Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сценарии на будущее

26.06.2005. Центр Мизеса

Ярослав Романчук

Экономическую ситуацию в Беларуси можно охарактеризовать, как нестабильное равновесие. Стремительный рост ВВП зафиксирован на фоне самых высоких за последние 20 лет темпов роста мировой экономики, беспрецедентно высоких цен на нефть и газ, металлы и калийные удобрения. В дополнении к этому мы находимся в полосе беспрецедентно дешевых долларов, йен и евро, когда ставки рефинансирования и по долгосрочным облигациям близки к историческому минимуму.

Добавим к этому экзогенному букету российский протекционизм в отношении европейских товаров, традиционные контракты на покупку россиянами белорусских товаров – и получим большую часть рецепта экономического роста РБ. Там будет не всегда. Вернее, так уже больше не будет.

Когда человеку везет, кажется, что никакое зло его не берет, но когда приходит беда, она, как правило, приходит не одна. Белорусские власти не зря так много внимания уделяют пропаганде успехов в экономической политике. Доверие – это ключевой фактор белорусской стабильности. Люди доверяют банкам и хранят там свои деньги. Предприятия верят, что в бюджете ресурсы будут всегда. Минфин считает, что даже если случится ЧП с поступлениями налогов, Нацбанк с денежным печатным станком придет на выручку.

Родители верят, что дети им всегда помогут. Дети рассчитывают, что родители поделятся с ними своей пенсией или скудной зарплатой. Общество считает, что школы, больницы, библиотеки и общественный транспорт в Беларуси будут работать всегда. Мощным стимулятором доверия являются не прекращающиеся стройки: Национальная библиотека, Августовский канал, метро, кольцевая в Минске и т.д. Можно не доверять статистике, но своим глазам люди верят.

Кризис доверия может случиться внезапно. Для этого есть много предпосылок. Очень легко представить себе поистратившихся граждан Беларуси после летних отпусков, когда они захотят пойти в банки и снять немного денег на текущие расходы, в том числе на подготовку детей в школу. В это время банкиры могут еще пребывать на Канарах или Мальдивах. Деньги будут до дна выбраны на финансирование уборки урожая и хронических строек, на пополнение оборотных средств промышленных предприятий. Между интенсивным спросом и резервами может случиться разрыв.

Реакция людей, не получивших свои кровные, может быть непредсказуемой. Вспомнится широкомасштабный обман начала 1990-х и 1997 – 1999. А если картинку десятков вкладчиков, которые хотя бы на день почувствуют себя обманутыми, покажут по ТВ, если об этом заговорят газеты, а П. Прокопович или С. Сидорский с казенными лицами начнут уверять граждан, что все в порядке, с банковской системой может случиться катарсис, т. е. резкое очищение от вкладов. Достаточно несколько сотен людей, нерасторопность системы – и банки начнут складываться, как карточные домики. Вспомним, как подобная паника имела место в Москве, когда даже такой крупный финансовый институт, как «Альфа банк» имел большие проблемы. Против такого развития не может быть застрахован не один банк. Все дело в дефиците доверия: чем он больше, тем большие банки могут закрыться.

Основанием для развития подобного сценария является текущая кредитно-финансовая политика. Государственные банки, которые образуют более 70% всех системы, набрали депозитов у людей. Они обещают им высокие проценты, и одновременно раздают дешевые кредиты госпредприятиям и в проекты, которые зачастую не приносят достаточный объем прибыли. Если их еще подкосит плохой урожай, что вполне вероятно, то им останется только молиться на то, чтобы бог не послал тысячи вкладчиков за своими деньгами одновременно, ибо денег на всех явно не хватит. Даже для того, чтобы подвезти свеженапечатанные рубли из Нацбанка понадобиться время.

Как показали недавние слухи по радиации, белорусское общество без ТВ, радио и газет молниеносно оповещает само себя, предупреждая о всяких напастях и катаклизмах. Если с банками случится прорыв в одном месте, то объяснить людям правду будет очень сложно. В недавнем соцопросе большинство белорусов среди основных характеристик жизни в сегодняшней Беларуси назвали спокойствие. При этом вслед за вроде бы благоприятной картинкой следует тревожное добавление «мы живем, как на вулкане».

Банковский кризис «положит» всю экономику страны. В лучшем случае правительство отделается высокой инфляцией и девальвацией рубля. Тогда прощай зарплата в $250 и пенсия в $110. Даже $150 для работающих будет за счастье. После этого политические перемены станут лишь делом времени.

Искрой, которая может разрушить белорусскую стабильность, может быть любое действие, решение или новость, которая воспринимается активной социальной группой, как обман или резкое ухудшение уровня жизни. Первое – это планируемое введение с 1 августа нового прядка уплаты налогов предпринимателями. Если будет подписан подготовленный указ, то налоговая нагрузка на ИП-шников удвоится. Около 50 тысяч останутся без работы и перед выбором: уехать на заработки за границу или идти на госпредприятие на мизерную зарплату. Если эти люди объединятся, но их вряд ли удастся обдурить так же легко, как весной этого года. Больше кредита доверия властям эти люди не дадут.

Второе – рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Цены на газ, нефть и электроэнергию не стоят на месте. Динамика производительности труда же в белорусской экономике и бюджетные возможности заметно медленнее. В ситуации жестких бюджетных ограничений власти могут быть обвинены даже в минимальном росте цен на ЖКУ, вызванном объективными причинами. Население не склонно будет рассуждать рационально. Чиновники же могут не достаточно чутко уловить линию высшего руководства.

Третье событие, которое может стать катализатором кризиса доверия – окончательный отказ от компенсации людям денег по чекам «Имущество», т. е. превращение этих «ценных» бумаг в мусор de jure. Эксперты понимают, что раздача чеков в Беларуси была экономической несуразицей. Бюджетники видят, что выплатить $3 млрд. держателем чеков нереально. Дисижнмейкеры не решаются взять ответственность на себя и прекратить хождение чеков, равно как и обеспечить их действительно ценными бумагами – акциями прибыльных предприятий. Люди эмоционально могут не принять доводы политиков и чиновников. Они в очередной раз могут почувствовать себя обманутыми. Понятно, что их хотели обмануть еще в момент выпуска этих самых чеков, но весь гнев будет направлен против сегодняшней власти, каким бы ростом ВВП она не прикрывалась.

Наконец, нарастает напряжение людей относительно существующей системы контрактов. Это не значит, что белорусы против цивилизованных отношений между рабочим и работодателем. Просто в Беларуси контрактная система – это пример закабаления рабочих, односторонние обязательства перед работодателем, читай государством. Люди теряют права и чувствуют себя все более уязвимыми. Их совсем не тешит тот факт, что безработица у нас меньше 2%. Недовольство может вылиться в открытое противостояние, особенно если начнут останавливаться заводы в городах, пусть даже временно.

Известно, что лес с сильную засуху может загореться от случайно разбитой бутылки или брошенного окурка. Мелких, случайных событий, которые могут послужить поводом для развития кризиса доверия, может быть очень много. Их, конечно, может и не быть или быть в недостаточной мере. Ясно одно: у белорусских властей сегодня не кружится голова от экономических успехов. Им болит голова от созданной таким трудом и с такими издержками стабильности.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ