Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Американо-грузинские отношения в сфере безопасности

28.06.2005. Eurasianet

Тереза Фриз

Держа курс на интеграцию Грузии в западные структуры безопасности, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили нанес недавно визит в Вашингтон, где встретился с «друзьями» и «союзниками», в том числе с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом.

В интервью 16 июня Окруашвили заявил, что его поездка преследовала три цели: «Получить поддержку НАТО; получить поддержку Соединенных Штатов, чтобы убедить русских сесть за стол [переговоров] и решить проблемы Абхазии и Южной Осетии; и продолжить военные программы».

США и Грузия поддерживают тесные стратегические отношения, что лишний раз подчеркнул визит в середине мая в Тбилиси американского президента Джорджа У. Буша.

В настоящий момент в Ираке находится грузинский военный контингент в 850 человек, и Грузия – самый крупный, если считать на душу населения, участник коалиции под командованием Соединенных Штатов. Первая программа – «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 гг.

В 2005 г. Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн. долларов «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью ее дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. По завершении этих программ, сказал Окруашвили, около 2500 грузинских военнослужащих будут готовы для несения службы в составе международных миротворческих миссий, например в Косово и Ираке.

Грузинские и американские власти хранят молчание о содержании переговоров 17 июня между Окруашвили и Рамсфелдом. Министерство обороны заявило лишь, что стороны обсуждали «военные вопросы, представляющие взаимный интерес». Между тем, по словам одного западного военного источника, встреча была «не очень содержательной», а Рамсфелд лишь предложил пересмотреть сроки вступления Грузии в НАТО.

Грузинское военное руководство считает участие в миротворческих операциях в Ираке важнейшим элементом своей оборонной политики. Дислокация войск в Ираке необходима для того, чтобы увеличить шансы Грузии на вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Это может также дать стратегический козырь на продолжающихся переговорах с Россией по вопросу о политическом статусе настроенных на отделение от Грузии регионов – Абхазии и Южной Осетии.

В своем выступлении 16 июня в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Окруашвили охарактеризовал Россию как «страну, принимающую решения» как в Абхазии, так и в Южной Осетии. Он добавил, что очень хотел бы предотвратить реализацию сценария, согласно которому неразрешенные конфликты превратили бы Грузию в «заложницу» и помешали интеграции страны в НАТО.

«Мы хотели бы добиться того, чтобы территориальные проблемы, с которыми сталкивается Грузия, не стали непреодолимыми препятствиями на пути нашего вступления в НАТО», – сказал Гига Бокерия, член парламентского Комитета по обороне и безопасности, сопровождавший Окруашвили во время его визита в Вашингтон. «В противном случае враги Грузии будут иметь... поводы для того, чтобы не допустить какого-либо прогресса в этой области».

В настоящее время Грузия стремится выполнить обязательства перед НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства (IPAP). После этого можно будет рассчитывать и на включение страны в Программу по вступлению в НАТО (MAP). Как Окруашвили, так и Бокерия заявляют, что все требования программы IPAP будут выполнены в срок – к 2006 г. После обзора в мае хода выполнения Грузией требований IPAP в штаб-квартире НАТО в Брюсселе генеральный секретарь Альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что Грузия достигла «значительного прогресса», однако добавил, что «еще много необходимо сделать», прежде чем страна будет готова стать членом НАТО.

В своем выступлении в CSIS Окруашвили сказал, что первой задачей военных реформ в Грузии является «профессиональная подготовка, повышение боеспособности войск и... возможность взаимодействия со структурами НАТО». На его взгляд, обзор хода выполнения IPAP показал, что все элементы «реального прогресса» в процессе сближения с НАТО «налицо». Окруашвили добавил, что грузинские военные приняли во внимание несколько замечаний, сделанных в обзоре. Например, по его заверениям, «в ближайшее время» в Министерстве обороны «не планируются радикальные [кадровые] изменения».

Окруашвили добавил, что вызвавший нарекания Фонд развития армии, через который анонимные бизнесмены субсидировали грузинский военный бюджет, будет закрыт «[к тому времени], когда в конце сентября или начале октября прибудет следующая команда контролеров». Главной целью фонда является мобилизация ресурсов для «создания или совершенствования инфраструктуры министерства обороны», сказал он. В интервью, которое Окруашвили затем дал EurasiaNet, он заявил, что из этого фонда после его создания примерно год назад было взято «не больше» 11 миллионов лари (около 6 млн. долларов). На счетах фонда остается примерно 2,5 млн лари (около 1,4 млн долларов), сказал он.

Окруашвили заявил, что не намерен проводить никаких «крупных структурных изменений» или «масштабных закупок», пока в конце года не будет завершен долгожданный Обзор стратегической обороны (SDR), целью которого является инвентаризация имеющихся в наличии сил и техники. План дальнейших шагов, сказал он, должен быть подготовлен к сентябрю 2005 г. Между тем парламент рассматривает в настоящий момент «Концепцию национальной безопасности». Голосование по этому документу, который должен лечь в основу решений в сфере военной политики и обеспечения безопасности, может состояться, по словам Бокерия, уже 24 июня.

Один военный источник не согласен с заявлением Окруашвили, касающимся закупок. По словам источника, Грузия продолжает закупать у Украины вооружения, в том числе систему противовоздушной обороны.

По завершении SDR американские советники, как ожидается, окажут помощь грузинским военным в разработке оборонительной стратегии, что позволит Тбилиси согласовать задачи в сфере безопасности с возможностями бюджета. На июль намечен двухнедельный визит миссии, которая должна будет дать оценку ситуацию. Отсутствие SDR и стратегического плана обороны называется в числе главных препятствий на пути своевременного выполнения к 2006 г. требований IPAP.

Продолжаются споры и об оптимальной численности грузинских вооруженных сил. Грузия, как сообщается, хотела бы иметь четыре армейских бригады и планирует сформировать пятую. По оценкам самого Окруашвили, сегодня в Грузии более 12 000 военнослужащих – по 3000 человек на одну бригаду.

Некоторые эксперты сомневаются в способности Грузии финансировать такие вооруженные силы. Бюджет военного ведомства в настоящий момент, по словам Окруашвили, составляет 180 млн долларов (или 320 млн лари). Это несколько превышает стандарты НАТО. Расходы на оборону стран-членов Альянса обычно составляют примерно 2% внутреннего валового продукта (ВВП). Военные расходы Грузии составляют примерно 11,5% госбюджета (около 2 млрд. лари, или 1,1 млрд долларов), поглощая около 2,93% ВВП, заявил заместитель министра обороны Давид Сихарулидзе.

Бокерия убежден, что Грузия способна содержать четыре бригады. «Грузия уже продемонстрировала, что может самостоятельно финансировать собственную бюрократию и вооруженные силы», – сказал он. «Доходы бюджета растут и будут расти в дальнейшем». Однако один западный военный советник настроен более скептически: «Им не удастся содержать четыре бригады, плюс бригаду сил специального назначения, плюс военно-морские и военно-воздушные силы, плюс резерв и национальную гвардию, плюс структуры образования и подготовки. Это невозможно по всем западным стандартам», – сказал советник.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ