Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Князь Даниил или пасечник Яцко?

Русское слово. Июнь 2005 г. (Кишинев)

Петр Шорников

Международная научно-практическая конференция "Князь Даниил Галицкий и судьбы Западной Руси", состоявшаяся в Кишиневе 25-27 мая под эгидой Общественной организации "Русь" оправдала ожидания.

На научных конференциях не принято лишь зачитывать доклады. Конференции  устраивают для обмена мнениями, а, возможно,  и полемики по спорным вопросам.

Тема конференции концептуально нова, потому что князь Даниил, подобно своему современнику Александру Невскому, - знаковая фигура русской истории. Он не только сохранил галицкую государственность в середине XIII века, в эпоху татарского нашествия, но и встал у истоков этнокультурной идентичности русинов. Поскольку Карпато-Днестровские земли в те  времена входили в состав Галицко-Волынского княжества, князь Даниил является видным фигурантом предыстории Молдавии. Поэтому в дискуссии, состоявшейся при участии 20 специалистов из Молдавии, Украины и России, был затронут широкий круг вопросов истории коренного русского населения Молдавии, его участия в создании и защите Молдавского княжества, в развитие его экономики и культуры.

Закономерный характер изучения истории и культуры русинов Молдавии  отметил доктор истории Петр Шорников. Оно поставлено в повестку дня  самой логикой развития науки и подготовлено трудами ученых в 70-80 годы XX в. Археолог Павел Бырня и историк Лазарь Полевой выявили численность русинов и зону их преимущественного расселения на территории княжества, а языковед Николай Раевский возвратил в научный оборот этноним "русин", являвшийся самоназванием жителей Древней Руси, и раскрыл характер взаимодействия русинского и молдавского языков в Средневековье. Убедительные данные о проживании предков русинов в Карпато-Днестровских землях в XII-XIII вв. привел доцент Высшей антропологической школы, доктор истории Анатолий Городенко. Внимание участников конференции привлекли суждения исследователя о влиянии русинов на характер молдавской государственности, их участии в формировании молдавского народа, их вкладе в молдавскую культуру.

Научной новизной отличались сообщения старшего научного сотрудника Института российской истории РАН Михаила Юрасова о новых  известиях о крещении предков русинов Святым Мефодием и его учениками, а также сведения об отношениях Юго-Западной Руси с Чешским королевством в XIII-XIV вв.,  приведенные другим российским историком, Виталием Ковалевым. Вопрос о месте волохов, русских и татар в социальной структуре средневековой Молдавии стал темой выступления известного историка, ректора Высшей Антропологической Школы Молдавии Николая Руссева.  Наименования русских насельников Карпато-Днестровских земель, – справедливо отметил он,  коснувшись периода, предшествующего образованию Молдавского государства, – бродники, галицкие выгонцы, – отражают их занятия отгонным скотоводством, а не этническую принадлежность.

В центре внимания ученых остаются исторические связи народов, вопросы культурной преемственности. Удивительное этнокультурное сходство между русинами Закарпатья и Молдовы выявлено настоятелем православного Кафедрального собора Ужгорода отцом Дмитрием Сидором. Протоиерей о.Дмитрий, – видный ученый-русинист, профессор русской духовной академии, кандидат богословия, член-корреспондент Международной Славянской академии, председатель Общества Кирилла и Мефодия, редактор закарпатской газеты "Християнська родина", принял участие также в обсуждении доклада Сергея Суляка, президента общественной организации "Русь", рассмотревшего факторы размывания этнического сознания русинов, действующие  с времен князя Даниила до наших дней. Да, русины стали жертвой политики их денационализации, но можно ли только превратностями истории и государственной политикой объяснить переход целого этноса к криптоэтничности,  к ситуации, когда миллионы людей, подобно докладчику,  помнят своих  дедов и прадедов-русинов, но, проживая в шести государствах, официально называют себя украинцами, русскими, молдаванами, румынами, словаками, поляками, венграми? Эти сомнения обострили интерес участников к данным об этническом самосознании потомков русинов, проживающих на Севере Молдавии, оглашенным председателем Рышканской районной организации общества "Русь" Юрием Ивановым

Чрезвычайно сложен вопрос о причинах слабой сопротивляемости русинов утрате национальных культурных ценностей, затронутый митрофорным протоиереем, настоятелем храма Святого Георгия, председателем Собора Русской общины Республики Молдова о.Николаем Флоринским. Использование Молдавской Православной Церковью церковнославянского языка, отметил он,  имеет давние традиции. Молдавское княжество с момента своего основания было двуязычным, славянский язык, разговорный язык русинов, долгое время использовался в качестве официального. Присоединение Бессарабии к России способствовало духовному освобождению нашего народа. К сожалению,  современные румынские историки чернят Россию и митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони. А ведь сегодняшнее процветание Румынской православной церкви зиждется на твердом фундаменте, который был заложен стараниями Русской Православной Церкви и митрополита Гавриила, ее верного сына.

Как научный форум, способствующий укреплению научных связей России, Молдавии и Украины расценил конференцию Геннадий Коненко, заведующий отделом Молдавии Института стран СНГ (Москва). Впечатляет, отметил он, научная основательность сведений об истории русинов и их потомков, исторических и культурных связях русского населения Молдавии в Средние века, о сути русинского вопроса в настоящее время, оглашенных на конференции.  Представляется странным, что остается столь малоизученной и роль Даниила Галицкого в сохранении русской государственности после татаро-монгольского нашествия. Идеологические запреты и  цензура в научных исследованиях недопустимы, загадки русинской истории должны быть раскрыты.

Вклад конференции в осмысление исторической роли Даниила Галицкого и истории русского населения Молдавского княжества приветствовала Людмила Лащенова, председатель Русской общины Республики Молдова.

В эпоху глобализации, согласились ученые, а также около 50 участников конференции – студентов Молдавского филиала Современного Гуманитарного Университета, национальные культуры всех народов оказались под величайшей угрозой. Изучение истории русинов является одним из проявлений стремления человечества сохранить культурное многообразие мира, необходимое для прогресса. Вместе с тем, оно необходимо для создания подлинно научной картины прошлого Молдавии и будет продолжено. 

… Подобно молдаванам, ведущим свой род от воеводы Драгоша, потомки русинов Молдавии вправе избрать себе общего предка. Им может стать герой молдавской легенды сучавский пасечник Яцко. Но не больше ли оснований считать таковым  реального князя  Даниила?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ