Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Круглый стол в Госдуме по российско-азербайджанским отношениям

Михаил Александров, Фатима Теучеж

26 мая 2005 года в рамках дней Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана в России в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Российско-азербайджанские отношения: парламентское измерение». В «круглом столе» с российской стороны приняли участие депутаты Государственной Думы (В.В.Жириновский, С.В.Антуфьев, В.Л. Нефедов и др.), члены Совета Федерации, представители Министерства иностранных дел (А.Л.Прищепов и др.) и эксперты (заведующий Отделом стран Кавказа Института стран СНГ М.В.Александров, начальник Отдела СНГ РИСИ А.Ю.Скаков и др.). Азербайджанская сторона была представлена депутатами Милли Меджлиса (А.Г.Рагимзаде, А.С.Манафова, Р.Н.Асланова).  Кроме того, в дискуссии участвовали представители Межпарламентской Ассамблеи и руководства азербайджанской национально-культурной автономии в Москве.

«Круглый стол» был открыт заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Антуфьевым Сергеем Владимировичем. В ходе «круглого стола» выступили вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации Жириновский Владимир Вольфович, первый заместитель председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Рагимзаде Ариф Газаром, заместитель директора 4 Департамента стран СНГ МИД Российской Федерации Прищепов Александр Львович, координатор комитета по делам СНГ по проведению года Азербайджана в России депутат Государственной Думы Нефедов Виктор Леонидович, - председатель постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам энергетики, экологии и природных ресурсов Манафова Ася Сардаровна, член Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации Курьянович Николай Владимирович,  заместитель председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по правам человека Асланова Рабият,  член Совета Федерации Российской Федерации Дементьева Наталья Алексеевна и другие.

Участниками межпарламентской встречи были представлены доклады о состоянии отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой и об уровне делегационного обмена между парламентами обеих стран. Особенное внимание было уделено актуальным проблемам, существующим на сегодняшний день в российско-азербайджанских отношениях и тормозящим развитие добрососедских отношений между странами, а также наиболее эффективным путям их разрешения. Кроме того, представители азербайджанской и российской сторон попытались определить перспективы углубления двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других областях, дальнейшего развития договорно-правовой базы двухсторонних отношений, углубления сотрудничества между Азербайджанской Республикой и субъектами Российской Федерации.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации Владимир Жириновский отметил, что наиболее серьезные проблемы проявляются, прежде всего, на бытовом уровне. Это обусловлено тем, что, во-первых, все соглашения принимаются на межгосударственном уровне, а простые люди не понимают или не знают юридических ограничений, а, во-вторых, отсутствует пропаганда дружбы между российским и азербайджанским народами в СМИ обеих стран. По его мнению, в связи с этим необходимо вести разъяснительную работу информационно-пропагандистского характера с населением обеих стран для разрешения  проблем на бытовом уровне; решить вопрос статуса граждан, иммигрировавших соответственно в Азербайджан или Россию, на правовом уровне; развивать сотрудничество в сфере туризма, топливно-энергетической области и найти  решение проблемы, касающейся статуса Каспия. В заключении В.В.Жириновский заявил, что в целом «нет никаких антиазербайджанских настроений», а есть только одна проблема - «остатки той прошлой истории, войн, каких-то конфликтов», причем в конфликтных ситуациях в большей мере виноваты географическое положение Азербайджана и наличие нефти на его территории.

В свою очередь глава азербайджанской делегации, первый заместитель председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Ариф Рагимзаде подчеркнул, что в Азербайджане Россию воспринимают позитивно и на бытовом уровне, и на государственном уровне. При этом обстановка между двумя государствами не нагнетается, а выдавливание русскоязычной части населения  страны и неприятие к  нему на нравственном и бытовом уровне не наблюдается. Однако глава азербайджанской делегации выразил удивление по поводу негативного отношения российских властей к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, открытого накануне в Баку. По его мнению, Азербайджан вправе самостоятельно разрабатывать свою нефтяную политику. Российские компании могут тоже участвовать в официальных тендерах в проектах по разработке нефтяных месторождений и транспортировке нефти, вкладывать инвестиции в экономику Азербайджана. В заключение А.Рагимзаде отметил, «Азербайджан представляет все опасности, которые есть в мире, и непосредственно для него», но у него имеется уже опыт «квалифицированного» пресечения подобных опасностей. Однако, по его мнению, дело не в Азербайджане, а в России. А.Рагимзаде считает, что следует задуматься: «Может ли сейчас Россия, которая имеет огромные культурные традиции, общеисторический опыт, Россия, которая, в общем-то, очень многое дала для всех стран, может ли она сейчас быть медиатором культуры, европейской культуры?».

Председатель постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам энергетики, экологии и природных ресурсов Ася Манафова в своем выступлении призвала присутствующих в «круглом столе» «вести открытый разговор, не обвиняя друг друга», и остановилась на вопросах, находящихся непосредственно в её сфере деятельности. Прежде всего, основываясь на своем собственном опыте, А.Манафова заявила, что в отношении лезгинов существует только одна проблема - проблема приграничной торговли. Согласно её словам, закрытие пешеходной границы между Дагестаном и Азербайджаном осложняет общение родственников, живущих по разные стороны границы. Что касается нефтепроводов, депутат Милли Меджлиса заметила, что российская сторона всегда предъявляет претензии в этом отношении. Однако в решении вопроса по трубопроводам Азербайджан ориентировался на свои интересы и потребности. По её мнению, проект трубопровода Баку-Джейхан является экономически обоснованным в связи с постоянными авариями на российском маршруте и сложной экологической обстановкой на терминале Босфора и Дарданелл. Кроме того, перекачка азербайджанской нефти по российскому нефтепроводу обходится Азербайджану в три раза дороже, чем по маршруту Баку-Джейхан. Тем не менее, согласно заявлению депутата, азербайджанская сторона в 2004 году выполнила свои обязательства по загрузке трубопровода Баку-Новороссийск на 100% и планирует выполнить их и в текущем году. В своем выступлении А. Манафова остановилась также на проблеме задержки азербайджанских судов на российских речных каналах, экологических проблемах Каспия и необходимости разрешения Нагорно-карабахского конфликта для развития добрососедских и дружеских отношений между странами. Согласно её словам, в  1990-е годы Россия отстранилась от решения этого конфликта. На сегодняшний день трудно говорить о каком-то решении и отношениях, если Россия поддерживает Армению, которая воюет с Азербайджаном. Кроме того, остро стоит вопрос о перемещении российских военных баз на территорию Армении. В связи с этим А.Манафовой заявила: «Если мы хотим действительно решить нагорно-карабахский вопрос, …россиянам надо сказать, что мы нейтральную позицию занимаем, вывести все свои вооруженные базы из Армении и сказать: вот решайте сами, Армения и Азербайджан».

Острым моментом «круглого стола» явилось выступление члена Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Курьяновича. Депутат открыто заявил о значительном объеме оттока теневых денег из России в Азербайджан благодаря деятельности азербайджанской диаспоры; о  политической составляющей нефтепровода Баку - Джейхан, смысл которой заключается в вытеснении России из Закавказского региона; об актуальной дилемме, стоящей перед Азербайджаном: либо размещение американских военных баз на своей территории, либо очередная «цветная» революция. Н.Курьянович отметил, что есть примеры позитивного сотрудничества между представителями Азербайджана и России на международной арене. Согласно его словам, есть проблемы между странами, но надо понимать, что нынешнему руководству России приходится «убирать завалы». По его мнению, азербайджанская сторона должна понимать, что «Россия без Азербайджана, по большому счету, выживет, но Азербайджану это, в общем-то, не прибавит каких-то шансов в их позитивном и динамичном развитии». Кроме того, Азербайджан должен отдавать себе отчет в том, что, если он не с Россией, то с Америкой, третьего не дано.

Резко обозначенная позиция г-на Н.В.Курьяновича вызвала критику со стороны представителей азербайджанской парламентской делегации. В своем выступлении заместитель председателя постоянной комиссии Милли Меджлиса по правам человека Рабият Асланова  высказала негодование в отношении того, что многие российские депутаты не признают Азербайджан как самостоятельное государство. Однако, согласно её словам, Азербайджан знает угрозы  и готов противостоять им. Азербайджан сам интегрируется в мировые процессы. Говоря о том, что «дружба между народами начинается с дружбы между руководителями, между политическими партиями, между политическими лидерами», Р.Асланова сделала замечание в отношении негативных высказываний российских депутатов об азербайджанцах, например в высказываниях г-на В.В.Жириновского. Кроме того, депутат Милли Меджлиса привела также пример депутата Государственной Думы К.Ф.Затулина, который «ездит постоянно в Нагорный Карабах, поддерживает отношения с террористами и так далее». К тому же, по её мнению, в российской прессе много антиазербайджанских статей, что формирует неправильный образ азербайджанца в российском общественном мнении.

В выступлениях других участников «круглого стола» были затронуты вопросы о развитии межпарламентского сотрудничества в экономической, правовой, военной сферах, в сфере экологии, а также вопросы в области гуманитарного сотрудничества между двумя странами. По обоюдному согласию азербайджанской и российской сторон, проведение общих культурно-просветительных мероприятий должно стать фундаментом добрососедских отношений между двумя странами.  Кроме того, представителями азербайджанской стороны были внесены некоторые коррективы в текст проекта рекомендаций «круглого стола» на тему «Российско-азербайджанские отношения: парламентское измерение».

Подводя общий итог «круглого стола» можно констатировать, что дискуссия оказалась полезной, так как позволила достаточно четко выявить позиции сторон по ключевым вопросам двусторонних отношений. В частности, присутствующим с российской стороны были наглядно продемонстрированы многие политические стереотипы, на которых продолжает строиться азербайджанская внешняя политика последнего десятилетия. Более того, со стороны азербайджанских депутатов присутствовало явное стремление навязать эти стереотипы российской аудитории вместо того, чтобы попытаться объективно разобраться в существующих проблемах и нащупать пути их преодоления. Так, азербайджанские парламентарии продолжали продвигать избитый миф об отсутствии политической подоплеки в проекте нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, в то время как вся западная пресса пестрит множеством статей, доказывающих прямо противоположное. Думается, что политика игнорирования очевидного и отрицания фактов является малопродуктивной в российско-азербайджанских отношениях.

Между тем, этот прием применяется и в других областях. Так, азербайджанские парламентарии открыто отрицали факт свертывания обучения на русском языке в своей стране, хотя хорошо известно, что последними решениями министерства образования, преподавание русского в азербайджанских школах было существенно урезано, что даже вызвало протесты учителей русского языка. Кроме этого, азербайджанцы продолжают отрицать элементы дискриминации в отношении национальных меньшинств – лезгинов и талышей, которым отказывается в праве на национальную автономию, несмотря на их значительную численность в населении страны. При этом для доказательства отсутствия дискриминации приводятся странные аргументы как это сделала А.С. Манафова: мол, я сама, лезгинка, член парламента, значит лезгин не дискриминируют. Делая акцент на независимости и суверенности Азербайджана во взаимоотношениях с Россией, азербайджанские депутаты болезненно отреагировали на вполне справедливый упрек Н.В.Курьяновича о том, что перед угрозой «бархатной революции» Азербайджан фактически превращается в марионетку Запада. Вместо того, чтобы попытаться обсудить вопрос о том, в какой степени политика США и Запада в целом наносит ущерб независимости и суверенитету Азербайджана, начались личные нападки на Курьяновича. А руководитель азербайджанской делегации Ариф Рагимзаде отделался дежурным ответом, что, мол, мы все видим и никакой «бархатной революции» не допустим. Встает естественный вопрос, если вы видите нападки на азербайджанский суверенитет со стороны Запада, так чего же вы уходите от обсуждения этого вопроса, или вы только в отношении России такие смелые?

Весьма односторонний подход был проявлен азербайджанской стороной в оценке работы российских СМИ, которые якобы формируют «антиазербайджанские настроения» в российском общественном мнении. Что характерно, такие публикации заведомо воспринимались как дезинформация и обман, хотя анализ статей и передач про Азербайджан и азербайджанскую диаспору в России зачастую базируется на реальных фактах. При этом азербайджанские парламентарии не продемонстрировали желания как то повлиять на ситуацию в с самом Азербайджане и среди диаспоры с тем, чтобы изменить поведение людей в лучшую сторону и тем самым улучшить их «имидж» в глазах российской общественности. А ведь депутаты могли предложить свои услуги, например, в деле проведения просветительской и воспитательной работы среди представителей диаспоры, а также повлиять на публикации в азербайджанской прессе о России, которые далеко не так безоблачны как им самим представляется. В массе политических публикации последнего времени Россия постоянно рисуется, как некая неоимперская сила, которая всячески стремится ущемить суверенитет и независимость Азербайджана, в противоположность галантному Западу, который только и делает, что помогает исстрадавшемуся азербайджанскому народу. При этом звучит явное злорадство по поводу любых неудач России и успехов Запада в Закавказье, даже тогда когда эти «неудачи» и «успехи» являются чистым плодом фантазии самих авторов. Разве можно назвать такие публикации дружественными или даже нейтральными?

Дискуссия также показала, что ключевым стереотипом азербайджанской внешнеполитической идеологии продолжает оставаться комплекс проблем, связанный с нагорно-карабахским конфликтом. Азербайджанская сторона всячески пытается навязать мысль об особой ответственности России за разрешение этого конфликта, причем таким образом, чтобы это устраивало именно Азербайджан. Более того, дальнейшее развитие двусторонних отношений напрямую ставится в зависимость от готовности России занять позицию односторонней поддержки Азербайджана в данном вопросе и фактически порвать связи с Арменией в военно-политической области. При этом, что характерно, сами азербайджанцы не сделали никаких предложений относительно возможности наращивания российского военного присутствия в их стране. То есть нам предлагалось фактически покинуть Закавказье, поскольку это не нравится Азербайджану и таким образом расчистить дорогу для прихода в регион США и Турции.

В ходе дискуссии азербайджанские парламентарии всячески отказывались признать долю ответственности своей страны за возникновение этого конфликта, продолжали говорить «об армянской оккупации», называли армян Карабаха «террористами». На этом фоне весьма полезными прозвучали два тезиса В.Ф.Жириновского о том, что «до Карабаха был Сумгаит» и что Россия не может урегулировать нагорно-карабахский конфликт поскольку «его невозможно разрешить».

В заключение хотелось бы посоветовать азербайджанской стороне поскорее избавиться от вышеперечисленных стереотипов, так как следование им уже завело внешнюю политику Баку в непреодолимый тупик.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ