Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беларусь создаст в Европе экономическое лобби

01.07.2005. Белорусские новости

Валентина Вешторт

Нам нужна агрессивная экспортная политика и инвестиции в высокотехнологичные отрасли, обозначил внешнеэкономические приоритеты Республики Беларусь премьер-министр республики Сергей Сидорский, встречаясь в конце июня с советниками по торгово-экономическим вопросам загранучреждений страны.

Экспортная политика страны должна быть стратегически выверена, считает премьер-министр. По его мнению, внешнеэкономическая деятельность не может ограничиваться поставками по простым контрактам. Беларусь должна участвовать в создании новой наукоемкой технологической продукции в Европе, использовать возможности сотрудничества с транснациональными компаниями, через активные контакты с зарубежными партнерами формировать там «свое экономическое лобби».

Ненадежность сотрудничества по простым контрактам проявилась в отношениях белорусских производителей с их российскими потребителями в условиях перехода на принцип взимания НДС по стране назначения, считает премьер. На первом этапе Беларусь потеряла почти 30% товарооборота с РФ и 21% — с нашим крупнейшим партнером — Москвой, проиллюстрировал свой тезис цифрами С.Сидорский.

Потерь избежать удалось только тем предприятиям, которые активно развивают свои товаропроводящие сети, уточнил премьер-министр и нацелил производителей заниматься их созданием, а торгово-экономических советников — всячески им в этом помогать. По его данным, в настоящее время белорусский производитель имеет за рубежом всего лишь 119 прямых объектов товаропроводящей сети, через которую при 30-миллиардном обороте в этом году было поставлено продукции всего лишь на 449 млн. USD. При этом на территории  основного белорусского торгового партнера — РФ — таких объектов всего лишь 78 и проходит через них только 29% продаваемой продукции. Особенно беспокоит правительство Беларуси тот факт, что из 119 валообразующих предприятий товаропроводящие сети имеют лишь 17.

Показательно, что на территории Польши, которая имеет 350 объектов товаропроводящей сети в Беларуси, белорусский производитель представлен лишь 30 подобными торговыми точками. Причем это не единственное, чему могут поучиться белорусские  предприятия у западной соседки.

Сопоставительный анализ структуры польского и белорусского экспорта дает основания говорить о том, что в Беларуси недостаточно продумана экспортная стратегия. Мы поставляем в Польшу нефтепродукты, сырую нефть, калийные удобрения, казеин и т.д., то есть полуфабрикаты, сырье, в то время как оттуда к нам везут уже готовую продукцию, обратил внимание белорусских производителей премьер-министр и призвал ориентироваться на экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Правительство не устраивает то, что стратегия экспорта строится на сырьевых рынках», — сказал Сергей Сидорский.

Кстати, отсутствие ориентации на экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости премьер назвал одним из недостатков подготовленного проекта Национальной программы развития экспорта. Еще одни моментом, требующим доработки, по его словам, является отсутствие в этом документе перспективного взгляда на будущее белорусского экспорта в связи с изменяющимися жизненными реалиями (расширение ЕС, вступление в ВТО). Разумеется, что все ориентиры, обозначенные премьер-министром, должны быть основой как государственного подхода к экспорту, так и проявляться на уровне отдельных предприятий.

Вполне возможно, что изменится подход правительства к подбору торговых представителей Беларуси за рубежом. «Мы должны сделать ставку на практиков-менеджеров, которые знают производство, знают рынки, условия и правила торговли даже ущерб некоторым предприятиям, мы должны: пригласить лучших менеджеров из банков, коммерческих структур: и выйти с инициативой к Президенту, чтобы эти люди представляли торговые интересы нашей страны», — считает С.Сидорский.

Кроме аспектов, обозначенных премьер-министром, правительство предлагает активнее вовлекать во внешнеэкономическую деятельность негосударственный сектор, на долю которого, по словам замминистра иностранных дел Александра Михневича, приходится 20% экспорта. Для этого имеет смысл разрабатывать не только отраслевые и ведомственные стратегии экспорта, но и региональные, считает замминистра. По его мнению, в корректировке нуждается и подход к организации работы отделов сбыта предприятий, только 1/3 сотрудников которых имеют высшее образование и лишь каждый 7-й владеет иностранным языком.

Реализация задуманных мер способна удержать сальдо положительным, заверил премьер-министр (напомним, что в январе — апреле 2005г. Беларусь сформировала положительное сальдо во внешней торговле товарами в размере 480,7 млн. USD, в то время как в аналогичном периоде прошлого года сальдо было отрицательным в размере 339,5 млн. USD).


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ