Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Мы в ответе за тех, кого приручили

13.07.05., «Вечерняя Москва»

Лев Фонарев, Сергей Минаев

Среднесрочная программа поддержки соотечественников принята

Вчера на заседании в правительстве Москвы обсуждались проблемы российских соотечественников за рубежом. Москва уже не первый год работает с теми россиянами, которые в разные годы и по разным обстоятельствам оказались за пределами России; несмотря на довольно непредсказуемый характер изменений федерального законодательства, последние три года эта работа идет в соответствии со среднесрочной программой по поддержке соотечественников за рубежом на 2003–2005 годы. Но время идет: пришла пора подумать о том, что будет с 2006 по 2008 годы.

Департамент международных связей города, к ведению которого относится работа с соотечественниками, подготовил проект «Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом» на этот срок. Георгий Мурадов, представляя этот проект на заседании правительства, отметил, что он подготовлен с учетом всех изменений в федеральном законодательстве, накопившихся за последние годы. А они значительны. Достаточно сказать, что в этот период был принят ставший притчей во языцех 122-й закон, которым Государственная дума фактически поставила вне правовых рамок любую деятельность российских регионов по поддержке соотечественников за рубежом. В течение пяти месяцев, с августа по декабрь 2004 года, пока усилиями МИДа и правительства Москвы не был восстановлен статус-кво, он попортил много крови и московским структурам, работающим на этом поле, и организациям самих соотечественников.

На заседании правительства было отмечено, что именно благодаря усилиям московского правительства работа с соотечественниками за рубежом начала приобретать системный характер. Константин Затулин, бывший содокладчиком Георгия Мурадова на заседании, уподобил ситуацию до принятия первой программы, то есть до 2003 года, «заботе о детях» в СССР – имели место разовые акции, вызывавшие умиление главном образом самим фактом их проведения. С тех пор появились и окрепли связи с организациям соотечественников за рубежом – в том числе такими заметными, как Международный совет российских соотечественников (МСРС) и Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС). И, как следствие, на помощь Москвы стали рассчитывать, ее стали ждать.

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, возглавляющая городскую межведомственную Комиссию по работе с соотечественниками, в этой связи вспомнила слова Антуана Сент-Экзюпери об ответственности за тех, кого мы приручили. А Владимир Малышков упомянул об одном конкретном человеке – живущем в Риге Герое Советского Союза, латыше, участнике обороны Москвы, который и сейчас, в восемьдесят с лишним лет, готов встать на защиту российской столицы: как мы можем отказывать в помощи такому человеку? В общем, среди участников заседания правительства не нашлось ни одного, который бы счел эту работу несущественной или малоактуальной. Ею нужно заниматься не потому, что Москву кто-то или что-то обязывает ею заниматься, а потому, что мы сами выступали ее инициаторами и считаем ее своим моральным долгом.

Правда, с момента принятия первой программы ситуация изменилась не только с законодательством, но и с позицией по этому вопросу федерального уровня власти. Хотя многие выступающие отметили, что в некоторых регионах компактного проживания соотечественников активность федерального центра пока не замечена, тем не менее ассигнования на эту работу из федерального бюджета имеются, и они не так уж малы.

Следовательно, встает вопрос о координации усилий между Москвой и Россией, дабы не мешать друг другу на одних направлениях и не оголять другие.

Новыми позициями в программе на 2006–2008 годы являются традиционно противоположные вещи: наука и религия.

Одним из направлений работы с соотечественниками должен наконец стать поиск ученых российского происхождения, двигающих работу в лабораториях мира, и установление между ними и их московскими коллегами постоянных контактов.

Другим – более активная поддержка русской православной церкви в странах ближнего зарубежья, где на нее последние годы оказывается значительное давление. В сфере образования программа предусматривает создание специальных учебников для семейного обучения детей соотечественников русскому языку – это очень актуально в тех странах дальнего, а теперь уже и ближнего зарубежья, где в школах русский язык не проходят вообще или уже.

Острая дискуссия, развернувшаяся вокруг программы, привела к тому, что правительство ее утвердило с оговорками – в течение трех недель разработчики программы должны доработать ее в соответствии с озвученными на заседании замечаниями.

Председательствовавший на заседании Валерий Шанцев особо подчеркнул, что ни у него, ни у кого другого в правительстве Москвы и в мыслях не было, что ее можно не утвердить. Другое дело, что любую программу можно и нужно улучшать.

Итоги заседания правительства для «ВМ» прокомментировал руководитель Департамента международных связей Георгий Мурадов

– Всеми членами правительства, в том числе и Валерием Павлиновичем Шанцевым, была поддержана важность работы, которую проводит Москва. Практически все поддержали и необходимость восстановления – я не говорю увеличения – объема финансирования, предусмотренного комплексной программой 2003–2005 годов. Как известно, она предусматривала на 2005 год 180 миллионов рублей. Эта сумма была срезана на 16%, оставлен 151 миллион рублей, из-за чего свернулись некоторые значимые программы, в том числе образовательные. На мой взгляд, высказанные на заседании правительства замечания о необходимости развернуть некоторые позиции программы вполне обоснованы, и мы, безусловно, это сделаем в рабочем порядке в течение трех недель. Я хотел бы особо отметить предложения депутатов Московской городской думы и ее председателя по восстановлению и увеличению объема финансирования программы.

– На заседании присутствовали представители федерального уровня власти, в том числе глава Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова, и очень часто говорилось о недостатке координации в работе с ними…

– Может быть, не все это знают, но мы в повседневном режиме координируем всю нашу деятельность по поддержке соотечественников и с МИДом, и обязательно с посольствами. У нас есть очень жесткое правило: мы не проводим ни одного мероприятия без согласования с посольствами. В этом смысле я абсолютно удовлетворен взаимодействием с федеральными структурами и МИДом прежде всего и могу сказать только одно: то, что некоторые аспекты работы с дальним зарубежьем не охватывает федеральная программа, вина не МИДа. Это была позиция Минфина, и это ущербная позиция. В дальнем зарубежье, особенно в таких странах, которые традиционно привязаны культурными и образовательными связями к России, безусловно, существует необходимость поддержки соотечественников и на федеральном уровне.

Но кое-что должны делать и мы. Например, по федеральной программе невозможно поставлять учебники в страны дальнего зарубежья, зато мы можем это делать.

– Чем вы объясняете такой интерес собравшихся к вопросам поддержки деловых структур соотечественников?

– Если наши соотечественники обретут экономическую силу, станут пользоваться влиянием в экономиках тех стран, где они проживают, это сразу скажется на отношении к ним со стороны местных властей – будет больше и внимания, и уважения. У нас свыше ста пятидесяти проектов экономического сотрудничества в работе; другое дело, что эти проекты проходят через структурные подразделения правительства Москвы с огромным трудом. Мы надеемся, что эти подразделения после сегодняшнего заседания примут во внимание важность этой тематики.

– Как вы оцениваете перспективы взаимодействия с Международным советом российских соотечественников на ближайшие три года?

– Мы взаимодействуем и будем взаимодействовать с МСРС, но мы не можем выпячивать это, как будто Московское правительство и только оно финансирует его деятельность – это не правильно, и на самом деле это не так. Мы лишь помогаем этой неправительственной организации проводить их мероприятия, пока она проходит период становления. Это не только с МСРС так – ведь у наших соотечественников нет правительственных организаций, они все неправительственные. Нужно быть деликатными.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ