по всему миру, в том числе и в Косово. В итоге авторы предлагают Армении варианты подходов к урегулированию, которые могут быть использованы для достижения независимости Карабаха". "Зеркало" обращает внимание на то, что так же, как и в случае с Косово, отчет рекомендует создание "переходного периода" в Нагорном Карабахе длительностью от трех до пяти лет, в ходе которого международное сообщество наблюдало бы за действиями руководителей НК в вопросах самоуправления, верховенства законов, уважения национальных меньшинств и т.д.: "Этот процесс предполагает двухфазовый подход. В течение первых 3-5 лет НК будет иметь средний уровень суверенитета. В течение этого периода и Нагорный Карабах, и Азербайджан будут предпринимать шаги в направлении построения мер доверия и выполнения обязательств, касающихся прав человека... По истечении переходного периода международное сообщество, исходя из действий Нагорного Карабаха в этот период фактической независимости в отношении выполнения обязательств по беженцам и защите прав национальных меньшинств, определит, заслужил ли Нагорный Карабах международного признания". Фактически, отмечает газета, отчет рекомендует схожий подход ("стандарты перед статусом"), который использовался в ходе мирного процесса в Косово.

Далее "Зеркало" предупреждает, что армяне не настолько наивны, чтобы освобождать 5, 6 или 7 "оккупированных" территорий вокруг НК, ничего не получив взамен, и указывает на то, что армянская сторона не заинтересована "в возвращении Азербайджану чего-либо, заработанного кровью". Если президент Армении Роберт Кочарян готов согласиться с формулой урегулирования "5+1+1" (поэтапное возвращение семи сопредельных с Нагорным Карабахом районов - прим. ИА REGNUM), несомненно, что он и его команда потребуют взамен что-то важное, обеспокоена газета. "Чего армянская сторона хочет добиться - это гарантий невозобновления войны азербайджанской стороной в обмен на возвращение некоторых оккупированных территорий. Как только пять районов будут возвращены и Азербайджан обязуется (путем подписания международно признанного соглашения) не освобождать оставшиеся территории силой, Армения начнет действия по осуществлению вышеуказанного плана, который предполагает механизм урегулирования по типу Косово". При этом газета утверждает, что Армения сохранит за собой Лачинский и Кельбаджарский районы в качестве "шантажа" и "сепаратисты НК" начнут делать громкие заявления о том, что они с нетерпением ждут возвращения азербайджанцев в Карабах. "Это важная часть, так как карабахским армянам необходимо быть внимательными и не совершать ошибок, способных нарушить процесс "стандарты перед статусом". Поэтому они сделают все для создания нормальных условий для возвращения изгнанного азербайджанского сообщества Карабаха". Из вышесказанного газета делает следующий вывод: "Азербайджан и его граждане должны понимать, что, пока Армения держит под оккупацией семь районов кроме НК, Баку имеет больше легитимности в глазах международного сообщества для освобождения территорий военным путем. Согласившись же с освобождением пяти оккупированных районов в обмен на обязательство не возобновлять войну, Азербайджан лишит себя "военного пути" решения конфликта. Поэтому поэтапный подход с неопределенным будущим статусом Нагорного Карабаха может на самом деле идти вразрез с интересами страны". И в заключение газета призывает к демократии, т.к. "если выборы в Армении пройдут демократичнее, чем в Азербайджане, то не исключена поддержка международным сообществом армянской позиции, что может превратить Карабах в Косово".

Выборы в Карабахе

Как сообщает агентство "А1+", 19 июня в Нагорном Карабахе состоялись выборы в Национальное Собрание (НС) 4-го созыва. По пропорциональным спискам своих кандидатов выдвинули 7 политических сил: блок "Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" - Движение 88", Демократическая партия Арцаха, Коммунистическая партия Арцаха, партия "Свободная Родина", партия "Наш дом - Армения", партия "Социальная справедливость", "За нравственное возрождение" и Арменаканская партия Арцаха. 6 из выдвинутых кандидатов моложе 30 лет, 64 из них - от 30 до 50 лет, 36 - старше 50. 97 кандидатов имеют высшее образование, 5 - средне-специальное, 4 - среднее.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, Центральная избирательная комиссия опубликовала предварительные итоги голосования на выборах в парламент НК 4-го созыва. В целом проголосовало около 78% включенных в списки избирателей. По пропорциональной системе первые три места заняли "Демократическая партия Арцаха" - 37,6% голосов избирателей, партия "Свободная Родина" - 26,7%, блок "АРФ Дашнакцутюн - Движение-88" - 24,4%. Они получат в парламенте соответственно 5 и по 3 места. По 7 из прошедших в парламент по одномандатным округам кандидатов были выдвинуты от "Демократической партии Арцаха" и "Свободной Родины". Остальные 8 - независимые депутаты.

"Армения приветствует очередные выборы, проведенные в Нагорном Карабахе. Тем самым народ Нагорного Карабаха еще раз выражает свою политическую волю к формированию власти, которая несет ответственность за судьбу Нагорного Карабаха и его народа", - заявил на пресс-конференции министр иностранных дел РА Вардан Осканян. По его словам, избранные демократическим путем власти способствуют мирному урегулированию карабахской проблемы, а также решению внутренних социальных проблем. ("А1+").

Отмечая победу правящих сил на парламентских выборах, бакинская газета "Зеркало" пишет: "Если бы армяне Карабаха были более искушенными постановщиками и актерами спектакля "Выборы", то лучшего варианта, чем "победившая революция", для них не могло бы быть. "Непризнанное государство" было бы в центре внимания всей мировой демократической общественности - революции-то нынче в почете".

Как сообщает бакинская "525-я газета", в связи с парламентскими выборами в Нагорном Карабахе Милли Меджлис (ММ) Азербайджана принял обращение к ПАСЕ, в котором указывается, что "проведение "выборов" в условиях "территориального захвата" противоречит принципам международного права и Конституции Азербайджана. Поэтому, отмечено в обращении ММ, эти "выборы" не имеют никакой юридической силы". Особую обеспокоенность, подчеркивается в документе, вызывают сообщения "об участии в "выборах" в качестве "наблюдателей" депутатов парламентов ряда стран-членов СЕ. Это противоречит духу резолюций ПАСЕ по Нагорному Карабаху и является неуважением к этим решениям ассамблеи". В заключение, ММ призывает парламенты европейских стран не допустить участия своих представителей в выборах, "проводимых незаконным сепаратистским режимом".

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Азербайджана приняла заявление, в котором выражается протест против проведения 19 июня "марионеточных парламентских выборов армянскими сепаратистами на оккупированной территории Нагорного Карабаха", передает "Тренд". В заявлении ЦИК говорится о создании Арменией на территории Азербайджана марионеточной организации и неоднократных попытках создать видимость выборов. "Подобные действия армян - это попытка ввести в заблуждение международную общественность, другие страны, сорвать мирные переговоры. По Конституции Азербайджана ни одна социальная группа, организация или лицо не могут присвоить властные полномочия". ЦИК Азербайджана заявил, что "действия "наблюдателей" за "выборами" сепаратистского режима будут расценены как грубейшее нарушение суверенитета Азербайджанского государства и международного права". Центральная избирательная комиссия "считает незаконными марионеточные "выборы", направленные против государственного суверенитета и территориальной целостности, не признает их и призывает международную общественность также не их признавать".

По мнению азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, все заявления МИД, президента, ЦИК Азербайджана по поводу выборов в Нагорном Карабахе не будут иметь абсолютно никакого эффекта на международном уровне. "Что касается существа дела, то сейчас во всем цивилизованном мире принята такая традиция - сочувствовать угнетенным и малым народам. Азербайджанские и армянские власти все эти годы играли в такую игру, что в общественном сознании Европы, Америки сложилась такая картина, что азербайджанцы - это угнетатели. И вот карабахские армяне, которые хотели избавиться от них, сейчас наконец этого добились и уверенно идут по пути демократии. С другой стороны, конечно же, Армения - это копия Азербайджана, такая же коррупция, такой же монополизм, нарушение прав человека. Но они создают себе имидж за рубежом, поскольку тратят деньги на пропагандистскую войну". ("Эхо").

Азербайджанская "Организация освобождения Карабаха" (ООК) выступила с заявлением, выражающим озабоченность "бездействием" азербайджанских властей и международных организаций. Как сообщает газета "Азг" со ссылкой на агентство МРА, в своем заявлении ООК призывает пересмотреть отношения со всеми странами, посылающими на эти "выборы" наблюдателей. "Власти Азербайджана либо должны сами начать войну, либо не мешать сделать это народу".

"Выборы, которые армяне Карабаха проводят в оккупированном нагорно-карабахском регионе Азербайджана, являются незаконными", - заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел Турции Намик Тан. По его словам, "выборы в Нагорном Карабахе, все еще остающемся под оккупацией армян, являются нарушением норм международного права, принципов ООН, ОБСЕ и Совета Европы". Как сообщает ИА REGNUM, Намик Тан утверждает также, что Турция выступает за урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта "путем диалога, в рамках территориальной целостности Азербайджана и в соответствии с основными принципами международного права".

Ход мирного урегулирования карабахского конфликта не должен зависеть от проведения тех или иных выборов в Карабахе. Об этом, сообщает агентство "АРКА", говорится в комментарии департаментаинформации и печати МИД России в связи с прошедшими недавно в Нагорном Карабахе парламентскими выборами. В заявлении, в частности, отмечается, что "Москва последовательно поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана, равно как и другие основополагающие нормы и принципы международного права". "Россия не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства. По нашему убеждению, его будущий статус должен быть определен без применения силы и угрозы силой, только в результате политических переговоров между всеми сторонами в рамках Минского процесса", - говорится в пресс-релизе МИД РФ. В Москве отмечают, что граждане Российской Федерации, выступавшие на выборах в НК в качестве наблюдателей, "находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве". "Что касается России, то в тесном взаимодействии со своими партнерами по сопредседательству Минской группы ОБСЕ она будет и впредь энергично помогать азербайджанцам и армянам как можно скорее выйти на урегулирование конфликта".

В то же время СМИ Армении сообщают о положительных оценках, данных международными наблюдателями парламентским выборам в Нагорном Карабахе. Газета "Амбион" сообщает, что следить за выборами в Арцахе (самоназвание Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) прибыли 132 международных наблюдателя, из коих действительно "международными" были 46. Они представляли США, Францию, Великобританию, Россию, Иран, Израиль, Сербию, Абхазию, Хорватию и Голландию. Остальные представляли армянские провластные, оппозиционные и общественные организации.

Газета "Аравот" сообщает, что, по мнению прибывшего из США сопредседателя Группы международного общественного права и политики Джеймса Хупера, состоявшиеся 19 июня в НК выборы в Национальное Собрание были "свободными, прозрачными и соответствующими международным критериям". "Карабах добился значительного прогресса в деле утверждения стабильной и действенной демократии, если учесть, что политические партии впервые вели борьбу за места в парламенте", - говорится в заключении американских наблюдателей. Члены группы из 6 человек, побывавшие на 37 избирательных участках, отметили, что голосование проходило спокойно, и жалоб на серьезные нарушения не было. Руководитель группы Пол Уильям выразил уверенность, что подобные выборы "несомненно окажут воздействие на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, поскольку и с политической, с и правовой точки зрения для признания права народа на самоопределение необходимо наличие эффективного самоуправления, а эти выборы показали, что Нагорный Карабах сумел создать достаточно продуктивную систему самоуправления". Подводя итоги выборов, американские наблюдатели отметили, что уезжают из страны, в которой демократия действительно имеет будущее.

Прибывшая из России группа наблюдателей, представленных президентом Международной академии наук по вопросам национальной безопасности Валерием Спектором, депутатом Госдумы РФ, членом партии "Яблоко" Виктором Шейнисом и другими, распространила заявление, согласно которому "проведенные в НКР выборы были демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, законными, соответствующими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международными критериям". Российские наблюдатели не выявили существенных нарушений. "Выборы, проведенные в НКР, продемонстрировали непреодолимое желание народа Карабаха укреплять институт демократических выборов, динамично развивать гражданское общество. Российская делегация констатирует, что демократические достижения в НКР очевидны", - говорится в заявлении. По мнению наблюдателей из РФ, для международного сообщества эти выборы станут доказательством того, что Карабах состоялся как государство. "Демократические достижения НКР требуют содействия и признания со стороны цивилизованного международного сообщества, что будет способствовать скорейшему урегулированию конфликта", - говорится в заявлении российских наблюдателей.

Отдельную пресс-конференцию провел депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин. В ситуации, когда страна не признана, очень легко перейти на авторитаризм и жесткие методы руководства, сказал Затулин. Однако, по его словам, выборы 19 июня в очередной раз доказывают, что критерии демократических процессов в Нагорном Карабахе не только не низкие, а, возможно, даже гораздо выше, чем в некоторых соседних государствах, которые его не признают. "Во всяком случае, в Карабахе никому в голову не пришло и вряд ли придет передать власть от отца сыну (нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев - сын Гейдара Алиева, предыдущего главы АР - прим. ИА REGNUM)". Затулин иронично указал и на некоторые "недостатки": "Избирательные участки были оборудованы хуже, чем в США или любой другой стране, где демократия существует 100 лет бок о бок с экономическим процветанием. Не заметил кондиционеров, однако заверенные списки избирателей были вывешены у входа. К сожалению, в России этого не делается. Нам есть чему поучиться у Нагорного Карабаха". По словам Константина Затулина, эта непризнанная страна имеет больше атрибутов государственности, чем многие признанные государства, которые представлены в ООН. "В государстве Туркменбаши никакого выбора нет, однако это признанная страна", - добавил Затулин.

В качестве наблюдателей за выборами следили и члены Центра общественных диалогов и инициатив (ЦОДИ), который является армянским представительством международной ассоциации "Выборы и демократия". В обнародованном заявлении организации говорится: "Избирательный процесс на участках, где мы проводили наблюдение, в целом проходил без серьезных нарушений". И далее: "Нарушения носили в основном организационный характер, в частности, на отдельных участках наблюдались скопления избирателей, отсутствовали необходимые технические условия. Указанные нарушения частично препятствовали нормальному ходу выборов".

Представитель Хельсинкской группы по защите прав человека Марк Альмонд заявил, что были замечены лишь технические недостатки и ни одного нарушения порядка проведения выборов. "Ни рядовые избиратели, ни доверенные лица или наблюдатели не пожаловались на подобные нарушения", - сказал Альмонд. По его словам, процесс регистрации избирателей "был организован лучше, чем в Великобритании". ("Аравот").

Парламентские выборы в Нагорном Карабахе прошли в нормальном русле, без каких-либо серьезных нарушений. Демократичность выборов становится более очевидной в этой непризнанной стране. Об этом агентству "АРКА" заявил представитель Хорватского комитета по правам человека Зоран Пузич. По его словам, активность избирателей демонстрирует желание народа участвовать в созидании своего будущего. "Все политические партии, несмотря на свои различия, демонстрировали понимание важности выборов", - отметил он. "Демократия - это не только выборы. Необходимо укоренение демократических стандартов, особенно в отношениях с беженцами. Наша страна имеет опыт преодоления последствий межнациональной войны. Это очень сложно, но без этого нет мира и демократии".

Председатель ассоциации беженцев Чехии Марина Саркисян в интервью агентству "АРКА" отметила, что, по ее наблюдениям, никто не заставлял карабахских избирателей голосовать против своей воли. Она также подчеркнула активность избирателей и отметила, что наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений.

"Для меня было важно узнать, свободны ли здесь люди, имеют ли они возможность реализовать право свободного выбора. Насчет выборов могу сказать, что все проходило очень свободно, не чувствовалось какой-либо напряженности. А главное, народ верит в важность выборов. В общем, я поняла, что люди в Нагорном Карабахе не боятся задавать вопросы и отвечать на них", - сказала наблюдатель из Чехии Яна Градилкова (неправительственная организация "Беркат"). Наблюдатель из Греции Костис Папаиоанну отметил неподдельный интерес граждан к выборам, стремление защищать свое право свободного волеизъявления. "Считаю, что в Нагорном Карабахе соблюдаются основные свободы и, в частности, свобода слова. Однако нужно развивать их дальше, так как демократия - процесс каждодневный", - сказал греческий наблюдатель. ("Голос Армении").

В интервью корреспонденту ИА REGNUM заместитель министра иностранных дел Южной Осетии, заместитель председателя "Народной партии" Алан Плей, участвовавший в парламентских выборах в Нагорном Карабахе в качестве наблюдателя, заявил, что посетил некоторые избирательные участки, встретился с избирателями, представителями различных партий, членами избирательных комиссий. "Честно говоря, я даже не ожидал, что выборы пройдут столь мирно, так как накал страстей предполагался. Объективно я не зафиксировал каких-либо нарушений", - сказал Алан Плей. Он отметил, что в принципе избирательное законодательство Нагорного Карабаха и Южной Осетии почти одинаковое. "У нас также парламентские выборы проводятся по смешанной системе. Правда, во время прошлогодних выборов в наш парламент страстей при голосовании было побольше. Хочу отметить, что у вас все было спокойнее, правоохранительные органы Нагорного Карабаха работали в нормальном рабочем режиме, никаких, на мой взгляд, отклонений не было".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ